Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа

 
 

Галёв Дмитрий Юрьевич,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж»

 

Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа

Сегодня каждая образовательная организация должна быть представлена в цифровом медийном пространстве. И если раньше речь шла об обязательном наличии веб-сайта, то сегодня в директивном порядке каждая школа, каждый детский сад, колледж и вуз должны иметь свои официальные странички в социальных сетях (госпаблики) с меткой «госорганизация». Для создания медиаконтента образовательные организации обязаны наладить работу медиацентров. В данной публикации будут рассмотрены особенности, задачи и результаты функционирования студенческого медиацентра на примере Татарского педагогического колледжа Новосибирской области.

Вопросы, связанные с созданием единых медиапространств в каждой образовательной организации, активно изучаются на протяжении последних десяти лет. Так, например, педагоги московской школы № 1517 А. А. Вахнеева и Е. И. Давыдова-Мартынова, проанализировав информационные ресурсы школы, заключили, что оптимальная модель медиапространства образовательной организации должна представлять собой сложную структуру, состоящую из страниц в социальных сетях, профилей, микроблогов, блогов, аккаунтов и веб-ресурсов. При этом каждый из перечисленных элементов должен иметь свои собственные функциональные особенности и назначение [1]. Важнейшее условие существования такого пространства – повышение медиаграмотности обучающихся и педагогов. Во многом эту задачу сегодня решают студенческие медиацентры.

В Татарском педагогическом колледже работа, направленная на присутствие организации в медийном пространстве, началась задолго до появления госпабликов. В 2012 году было создано творческое объединение «Журналистика», главным результатом деятельности которого был выпуск ежемесячной (позже ежеквартальной) печатной газеты «Центр-Колледж». Студенты из объединения также готовили публикации о жизни колледжа для районных периодических изданий. Позже, в связи с окончательной переориентацией СМИ на цифровые ресурсы, по инициативе самих обучающихся было создано официальное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/tpktatarsk). С 2017 года обучающиеся публикуют в сообществе новости, фото- и видеоотчёты, ведут разные рубрики, проводят акции, интерактивы, конкурсы и многое другое. Произошла естественная трансформации классического творческого объединения «Журналистика» в медиацентр, позже получивший название «ТПК-Медиа».

Основная деятельность его разворачивается вокруг видеопроекта «Дневник ТПК» (https://vk.com/video/@tpktatarsk), который на сегодняшний день имеет несколько десятков выпусков, как полноформатных (10-14 минут), так и специальных (до 6 минут). Таким образом, переход к обязательной работе госпабликов и медицентров, взятых на контроль Министерством образования Новосибирской области, произошёл без каких-либо затруднений, так как заранее была создана необходимая база.

Медиацентр – это структура, обеспечивающая присутствие и продвижение образовательного учреждения в медиапространстве [3]. Профессиональным образовательным организациям медиацентры необходимы не только для того, чтобы присутствовать в медиасфере, но и для решения своих специфических задач. К таковым можно отнести: популяризацию образовательных услуг организации, оптимизацию кадровых ресурсов (студенты могут на общественных началах выполнять работу журналистов и дизайнеров), осуществление социального взаимодействия, профориентационную деятельность [4]. Функционирование медиацентра в Татарском педколледже направлено также на решение важных педагогических задач:

– вовлечение обучающихся в творческую деятельность, создание условий для творческой реализации;

– обучение основным приёмам создания медиаконтента;

– формирование культуры поведения в информационной среде;

– воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;

– совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

– повышение общей культуры обучающихся;

– развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности.

В основной состав «ТПК-Медиа» входят 10 студентов без чёткого разделения функций, ведь каждый из них должен получить навыки работы оператора, режиссёра, сценариста, автора, ведущего, репортёра, дизайнера, организатора акций и мероприятий. Данные навыки соответствуют планируемым результатам, указанным в рабочей программе внеурочной деятельности колледжа.

Как было сказано выше, основная деятельность медиацентра Татарского педколледжа связана с видеопроектом «Дневник ТПК». Появление этого проекта дало мощный толчок и новый импульс для развития медиацентра, вследствие чего повысилось качество не только видеоконтента, но и других материалов, публикуемых на странице госпаблика. Изначально «Дневник ТПК» представлял собой полноформатные выпуски на 10-14 минут, выходившие раз в два месяца и состоящие из множества рубрик: «Какие новости», «В архив!», «Собеседник», «Событие», «Хотелось бы узнать», «Физкульт-привет», «Учись, студент», «Культурно отдыхать умеем» и другие. Проект сразу же приобрёл свою оригинальную вступительную заставку, «видеоперебивки» на каждую рубрику и собственную оригинальную музыкальную тему, специально созданную для проекта в студии звукозаписи. Отклик аудитории был строго положительным. Спустя пять выпусков творческий коллектив медиацентра, внимательно изучив реакцию аудитории, решил отказаться от полноформатных длинных выпусков и перешёл к публикациям коротких видео по отдельно взятым рубрикам, увеличив тем самым количество просмотров и реакций. При этом параллельно изготавливаются специальные выпуски для участия в конкурсах и освещения особо значимых событий и фактов из жизни колледжа.

Работая над цифровым медиапространством, обучающиеся колледжа приобретают общие компетенции, необходимые в их будущей профессии:

– использование информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности;

– использование современных средств поиска, анализа и интерпретации.

Деятельность студентов в рамках «ТПК-Медиа» способствует формированию метапредметных результатов. Среди них:

– самостоятельное осуществление, контроль и корректирование деятельности;

– использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей;

– умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Отдельно следует сказать о том, что занятия в медиацентре могут быть направлены на формирование метапредметных результатов, способствующих освоению отдельных общеобразовательных дисциплин. Примером может послужить работа над специальным выпуском «Дневника ТПК» об истории колледжа в 1990-е в рамках рубрики «В архив!» (https://vk.com/tpktatarsk?w=wall-139261159_2528).

Обучающийся первого курса создавал этот 10-минутный ролик в рамках выполнения индивидуального проекта по истории. Для этого он изучил документы учреждения нужного периода, пообщался с преподавателями и выпускниками, осуществил поиск и анализ фотоархива и архивного видеоматериала, на основе полученной информации создал итоговый продукт. Таким образом, проект способствовал формированию следующих метапредметных результатов:

– умение разрабатывать план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов;

– умение выявлять характерные признаки исторических явлений;

– рассмотрение комплекса источников, выявление совпадений и различий их свидетельств.

Многие руководители медиацентров сталкиваются с рядом проблем. Проанализировав затруднения, которые возникают у учителей в процессе формирования медийной культуры у школьников, исследователи Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская и А. Е. Чижевский пришли к выводу, что главной их причиной является отсутствие научно-методической и организационной поддержки [2]. Об этих же причинах можно говорить и в рамках системы среднего профессионального образования. Однако постепенно ситуация в СПО Новосибирской области меняется к лучшему. Этому способствуют периодические форумы, семинары, вебинары и мастер-классы, проводимые для сотрудников и студентов колледжей такими организациями, как Центр опережающей профессиональной подготовки и Центр управления регионом. Педагоги и студенты, вовлечённые в работу «ТПК-Медиа», регулярно посещают перечисленные мероприятия и проходят обучающие курсы.

Медиацентр Татарского педагогического колледжа имеет ряд достижений и побед на областном уровне. В конкурсах видеороликов и видеофильмов, проводимых Центром культуры учащейся молодёжи АПМИ («Арт-Профи»), студенты колледжа становились лауреатами I и II степени. Также в копилке наград имеется диплом за второе место в конкурсе профориентационных видеороликов «Все профессии важны» от Министерства образования Новосибирской области. На «Форуме госпабликов НСО» в январе 2024 года медиацентр стал победителем в конкурсе постов, а за креативность и «ответственный подход к ведению госпаблика» дополнительно был награждён Благодарственным письмом и ценным подарком от Минцифры области. Есть чем гордиться, но есть и простор для дальнейшего развития. Например, в ближайшее время участникам «ТПК-Медиа» необходимо пройти обучение по направлению «графический дизайн» и развивать такие направления, как использование карточек и клипов в ВК.

В заключение можно добавить, что медиацентр педколледжа способствует профессиональному развитию студентов. Использование цифровых технологий и ресурсов, навыки публичных выступлений, владение речью, создание контент-планов, написание сценариев и текстов для публикаций – всё это обязательно пригодиться будущим учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования. 

Литература:

1. Вахнеева А. А. Медиапространство современной школы [Электронный ресурс] / А. А. Вахнеева, Е. И. Давыдова-Мартынова // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-sovremennoy-shkoly/viewer (дата обращения 20.05.2024).

2. Демидова Т. Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников [Электронный ресурс] / Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская, А. Е. Чижевский // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-professionalnoy-gotovnosti-uchiteley-k-formirovaniyu-mediynoy-kultury-u-sovremennyh-shkolnikov/viewer (дата обращения 25.05.2024).

3. Романов И. В. Медиацентр в современной образовательной организации: уели и задачи деятельности [Электронный ресурс] / И. В. Романов, В. А. Матанис // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsentr-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-organizatsii-tseli-i-zadachi-deyatelnosti/viewer (дата обращения 20.05.2024).

4. Чалкина М. В. Медиацентр как структура, обеспечивающая продвижение образовательного учреждения в медиапространстве [Электронный ресурс] / М. В. Чалкина // Электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsentr-kak-struktura-obespechivayuschaya-prodvizhenie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-mediaprostranstve/viewer (дата обращения 27.05.2024).

Количество просмотров: 2086  

Добавить комментарий

1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы