Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста

 
 

Шахворостова Юлия Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 70 г. Новосибирска

 
 
 

Чернобылец Наталья Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 70 г. Новосибирска

 

 

Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст – удивительная пора. Самый маленький ребенок со своим еще не познанным миром впитывает, как губка, всю работу, которая ведется в нашей группе. Мы стараемся для наших малышей раскрыть увлекательный, сказочный мир сенсорного и речевого развития.

Развитие речи ребенка – очень важный этап овладения родным языком. Речь малыша не просто бурно развивается – она формируется через наглядный, действенный путь. Очень важно не упустить момент и помочь ребенку развить основные речевые навыки.

Ранний возраст еще является и благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Именно в этом возрасте происходит накопление представлений об окружающем мире.

Работая воспитателями детей раннего возраста (1,5-3 лет), наблюдая за детьми, отметили, что не у всех речевое и сенсорное развитие сформировано на достаточном уровне, поэтому посчитали необходимым развивать речь и сенсорику посредством пальчиковых и дидактических игр, а также с помощью различных упражнений.

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развивают речь. В сенсорном воспитании развитие мелкой моторики играет также большую роль. Начать развивать пальчики мы решили с упражнений пальчиковой гимнастики, так как именно пальчиковая гимнастика способствует развитию двигательного центра мозга, отвечающего за развитие моторики кистей рук.

Пальчиковую гимнастику проводили тремя способами:

– взрослый показывает движения и проговаривает текст – ребёнок смотрит;

– взрослый выполняет движения ручками ребёнка и проговаривает текст;

– ребёнок выполняет движения своими ручками самостоятельно, взрослый при необходимости помогает проговаривать текст.

Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика, они с интересом повторяют движения и слова, наиболее понравившиеся повторяем несколько раз, такие как: «Сидит белка на тележке», «Моя семья», «Гномик», «Кулачки-ладошки», «Кот слепил себе пирог».

Игра является ведущим видом деятельности на ступени всего дошкольного детства, именно игра занимает значительное место в воспитании детей раннего возраста. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает сенсорные эталоны, а также сопоставляет, сравнивает, устанавливает закономерности, принимает самостоятельные решения, расширяет словарный запас и развивает речь. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.

В работе с детьми мы активно используем театрализацию, особое внимание занимает пальчиковый театр. В раннем возрасте дети увлекательно слушают русские народные сказки, а если сказка сопровождается небольшой инсценировкой пальчикового театра («Три поросенка», «Репка», «Теремок»), то с легкостью запоминается сюжет и появляются любимые герои. Пальчиковый театр проигрываем для детей несколько раз, затем предлагаем малышам проиграть сюжет самостоятельно, проговаривая слова героя, начиная с 2-3 персонажей, надев их на пальчик. В сказке «Репка» отлично можно закрепить знания не только по развитию речи, но и по сенсорному развитию, так как мы в этой сказке вспоминаем и последовательность появления героев, и обращаем внимание на мышку – самого маленького персонажа.

Не оставляем без внимания и тактильные ощущения, для упражнений используем различные предметы и дидактические пособия. В этом нам помогают сенсорные коробочки и ящик ощущений с морскими обитателями, с любимыми персонажами из мультфильмов. Игры с волшебным мешочком и игры с предметами, которые можно нанизывать на шнурок, а также массажные мячики (ежики), мелкие игрушки, прищепки, крышки, пластилин и многое другое. Дети с удовольствием и интересом играют в такие игры, а после показа и объяснений играют самостоятельно. У ребят уже появились любимые игры: «Повесь белье на сушилку», «Разложи крышки по цвету», «Веселый клоун», «Найди мышку», «Помоги рыбке спрятаться» и другие.

Дидактические и пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и несут ощутимую пользу для всестороннего развития. При помощи различных развивающих игр у детей наблюдается положительная динамика в речевом и сенсорном развитии, а также улучшилается координация движений и мелкой моторики.

Особое внимание мы уделяем дидактическим играм и пособиям, которые создаем самостоятельно, учитывая возможности и желания наших малышей, так как, играя, наши детки учатся и развиваются. Для удобства использования пальчиковых упражнений изготовили лэпбук с играми, в кармашках которых находятся различные игры – «Веселые резиночки», карточки «Угадай, чей след», «Пальчиковый театр», изготовленный из фетра, и другие. Сшили развивающее полотно с замочками, липучками и пуговицами. Изготовили сенсорную коробочку с крупой, в которой ребенок, играя, может найти мелкую игрушку. Ящик ощущений, в нем находятся различные предметы для угадывания. Малыши ясельной группы очень любознательны, они учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, совместно добывая новые знания.

Наблюдая положительную динамику, смело можно сказать, что работа, проводимая по сенсорному и речевому развитию детей раннего возраста должна осуществляться систематически и последовательно, а также включаться во все этапы жизнедеятельности детей, пронизывая весь воспитательно-образовательный процесс.

 

Список используемой литературы:

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2005. – 424 с.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка – М: Педагогика, 1973 г.

4. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.

Количество просмотров: 4741  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы