Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности
В настоящее время изучение правовых аспектов, имеющих отношение к деятельности СМИ, является актуальным для юнкоров и студентов-журналистов. Знания о предотвращении потенциальных нарушений Законодательства РФ поможет им избежать в дальнейшем возможного привлечения к уголовной или административной ответственности. Как показывает практика, обучающиеся лучше усваивают знания из области медиабезопасности в формате игры.
Для студентов была разработана программа занятия с использованием игрового метода обучения для освоения информации из правовой сферы (принципы создания публикаций, не противоречащих действующему Законодательству РФ). В игре «Лабиринт медиатавра» используются задания, моделирующие ситуации, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам современных периодических изданий.
Редакционная политика: формируем команды
Студентам необходимо было поделиться на группы и выполнить ряд упражнений на знание правовых норм. Поскольку игра направлена на воссоздание реальных условий функционирования СМИ, каждую группу следовало воспринимать как отдельную редакцию, которая заинтересована в получении прибыли и привлечении аудитории.
В связи с этим была введена система штрафов и поощрений: за каждое правильно выполненное задание команда получала игровые ресурсы «деньги» и «подписчиков». В случае совершения ошибки участники теряли часть своего условного капитала и аудитории. Условием победы становится наибольшая сумма средств на счете команды и высокие показатели численности «подписчиков». Цена бонусов и штрафов увеличивалась на каждом следующем уровне.
Уровень |
Стоимость выполненных заданий |
Первый уровень |
За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по 500 подписчиков и 1500 рублей. В случае неправильного ответа с редакций списывается 2000 рублей, также команда теряет 250 подписчиков. |
Второй уровень |
За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по 1500 подписчиков и 3000 рублей. В случае неправильного ответа с редакций списывается 5000 рублей, также команда теряет 750 подписчиков.
|
Третий уровень |
За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по 10000 подписчиков и 10000 рублей. В случае неправильного ответа с редакций списывается 15000 рублей, также команда теряет 6000 подписчиков |
Включаем критическое мышление
Во время игры участники работали со следующими типами нарушений:
– неверное оформление публикаций и выходных данных изданий;
– распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств;
– размещение информации о способах совершения самоубийства и романтизация суицида;
– публикация информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);
– разжигание межрасовой розни.
Задания первого уровня игры были направлены на поиск ошибок и несоответствий, связанных с оформлением выходных данных изданий.
Пример одного из заданий.
Правильный вариант ответа: на титульной странице стоит отметка «0+». Данная возрастная категория не соответствует тому контенту, который размещается в издании «Алтайская правда». Детям не следует демонстрировать информацию о политике, криминале и др. Чтобы не возникло проблем, верстальщику необходимо было поставить маркировку «16+».
Оцени и отредактируй
В рамках второго и третьего туров учащиеся не только должны были найти моменты, связанные с правонарушениями, но и редактировать тексты, создавать новые материалы.
Второй тур был посвящен разбору материалов, которые могут рассматриваться как пропаганда запрещенных веществ.
Пример задания.
Правильный вариант ответа: фотография не должна быть опубликована. На снимке представлена реклама интернет-площадки, занимающейся продажей наркотических веществ. Согласно закону, в публичном пространстве запрещается публиковать сведения о местах приобретения психотропных веществ.
Игра в плюсе
Для оценки позитивных моментов игры и нюансов, требующих доработки, участники прошли анкетирование. 100 % реципиентов одобрили использование игровой формы для изучения видов правонарушений, а также отметили, что полученная информация была полезна и будет использоваться на практике. Также все участники игры считают, что в ней должны присутствовать интерактивные задания, предназначенные для решения с помощью компьютера и других технических средств.
Половина участников решила, что нужно дать возможность во время решения кейсов использовать вспомогательные средства (форумы, электронные страницы СМИ, сайты и т.д.). 30 % участников отметили, что им не хватило времени для решения заданий (5 минут для упражнений легкого уровня, 10 минут для сложного уровня).
Наибольшую сложность для обучающихся вызывали задания, связанные с выявлением нарушений при оформлении выходных данных и размещением информации о несовершеннолетних, ставших жертвами противоправных действий.
Занятие, выстроенное в игровом формате, позволяет повысить интерес и мотивацию студентов к изучению сложных юридических вопросов, которые в учебниках, как правило, представлены в теоретическом плане.
Количество просмотров: 608 |
Добавить комментарий