«Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики
С развитием медиасферы по принципу визуализации востребованными оказываются учебные программы в области медиаобразования, в которые включаются основы фотожурналистики и создания визуального контента для социальных медиа [1], [2].
Основам фотожурналистики можно обучать не только юнкоров, сотрудников школьных пресс-центров, учащихся медиклассов, но и «классических» учеников, не имеющих специальной медиаподготовки, так как в эпоху мобилографии работает эффект «мы-медиа» (многие создают фотоконтент для своих страничек в соцсетях).
Рассмотрим одно из занятий, разработанное в рамках курса «Фотодайвинг: погружаемся в мир фотоконтента» для учащихся Новосибирской классической гимназии № 17.
Фотоякори: что нужно знать о роли визуализации
Курс по фотожурналистике для учеников медиакласса должен формироваться не в рамках профориентационной подготовки, а в формате изучения собственного медиапотребления и создания фотоконтента для личных пабликов в соцсетях.
Как показывает практика работы с учениками средней и старшей школы, несмотря на популярность социальных сетей в подростковой среде и активной моды на блогерство, школьникам сложно разобраться в нюансах работы социальных медиа и принципах создания качественного медиапроекта.
Стереотипом является понимание хорошей страницы в соцсетях как паблика, наполненного отчетными фотографиями о своей школьной жизни и вне ее стен, а также визуализированными мотивационными цитатами и мемами.
Именно с разбора кейсов (типичных пабликов школьников) имеет смысл начинать погружение в мир фотожурналистики, так как приближенность примеров к собственной медиапрактике повышает уровень аттракции учеников и их включенности в ход занятия.
Основными условиями для формирования интереса учеников к изучению основ фотожурналистики является направленность на собственную практику (создание фотоконтента для личных аккаунтов, медиапортфолио школьника / класса, собственное резюме и т. д.).
Фотодайвинг: техника безопасности
При погружении на глубину любой дайвер еще раз проходит инструктаж по технике безопасности. Информационная безопасность не менее важна в процессе фотодайвинга.
Как правило, школьники затрудняются дать четкий и развернутый ответ на вопрос: «С какой опасностью могут быть связаны размещаемые ими в соцсетях фотографии?»
В связи с этим негативная практика может быть представлена в качестве краткого обзора возможных рисков.
Каждый день мы просматриваем множество фотографий, листая ленту в соцсетях. Кто-то публикует свои снимки, кто-то размещает чужие. Но знаете ли вы, насколько это безопасно?
Опасно выкладывать с соцсети следующую информацию:
– фото документов, банковских карт, билетов;
– вид из окна или селфи на фоне дома, школы;
– крупные покупки;
– геолокацию.
Информация, размещенная в соцсетях, может быть найдена и использована кем угодно.
Что могут о вас узнать по невинным фото в соцсетях?
Сами по себе фотографии, может быть, и безобидны, но представим ситуацию: вы опубликовали фото своего дома, потом – фото своей новенькой PlayStation, большого телевизора или другой крупной покупки, потом уехали с родителями на море или в другой город к родственникам, откуда тоже поделились фото с геопривязкой, и этой информации преступнику более чем достаточно.
Геопривязка фотографий также помогает понять злоумышленнику ваш типичный маршрут и значимые места даже без наружного наблюдения. Фактически, размещая фотографии и отмечая на них местонахождение, вы делаете половину работы за злоумышленника.
Конечно, школьники знают, что такое геолокация и используют ее, как правило, в целях передвижения по городу. Важно акцентировать их внимание на этой функции, как цифровом следе, который может быть использован разными специалистами, в том числе в сфере мошенничества. В таком ключе фотография перестает быть просто снимком и приобретает статус своеобразного цифрового документа.
Фотоохота: техника безопасности
Обсуждение вопросов соблюдения личной фотобезопасности является своеобразным мостиком при переходе от формы / формата фотоконтента к его содержанию. Когда школьники делают фотографии, то обычно не задумываются о целевой аудитории, которая будет изучать эти снимки.
Чтобы разобраться в содержательных моментах, нужно изучить функции пабликов и размещаемого фотоконтента. Например, к информационному типу контента относятся новости компании и отрасли, интервью, интересные факты и статистика, обзоры, советы, ответы на вопросы, мнение экспертов и др.
Для закрепления теоретического материала учащимся было предложено разбиться на пары и применить экспертный подход: оценить паблики для молодежной целевой аудитории по специально разработанной схеме.
Ученики выступали в позиции экспертов, что позволило им ощутить свою статусность и активнее включиться в работу. По десятибалльной шкале оценивался дизайн, качество иллюстраций и их соответствие тексту. Как отмечают исследователи медиасреды, именно десятибалльная шкала более понятна неподготовленным респондентам, поэтому она используется чаще всего. В качестве качественного анализа, а не только количественной оценки участникам «экспертной группы» предлагалось ответить на вопрос: «Что можно улучшить в этом профиле?»
В качестве материалов для анализа были представлены все типы пабликов: информационный, развлекательный, вовлекающий, вирусный и продающий. Каждая группа рассматривала только один формат паблика, потом осуществлялся обмен мнениями.
Фотоохота: обязательно ли фотографировать, чтобы сделать хороший снимок
Занятие по фотожурналистике должны быть практико-ориентированными и содержать долю эксперимента. В качестве такого момента школьникам было предложено дать характеристику фотографиям, сделанным фотографом и сгенерированным нейросетью:
– Что вы видите на этой фотографии?
– Какой посыл она несет?
– О чем может быть текст, который проиллюстрировали данной фотографией?
Рассматривая портретную фотографию, школьники узнают, что портретная съемка – это особый вид фотоискусства, который при правильном подходе позволяет тонко передать характер человека. В качестве практического задания было предложено попробовать при помощи нейросети Кандинский сгенерировать несколько собственных портретных снимков для размещения на аватаре своей страницы в социальных сетях.
От классических промтов со стандартным описанием внешности ученики переходили к детальному описанию характера.
Понимание того факта, что фотоизображение может быть создано по предложенной нейросети модели, позволило актуализировать интерес к теме следующего занятия, посвященного искусству портретной съемки и умению передать через создаваемый фотокадр не только характер героя, но и отношение к нему фотографа.
Таким образом, для формирования у учащихся умений и навыков создания качественного фотоконтента основными являются новые и новейшие методы обучения: кейс-стади, метод проектов (индивидуальная и групповая работа) и деловые игры.
Список литературы
1. Катенева И. Г. «Школа медиаобразования»: технология организации работы медиакласса в учебном пространстве гимназии // «MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы» сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2022. 22-24 ноября. С. 68-73.
2. Корниенко Т. В. Профильное обучение школьников средствами медиаобразования. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 161 с.
Количество просмотров: 912 |
Добавить комментарий