Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ

 
 

Хорева Ольга Александровна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 405 «Детство» г. Новосибирска

 

Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ

Если вы слышите внутренний голос,

который говорит вам «Вы не сможете рисовать»,

рисуйте, во что бы то ни стало,

и этот голос однажды замолчит.

Винсент Ван Гог

Дошкольный период – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности.

В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.

Творческая деятельность детей зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

Ребенок живет в фантастическом мире чаще, чем в реальном. Этот фантастический мир он может отразить в рисунке. Именно в этом возрасте проявляется оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов: мышление, память, воображение, – которые способствуют развитию детского рисунка.

Рисуя, ребенок становится особенно чувствительным к образу, цвету. Он начинает использовать во вновь создаваемых рисунках весь свой опыт, передает свои зрительные, двигательно-осязательные впечатления, отражает свои знания о предмете.

Рисование способствует формированию новых, более совершенных типов перцептивных действий, поднимая на новую ступень формы восприятия ребенком окружающего мира.

«Рисование нитками»

«Кляксография»

Позиция сотрудничества ребенок – взрослый совершенно естественна, ведь педагог, начиная решать творческую задачу с группой детей, так же как и они не знает, каким будет конкретный результат, какой будет рисунок.

Забота воспитателя – помочь детям найти свои собственные замыслы, развивать и оформлять их, не подменяя при этом детского поиска, детского творчества своим собственным, пусть даже и в ущерб качеству будущего рисунка.

Педагог должен быть не впереди и не позади, а рядом с ребенком, организуя, поддерживая и направляя его творческие усилия и приходя на помощь лишь в самых необходимых случаях.

Формула: «Идти в работе не от рисунка, а от ребенка» означает, что рисунок, конечно, чрезвычайно важен как итог общей работы. Но значительно важнее то, что приобретает ребенок в работе над ним, как развивается, какого уровня творческой самостоятельности достигает. Это значит, что не ради рисунка ведется в группе работа, а ради детей.

«Рисование мыльными пузырями»

Техника «Раздувания»

Если попытаться проследить развитие детского творчества, то можно различить четыре главные стадии в строго хронологическом порядке:

1. Переход от пассивного воображения к воображению творческому.

Для возможности возвыситься над ощущением и дойти до восприятия, необходим синтез образов.

2. Творческое воображение проявляется со свойственными ему отличительными чертами, под видом анимизма или одушевления окружающих предметов.

А/Преобладающая система в виде идеи или образа, овладевающая сознанием и исключающая из него все остальное.

Б/ Образ в своей основе имеет действительность, она доставляет созданию воображения объективность и воплощает его во внешний мир.

3. Это игра, сопровождающая по хронологическому порядку вторую стадию. Игра нужна, чтобы проводить опыты, она составляет введение к познанию, дает смутное понятие о природе вещей, она нужна для творчества – это главное дело игры.

4. Появление романтической изобретательности. Творчество здесь внутреннее и чисто образное. Эта стадия возникает в возрасте 3-4 лет.

Основными целями в дошкольном учреждении является:

1. Способствовать развитию у дошкольника творческого воображения, чтобы его рисунок стал средством самовыражения.

2. Развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами творца-художника.

Ассоциативное рисование в детском саду состоит из трех этапов. Эти этапы имеют свои особенности и творческие задачи.

Первый этап (младший возраст)

«Маленькие волшебники»

Цель: обучение.

Задачи:

1. Раскрепостить детей, разрушить стереотипные эталоны восприятия.

2. Изменить взаимоотношения педагога и детей в процессе рисования.

3. Развивать у детей подвижность руки.

Второй этап: (средний возраст)

«Путешествие в страну фантазий»

Цель: развитие.

Задачи:

1. Провести ознакомление с новыми техниками на основе внутренней мотивации средствами игры и сказки.

2. Развивать в ребенке чувствительность к образу и цвету.

Третий этап (старший возраст)

«Я художник – творец»

Цель: свободное творчество.

Задачи:

1. Развивать у детей понимание ассоциативной связи фактуры материала с реальным образом.

2. Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Работа выстраивается на следующих принципах:

– системности;

– развивающего обучения.

Ассоциативное рисование способствует развитию детского творчества. В работе с детьми используется методика техники ассоциативного рисования для того, чтобы разрушить стереотипы восприятия, дать почувствовать радость открытий. Ознакомление с техниками происходит как захватывающая игра с элементами сказки. В процессе совместной деятельности осуществляется индивидуальный подход, коллективный просмотр рисунков.

В работе с детьми используется наглядный, словесный, игровой и практический метод. Ознакомление с техниками рисования происходит через совместную и самостоятельную деятельность детей.

Для достижения результата проводится цикл непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, которые преподносятся детям в форме сказочного сюжета, развязкой которого собственно и служат детские рисунки, выполненные в той или иной технике, либо их совмещение.

Список литературы

1. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика, 2011.

2. Ендовицкая Т. О. Развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 2011.

3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, 2009.

Количество просмотров: 4797  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы