Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей
Актуальная версия профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» не выделяет высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю как единственное условие для осуществления трудовой функции педагогом дополнительного образования. Это расширяет возможности для специалистов самых разных областей в реализации их педагогического потенциала. Успешно состоявшийся в профессии человек становится для учащихся одним из наиболее показательных примеров применения получаемых на занятиях знаний, их востребованности на рынке труда. Обучение у хорошего практика – это актуальные профессиональные пробы и гибкие маршруты индивидуального развития. Для образовательной организации дополнительного образования такое выстраивание системы образования – один из важных трендовых показателей, закрепленных в основополагающих нормативных документах.
Между тем у людей, пришедших в профессию педагога дополнительного образования из других профессий, зачастую отсутствует методическая и нормативно-правовая база, без которой реализация профстандарта в части создания и реализации современных программ может вызывать серьезные затруднения, вплоть до развития кризисных состояний. И если на этом этапе не будет бережной и профессиональной поддержки, учреждение может потерять ресурсного и изначально высокомотивированного специалиста. И включение таких педагогов в систему наставничества является возможностью социальной, профессиональной и психологической адаптации. На своем личном примере я хотела бы отметить основные особенности персональной программы сопровождения, наставничества, которая была реализована со мною моим наставником – заместителем директора по методической и профильной работе ЦДО «Алые паруса» Натальей Владимировной Шестаковой, – и зафиксировать ключевые системные особенности, серьезно повлиявшие на формирование моего индивидуального методического подхода к работе с юнкорами творческого объединения «Школа юного журналиста».
Как журналист с высшим профессиональным образованием, я пришла в педагогику после пятнадцати лет насыщенной и успешной работы по профилю. Все виды СМИ (ТВ, печать, Интернет), кадрового потенциала (ведущий журналист, редактор, руководитель пресс-службы), принадлежности деятельности (городские, областные, корпоративные СМИ), направления деятельности (политические, социальные, бизнес, общего профиля) – есть в моем портфолио. Награды в профессиональных конкурсах и собственные авторские проекты существенно «утяжеляют» его. А так как в журналистику я пришла еще в школьной юности через юнкоровское движение, и мне, в свою очередь, очень повезло с педагогами-наставниками (Дадонова Мария Петровна, заслуженный работник СМИ Новосибирской области, двадцать лет руководила Сузунской районной газетой «Новая жизнь»; Анатолий Иванович Соков, член Союза журналистов России, основатель отделения журналистики НГПУ), то не понаслышке знала, насколько вдохновляет и мотивирует молодежь такой увлеченный педагог, сам состоявшийся в профессии. Мне казалось, что нет ничего проще передачи собственного опыта в любимой и досконально известной профессии. Между тем в первый год работы я столкнулась с такими трудностями, как:
– отсутствие понимания системы планирования календарного учебного графика и учебно-тематического раздела дополнительной общеобразовательной программы;
– отсутствие знаний норм СанПиН, а также стратегического понимания работы учреждения в целом, а не только своего творческого объединения;
– отсутствие навыка проведения входной диагностики учащихся и умения ее разрабатывать;
– отсутствие знаний о трендах в образовании, изменениях нормативно-правовой базы для их реализации и ответственности учреждения за их невыполнение.
Буквально с колес пришлось пересматривать и другие направления, казавшиеся знакомыми: существенно сокращать время изучения истории отечественной и зарубежной журналистики, в итоге оставив только сводный анализ основных периодов и этапов их становления; включать элементы базиса системы воспитания в программу; учиться оформлению документов, необходимых для посещения учащимися мероприятий с целью последующего освещения в СМИ, и так далее.
Сразу скажу, что принять и адаптироваться в статусе «наставляемого» мне было психологически непросто, имело место эмоциональное негативное восприятие. Это, разумеется, связано с «кризисом мастерства», когда профессиональный бэкграунд мешает взглянуть на свою педагогическую деятельность критически. Я уверена, что с этим сталкиваются многие, другое дело – это нужно осознать и направить энергию в позитивное русло. В моем случае я выделяю несколько основополагающих направлений, реализованных Шестаковой Н.В. в программе наставничества:
1. Развитие методических компетенций. Это происходило путем подбора информации по профилю для самостоятельного обучения и существенно облегчало задачу, экономило время. Имела место детальная проработка понятий с элементами треннинговых технологий: выявление роли реализуемых мною направлений в рамках функционирования творческого объединения в имиджевом развитии учреждения; поиск научного компонента в гуманитарном знании при написании статей о практическом педагогическом опыте; включение трендовых направлений в составление программы ДООП. Это позволило расширить представление о профессии и скорректировать свою деятельность в соответствии с госзаказом и Атласом профессий будущего. Кроме того, я неожиданно в себе открыла способности анализа, обобщения, систематизирования и даже разработки кейсов методического сопровождения не только учащихся, но и педагогов.
2. Развитие корпоративной культуры. Это выражалось во включении меня в систему курсового обучения по программам Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования; разработке материалов для участия в конкурсе «Сердце отдаю детям», разработке индивидуального маршрута педагогического развития. Это дало возможность начать создание бренда творческого объединения – в том числе, с участием учащихся, и приступить к разработке презентационных материалов объединения, которые могут быть представлены на всех уровнях. Участие в курсах повышения квалификации запустило формирование еще более творческого подхода к оформлению педагогической деятельности, что также на сегодняшний день является требованием и пожеланием Учредителя.
3. Вовлечение в социальную и общественную деятельность. Оно было и ранее, но теперь стало более осознаваемым и фиксируемым с точки зрения оформления своего педагогического и эмоционального опыта. За летнюю оздоровительную кампанию-2023 я приняла участие в трех профильных сменах – «Под небом сибирским, под флагом Российским», «Юный десантник», а на профильной смене «Компас» получила опыт работы с трудными подростками. Это дало неожиданные результаты: мною в кратчайшие сроки пересмотрена и переориентирована программа первого года обучения в сторону развития навыков тайм-менеджмента, творческих ресурсов и эмоционального интеллекта. А участие вместе в профориентационном проекте «Край», автором которого является Шестакова Н.В., запустило в моем объединении ориентацию на грантовое движение учащихся (сама уже имею такой опыт). Имело место расширение социальных связей: в настоящее время мы заключили соглашение с Новосибирским региональным отделением Российского экологического общества и волонтерским отрядом «Зеленая дружина» о сотрудничестве и поддержке творческих инициатив юнкоров, связанных с трендовым направлением образования – экологическим просвещением.
Резюмируя вышесказанное, могу смело утверждать, что наставничество, если оно реализуется в корректной форме, остро необходимо начинающему педагогу. Главное, чтобы оно было индивидуально ориентированным и отвечало запросам самого наставляемого. Тогда он активно включится в процесс, и в очередной раз подтвердится истина, высказанная немецким педагогом А. Дистевергом: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».
Количество просмотров: 1057 |
Добавить комментарий