Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества

 
 

Гавшина Арина Юрьевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 491 «Лучики» г. Новосибирска

 

Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества

Песни хороводные, звонкие слышны,

Русские традиции в них отражены!

И. Г. Кузнецова

Важным средством дошкольного воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.

Народное творчество богато ритмами и повторами, несет конкретные образы, что способствует пробуждению и упрочнению эмоционально положительного отношению к нему детей, активно исполняющих хороводные и плясовые движения.

Хоровод как один из видов народного творчества – не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

 

Хоровод распространен по всей территории России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Например, северные хороводы всегда отличались благородностью, выдержанностью и удивительной музыкальностью. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души. Северные хороводы – самые сдержанные, чинные, спокойные, но в то же время сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину. В Западной Сибири хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества – удивительными по своей природе песнями. Такие хороводы непременно сопровождались хлопаньем в ладоши, притопыванием, быстрыми и энергичными движениями.

Русский народ придавал хороводу, хороводной пляске, песне чудодейственную силу, выбирая местом проведения хороводов берега рек, озер, лугов, рощ, лесов. Хороводные веселья делились на четыре времени года: весенние, летние, зимние и осенние, с обрядами и ритуальными действиями.

 

В Сибири сохранилась самая древняя традиция «сомкнутый», то есть круг – символика солнца, когда все участники хоровода ходят по кругу, взявшись за руки. Более поздняя форма хоровода – «разомкнутый», змейка, линия, крест, с запевалами, солистами, ведущими, становится бытовым танцем, украшением различных праздников русского народа.

Народные хороводы доступны для детского восприятия, ведь хороводные игры – верный помощник в организации детей на занятиях и праздниках, сплачивая, объединяя их в совместной игровой деятельности. Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, учатся совместным, слаженным движениям.

Хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, галопа и стремительного бега.

Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Русские хороводы отличаются самобытным, ярким национальным колоритом, дают возможность детям почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд, являясь одним из средств не только эстетического и нравственного, но и патриотического воспитания дошкольников.

Количество просмотров: 6530  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы