Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
Если вы слышите внутренний голос,
который говорит вам «Вы не сможете рисовать»,
рисуйте, во что бы то ни стало,
и этот голос однажды замолчит.
Винсент Ван Гог
Дошкольный период – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности.
В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.
Творческая деятельность детей зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Ребенок живет в фантастическом мире чаще, чем в реальном. Этот фантастический мир он может отразить в рисунке. Именно в этом возрасте проявляется оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов: мышление, память, воображение, – которые способствуют развитию детского рисунка.
Рисуя, ребенок становится особенно чувствительным к образу, цвету. Он начинает использовать во вновь создаваемых рисунках весь свой опыт, передает свои зрительные, двигательно-осязательные впечатления, отражает свои знания о предмете.
Рисование способствует формированию новых, более совершенных типов перцептивных действий, поднимая на новую ступень формы восприятия ребенком окружающего мира.
«Рисование нитками»
«Кляксография»
Позиция сотрудничества ребенок – взрослый совершенно естественна, ведь педагог, начиная решать творческую задачу с группой детей, так же как и они не знает, каким будет конкретный результат, какой будет рисунок.
Забота воспитателя – помочь детям найти свои собственные замыслы, развивать и оформлять их, не подменяя при этом детского поиска, детского творчества своим собственным, пусть даже и в ущерб качеству будущего рисунка.
Педагог должен быть не впереди и не позади, а рядом с ребенком, организуя, поддерживая и направляя его творческие усилия и приходя на помощь лишь в самых необходимых случаях.
Формула: «Идти в работе не от рисунка, а от ребенка» означает, что рисунок, конечно, чрезвычайно важен как итог общей работы. Но значительно важнее то, что приобретает ребенок в работе над ним, как развивается, какого уровня творческой самостоятельности достигает. Это значит, что не ради рисунка ведется в группе работа, а ради детей.
«Рисование мыльными пузырями»
Техника «Раздувания»
Если попытаться проследить развитие детского творчества, то можно различить четыре главные стадии в строго хронологическом порядке:
1. Переход от пассивного воображения к воображению творческому.
Для возможности возвыситься над ощущением и дойти до восприятия, необходим синтез образов.
2. Творческое воображение проявляется со свойственными ему отличительными чертами, под видом анимизма или одушевления окружающих предметов.
А/Преобладающая система в виде идеи или образа, овладевающая сознанием и исключающая из него все остальное.
Б/ Образ в своей основе имеет действительность, она доставляет созданию воображения объективность и воплощает его во внешний мир.
3. Это игра, сопровождающая по хронологическому порядку вторую стадию. Игра нужна, чтобы проводить опыты, она составляет введение к познанию, дает смутное понятие о природе вещей, она нужна для творчества – это главное дело игры.
4. Появление романтической изобретательности. Творчество здесь внутреннее и чисто образное. Эта стадия возникает в возрасте 3-4 лет.
Основными целями в дошкольном учреждении является:
1. Способствовать развитию у дошкольника творческого воображения, чтобы его рисунок стал средством самовыражения.
2. Развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами творца-художника.
Ассоциативное рисование в детском саду состоит из трех этапов. Эти этапы имеют свои особенности и творческие задачи.
Первый этап (младший возраст)
«Маленькие волшебники»
Цель: обучение.
Задачи:
1. Раскрепостить детей, разрушить стереотипные эталоны восприятия.
2. Изменить взаимоотношения педагога и детей в процессе рисования.
3. Развивать у детей подвижность руки.
Второй этап: (средний возраст)
«Путешествие в страну фантазий»
Цель: развитие.
Задачи:
1. Провести ознакомление с новыми техниками на основе внутренней мотивации средствами игры и сказки.
2. Развивать в ребенке чувствительность к образу и цвету.
Третий этап (старший возраст)
«Я художник – творец»
Цель: свободное творчество.
Задачи:
1. Развивать у детей понимание ассоциативной связи фактуры материала с реальным образом.
2. Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Работа выстраивается на следующих принципах:
– системности;
– развивающего обучения.
Ассоциативное рисование способствует развитию детского творчества. В работе с детьми используется методика техники ассоциативного рисования для того, чтобы разрушить стереотипы восприятия, дать почувствовать радость открытий. Ознакомление с техниками происходит как захватывающая игра с элементами сказки. В процессе совместной деятельности осуществляется индивидуальный подход, коллективный просмотр рисунков.
В работе с детьми используется наглядный, словесный, игровой и практический метод. Ознакомление с техниками рисования происходит через совместную и самостоятельную деятельность детей.
Для достижения результата проводится цикл непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, которые преподносятся детям в форме сказочного сюжета, развязкой которого собственно и служат детские рисунки, выполненные в той или иной технике, либо их совмещение.
Список литературы
1. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика, 2011.
2. Ендовицкая Т. О. Развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 2011.
3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, 2009.
Количество просмотров: 3935 |
Добавить комментарий