Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений

 
 

Белова Наталья Николаевна,

педагог МБДОУ д/с № 54 г. Новосибирска,

студент-магистрант Новосибирского государственного педагогического университета

 

Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Использование современных информационно-коммуникационных технологий является важным фактором повышения качества образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в разделе «Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы в дошкольном образовании» обязывает ДОУ организовывать «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс» [3, с. 12].

Разработке базовых теоретических положений и направлений практической реализации медиаобразовательных проектов посвящены работы многих ученых и практиков, в частности, обобщающий труд исследователей научной школы под руководством А. В. Федорова «Проблемы медиаобразования» [2, с. 4-183].

Создание партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников предполагает широкий спектр средств, в числе которых апробируются подходы к использованию медиаобразовательного потенциала социальных сетей.

Понимание особенностей семьи, грамотное планирование взаимодействия ДОУ с родителями, активное вовлечение их в сотворчество в деле воспитания делает партнерство успешным. Под готовностью родителей к взаимодействию с образовательным учреждением понимается такое состояние, при котором родители заинтересованы в конструктивном общении, имеют представление о формах социального взаимодействия с системой дошкольного образования и воспитания, уверены в профессионализме сотрудников ДОУ и выражают им свое доверие, владеют навыками взаимодействия, способны к саморегуляции и самоконтролю [1, с. 111-117]. Участие родителей в работе ДОУ, совместные мероприятия с детьми и их личный пример – все это вместе положительно влияет на воспитание детей и их адаптацию к социокультурным нормам. Активное включение родителей в общий воспитательный процесс детского сада помогает достичь взаимопонимания и существенно повышает уровень партнерства.

Ориентирами такого партнерства являются:

– объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе;

– повышение компетентности родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста;

– оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка.

Поиск новых подходов к выполнению современных требований указывает на возможность использования медиаобразовательного потенциала социальных сетей к более активному вовлечению родителей в образовательный процесс в условиях их занятости на работе и дефицита времени на общение с детьми. Анализ многих факторов, влияющих на снижение воспитательного потенциала семьи, подвел педагогов МБДОУ «Детский сад № 54» к разработке в 2019 г. проекта «Социальная сеть как эффективная форма взаимодействия образовательной организации с семьей».

Цель проекта заключалась в более активном вовлечении семьи в процесс развития собственного ребенка через социальную сеть «ВК», созданную ДОУ.

Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:

1. Применение ресурса сетевого взаимодействия в целях психолого-педагогического просвещения родителей и вовлечения их в процесс развития собственного ребенка.

2. Развитие творческих, коммуникативных навыков и критического мышления через создание единого медиаобразовательного пространства ДОУ и семьи.

3. Повышение профессиональной медиакомпетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.

4. Оперативное информирование родителей о жизнедеятельности детей ДОУ.

Стратегия проекта строилась на принципах широкого подхода к медиаобразованию, что предполагает максимально возможное использование социальной сети для расширения коммуникационных связей в рамках социальной группы с использованием современных технологий. Решение конкретных задач диктовало необходимость создания узкоспециализированного контента для взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках социальной группы «детский сад – семья».

Работа над проектом осуществляется с учетом трех базовых направлений реализации медиаобразования:

– медиаграмотность (умение опознавать различные типы медиа и понимать разнообразные сообщения, а также создавать их);

– медиакомпетентность (необходимость совершенствования проекта по мере его развития);

– медиабезопасность (группа «Вконтакте» является публичной и открытой страницей, что предполагает тщательный выбор информации, не нарушающей норм морали).

Ведение официальных групп осуществляется согласно единой информационной политике Новосибирской области, реализуемой департаментом информационной политики администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области. Это накладывает определенную ответственность на дошкольное учреждение по ведению группы и контенту. Наша группа прошла идентификацию и аутентификацию с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), отмечена Госметкой, которая говорит о том, что группа является официальной и информация, размещаемая в ней, является достоверной. Центр управления регионом Новосибирской области осуществляет контроль за исполнением всех требований, предъявляемых к ведению социальных сетей государственных организаций.

Назначен ответственный исполнитель, который обеспечивает подтверждение подлинности с использованием учетной записи ЕСИА (наличие госметки) в социальных сетях, защищенность через подключение двухфакторной аутентификации, подключение к компоненту «Госпаблики» единого окна цифровой обратной связи на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг. Он же осуществляет регулярную обработку сообщений и комментариев пользователей и размещает ответы на них, удаляет комментарии и сообщения пользователей, нарушающие нормы действующего законодательства, а также содержащие спам-рассылки, оскорбления, нецензурные выражения. Ему же предоставлено право ограничения в коммуникативных возможностях пользователей, допустивших нарушения политики социальной сети.

Повысились требования к оформлению официальной страницы, шапка профиля, аватар, карточки, заставки рекомендуется выдерживать в едином стиле, то есть цветовая гамма, графика, шрифты и другие элементы.

Появилась классификация официальных страниц в социальных сетях:

Флагманские госпаблики. Минимальное количество подписчиков – 1000, не менее 50 % от жителей муниципалитета. Размещение не менее 5 постов в неделю.

Активные госпаблики. Минимальное количество подписчиков – 500, не менее 20 % от жителей муниципалитета. Размещение не менее 3 постов в неделю.

Паблики-визитки. Требования ведения социальной сети соответствует базовым. Размещение не менее двух «приветственных постов».

Наша группа в социальной сети «Вконтакте» (Рис. 1) соответствует статусу «Активная». Сейчас в сообществе 589 подписчиков, опубликовано 440 постов.

Рис. 1. Официальная страница группы МБДОУ «Детский сад № 54» в социальной сети «ВКонтакте»

Самое главное в социальной сети – это контент. В своей работе мы ориентируемся на десять принципов качественного, полезного и интересного контента: живой язык; качественные видео; качественные фото; качественные инфографика и карточки; интерактивные форматы; работа с комментариями; сторис; приземление повестки; новые форматы.

На официальной странице нашего детского сада публикуем разные виды контента: информационный, развлекательный, вовлекающий (голосование, опросы, комментарии).

Для получения информации о детском саде родители предпочитают использование мобильных телефонов. В 2019 г. 77 % участников нашей группы «Вконтакте» просматривали новости о жизни детского сада, используя мобильные телефоны, сейчас эта цифра увеличилась до 97, 26 %.

Важным условием успешного продвижения является регулярная публикация постов не менее трех раз в неделю. Для привлечения уникальных посетителей в местах с наибольшей проходимостью были размещены изображения с Q-кодом. Наиболее успешными проектами за время реализации проекта оказались акции «Бессмертный полк», «Мы помним, мы вместе», «Мой любимый питомец». Совместное участие родителей и детей в проектной деятельности способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Больше просмотров получают посты, обзоры с праздников и детских развлечений, выставок рисунков и поделок, которые проходят в детском саду, и, конечно, голосования. Так же востребованы мастер-классы с педагогами и родителями, например, пост от 28 августа 2023 г. «Период адаптации к детскому саду» собрал 711 просмотров.

Для того чтобы подписчики активнее участвовали в мероприятиях, их необходимо приглашать, призывать к действию. Посты с призывами к действию набирают наибольшее количество просмотров и лайков. Например, пост от 31 октября с призывом «Чтобы победить, нам необходимы ваши❤» получил 743 просмотра, 53 лайка. Пост от 24 сентября с призывом «Сегодня предлагаю добавить осенней красоты в наше дружное и теплое пространство, делитесь фотографиями» собрал более 643 просмотров, а самое главное люди поделились прекрасными осенними фотографиями. Посты с рубрикой «Мультпросвещение» также имеют хорошую статистику от 600 просмотров, в комментариях подписчики делятся своими впечатлениями от увиденного.

Дружно и активно участники сообщества вовлекаются в процесс голосования, когда необходимо выбрать лучшее. Например, пост от 26 июня, где необходимо было выбрать лучшую стенгазету, собрал 4100 просмотров, 222 комментария и 14 репостов. Для нашей небольшой группы это достойный результат.

Взаимодействие с семьей в социальной сети носит легкий, неофициальный характер, что привлекает родителей и делает их участниками образовательного процесса, а социальную сеть – привлекательной формой коммуникации.

На данный момент в группе сформировался круг активных педагогов и родителей, которые предлагают свои материалы для публикации, активно комментируют, ставят лайки, участвуют в опросах. Их количество растет, что свидетельствует о их вовлеченности в воспитательный и образовательный процесс и желании строить партнерские отношения.

В связи с новым статусом группы и новыми требованиями к ее ведению обозначились проблемные зоны, а именно временные затраты на ведение социальной сети.

Проект продолжает развиваться, статистика показывает, что уровень вовлеченности родителей в виртуальные и интерактивные мероприятия растет, есть согласованность действий педагогов и родителей в воспитании детей, повышается психолого-педагогическая компетентность родителей.

Характер педагогического сотрудничества дошкольного учреждения с семьей соответствует требованиям ФГОС ДО и строится по принципу сотрудничества, реализованная модель единого образовательного пространства детского сада и семьи – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия с целью развития личности дошкольника.

Литература

1. Багинская, Е. С. О необходимости исследования психологической готовности родителей в рамках социального партнерства с дошкольным образовательным учреждением // Научное мнение. – 2020. – № 5. – С. 111-117.

2. Федоров, А. В. Проблемы медиаобразования: (науч. шк. под рук. А. В. Федорова) / А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. А. Новикова [и др.]; – Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. педагогического института, 2007. С. 4-183.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 3.2.5.5, с. 12) // https://pravo.edusite.ru/Order-of-Ministry-Education-17-10-2013-N-1155-w....

Количество просмотров: 1151  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы