Формы организации практико-ориентированного профессионального общения на примере функционирования городской медиашколы для руководителей школьных пресс-центров и студий аудиовизуального творчества
В наши дни процесс повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников приобретает всё более непрерывный характер. Тенденция «обучение через всю жизнь», востребованная в информационном обществе, для педагогов во все времена была составной частью данной профессии, а в настоящее время стала, несомненно, ещё и осознанной необходимостью.
Медиаобразование, как актуальное направление педагогики, успешно развивает ключевые для всех участников воспитательно-образовательного процесса компетенции XXI века: коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность. Для руководителей школьных пресс-центров и студий журналистики знакомство с современными медиаобразовательными методиками, технологиями и медиаинструментами является одним из важнейших аспектов в профессиональной деятельности. Сегодня, чтобы создавать любое школьное медиа (печатное, интернет-издание, радио, ТВ) вместе со школьниками, педагог должен сам обязательно обладать и специализированными знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Именно поэтому среди руководителей детско-юношеских пресс-центров, студий и кружков детской журналистики, работающих на базах образовательных учреждений общего и дополнительного образования, востребованной формой является практико-ориентированное профессиональное общение, в том числе и осуществляемое в рамках деятельности городской медиашколы.
Городская медиашкола, организованная специалистами сектора медиаобразовательных проектов Новосибирского городского Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» совместно с кафедрой журналистики Новосибирского государственного педагогического университета, функционирует в образовательном пространстве города с 2018 года. Целевая аудитория медиашколы объединяет на своих занятиях как взрослых слушателей, среди которых могут быть руководители пресс-центров, педагоги дополнительного образования студий журналистики, методисты, педагоги-библиотекари, заместители директоров по воспитательной работе и др., так и обучающихся, увлекающиеся журналистикой и медиатворчеством – школьников и студентов. Такой подход не случаен, он соответствует следующим ведущим принципам медиаобразования, представленным в «Словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» известного российского исследователя А. В. Федорова:
«– …медиаобразование пытается изменить отношения между учителем и учащимися, давая им возможность для размышления и диалога;
– медиаобразование – это, скорее, диалог, чем дискуссия;
– медиаобразование направлено на совместное, преимущественно групповое, обучение;
– медиаобразование состоит из «практической критики» и «критической практики»;
– медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами;
– медиаобразование – особая область. Существующие знания не просто передаются учителями или «открываются» учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися» [1].
Опираясь на эти и другие принципы медиаобразования, строится и содержательная модель медиашколы. Занятия проводятся в течение всего учебного года 1-2 раза в месяц, их форма обязательно имеет практическую направленность и может варьироваться, в зависимости от организационных возможностей и конкретных образовательных задач.
Мастер-классы от профессиональных журналистов и других специалистов в сфере медиа – одна из самых востребованных форм, так как у слушателей имеется возможность не только узнать что-то новое о принципах и содержании деятельности СМИ, но и лично пообщаться с профессионалами, задав свои вопросы по определенной теме и получив ответы от спикера.
На занятиях в форме творческой лаборатории от преподавателей высшей школы (кафедры журналистики НГПУ и других вузов) в интересном интерактивном формате рассматриваются вопросы методики и дидактики различных видов и форм медиаобразовательной деятельности.
Выездные обучающие пресс-конференции проводятся для представителей детских и юношеских редакций на базах ведущих новосибирских предприятий и организаций. Такое медиаобразовательное событие состоит из нескольких этапов: обязательная подготовка (предварительное изучение материалов о герое и информационном поводе, разработка вопросов); участие в пресс-конференции в качестве журналиста; итоговый этап (написание и редактирование материала, верификация информации, публикация информационного продукта).
Для более углубленного знакомства с работой профессионалов в сфере медиа для команд школьных пресс-центров организуются экскурсии в редакции новосибирских СМИ (ГТРК «Новосибирск», телекомпания ОТС, газета «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области», пресс-центр ИТАР-ТАСС, радио «Мост» и другие медиа).
Семинары, открытые занятия и другие обучающие мероприятия проводятся в рамках сетевого сотрудничества на базах образовательных учреждений общего и дополнительного образования города Новосибирска совместно с Городским методическим объединением руководителей школьных пресс-центров и студий аудиовизуального творчества (куратор МКУДПО ГЦИ «Эгида»).
Одной из важных форм профессиональной коммуникации в рамках работы городской медиашколы также является тематическая рубрика «Медиаобразование для всех» новосибирского электронного издания «Интерактивное образование» (издается МКУДПО ГЦИ «Эгида»), где педагоги представляют свой опыт медиаобразовательной деятельности в виде публикаций. Это способствует не только выявлению и распространению лучших педагогических практик в данном направлении, но и повышению личного профессионального мастерства для самих авторов. При написании такой статьи необходимо проанализировать и обобщить свои наработки, подобрать соответствующий иллюстративный материал в виде фотографий, видео или инфографики, грамотно описать методическую и дидактическую составляющую своей деятельности, составить список используемых источников и др.
Подобные формы организации обучения вызывают большой интерес у педагогов. Они способствуют развитию у слушателей городской медиашколы как soft skills (гибкие навыки: общение, креативное мышление, эмпатия и др.), так и hard skills (жесткие навыки: владение программами обработки фото и видео, вёрстки макетов, создания инфографики, и др. современными медианструментами). Практическая значимость таких профессиональных коммуникаций обусловлена современными требованиями к медиапедагогу, так как динамика образовательных тенденций сегодня по-новому ставит вопросы профессионального роста, повышения квалификации и восполнения профессиональных дефицитов для педагогических кадров.
Список литературы
1. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
Количество просмотров: 1427 |
Добавить комментарий