Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Этическая беседа – это не просто разговор о морали, а шаг к осознанному нравственному выбору. Ее успех зависит от того, насколько дети вовлечены в обсуждение и могут перенести усвоенные правила в реальную жизнь. Цель этической беседы – воспитание гуманной личности, способной к сопереживанию, ответственному выбору и добрым поступкам. В процессе беседы мы формируем у детей такие качества, как чувство справедливости, ответственность за свои действия, доброта и отзывчивость, готовность помогать тем, кто в этом нуждается.
Воспитание гуманной личности – это длительный процесс, требующий последовательного решения нескольких задач:
1. Учить детей анализировать события: понимать их смысл и моральную сторону.
2. Формировать представление о нравственных нормах через жизненные примеры, героев сказок, рассказов, фильмов.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость: помогать детям сопереживать положительным героям и осуждать негативные поступки.
4. Учить оценивать поведение, свои и чужие действия с позиции добра и зла («можно – нельзя», «хорошо – плохо»).
5. Закреплять правила поведения: не только знать, но и применять их в жизни.
Дошкольный возраст 4-5 лет – оптимальный возраст для начала этических бесед, если они соответствуют уровню развития ребенка и проводятся в увлекательной форме. Дети этого возраста способны удерживать в сознании образы событий, действий и их последствий, даже если они не происходят прямо сейчас; начинают понимать простые моральные оценки («добрый – злой», «можно – нельзя»), запоминают и применяют правила, данные взрослыми; способны следовать инструкциям педагога, удерживать внимание в течение короткой беседы (5-10 минут); начинают контролировать импульсивные поступки («не буду драться, потому что это плохо»).
Как мы проводим этические беседы с дошкольниками?
I этап. Подготовка:
Выбрать яркий, понятный пример (сказка, случай из жизни).
Продумать вопросы: «Что сделал герой? Почему так нельзя?».
II этап. Беседа:
Оценка поступков: «Маша взяла конфету без спроса – это хорошо или плохо?».
Связь с опытом детей: «А у нас в группе так бывает? Как надо поступать?».
III Этап. Закрепление, рефлексия:
Позитивное подкрепление: похвала за правильные ответы («Ты очень внимательный!»).
Создание «ориентиров»: плакат с правилами (детские рисунки + подписи: «Дружим!», «Говорим правду» и т. д.).
Возвращаться к одним и тем же правилам в разных ситуациях («Помнишь, мы говорили, что драться плохо? Давай решим словами»).
В ходе этической беседы дети узнают, что отношения между людьми проявляются в поступках, которые можно оценить как хорошие или плохие. С помощью педагога дети приходят к выводам: «Нужно помогать другим, если они в беде», «Кто помогает – поступает правильно», «Жить по правилам – значит уважать себя и окружающих».
Пример темы для беседы «Почему нужно делиться?»
1. Воспитатель показывает картинку, где один ребенок не дает игрушку другому.
2. Вопросы: Что происходит на картинке? Как ты думаешь, грустно девочке? Почему? А если поделиться, что будет?.
3. Совместно воспитатель и дети делают вывод: «Когда мы делимся, все радуются. Давайте попробуем!»
4. Игровая ситуация «Добрые поступки».
Пример беседы по сказке «Репка»
1. Вопросы: Почему героям сказки удалось вытянуть репку? (вместе – сила); А если бы дед один тянул, получилось бы?
2. Связь с жизнью: Когда вам помогала дружба? (строили домик из кубиков, убирали игрушки).
3. Итог. «Помогать друг другу – это правильно!» + коллективный рисунок «Мы – команда!».
Чтобы беседа не превращалась в нравоучение, мы используем следующие эффективные методы:
– Диалог: вопросы, обсуждение, обмен мнениями.
– Игровые ситуации: «Покажи, как мишка делится игрушками», ролевая игра «Как мириться после ссоры?», совместная помощь в группе: полить цветы, убрать игрушки.
– Примеры из литературы и жизни – разбор конкретных случаев: «Как поступил Колобок? Почему его съели?», «Сегодня Саша поделился машинкой. Как вы думаете, почему это хорошо?», обсуждение сцен после чтения сказки «Гуси-лебеди» (послушание), просмотра мультфильма «Крошка Енот» (доброта).
– Творческие задания: нарисовать добрый поступок, инсценировать сказку.
– Рефлексия: «Почему этот поступок хороший?», «Как можно исправить ситуацию?»
Также мы создаем атмосферу живого общения, где дети чувствуют свою значимость, используя приемы вовлечения:
1. Вопросы, которые «зажигают».
Опора на личный опыт ребенка: «Ты тоже так делал? Что почувствовал?» (вместо абстрактного «Как надо поступать?»).
Практическая значимость: «Как нам помирить Катю и Ваню? Давайте придумаем!» (дети видят, что их мнение влияет на реальность).
Открытые вопросы: «Почему герой поступил так?» (а не «Он хороший?» – ответ «да/нет» убивает дискуссию).
Например, после чтения сказки «Кошкин дом» спросить: «Что чувствовали котята, когда тетя-кошка их не пустила? А если бы вас не пустили в игру – каково это?».
2. Поддержка активности: «Твой голос важен!»
Поощрение любого ответа, даже если ребенок ошибся: «Интересно! А кто думает иначе?» (вместо «Нет, это неправильно»).
«Эстафета мнений»: «Саша сказал, что драться нельзя. Кто добавит?» – так дети учатся слушать друг друга.
Фиксация идей: записывать или рисовать выводы детей: «Вот какие правила мы придумали!» (повышает значимость их слов).
* Частая ошибка – игнорирование робких детей. Решение – мягко вовлекать, например, «Коля, а ты как играешь, когда злишься?»
3. Спорные ситуации – топливо для мышления.
Детям интересно, когда нет однозначного ответа. Это учит их аргументировать:
Прием «А если…?»: «Маша говорит, что ябедничать плохо. А если друг попал в беду – тоже молчать?»
Сравнение мнений: «Ваня считает, что надо отнять игрушку, если ее не дают. А Лиза – что надо попросить. Кто прав?»
*Важно! Не оставлять спор без вывода. Подвести итог: «Да, бывает по-разному, но лучше…».
4. Эмоциональная вовлеченность педагога.
Дети «считывают» искренность. Как показать, что беседа важна?
Язык тела: наклоняться к детям, смотреть в глаза, улыбаться.
Одобрение с деталями: не просто «молодец», а «Ты заметил, что лиса обманула зайца – это очень внимательно!»
Связь с «взрослыми» ценностями: «Сегодня мы решали важное дело – как жить дружно. Вы – настоящие миротворцы!»
5. Ритуалы для завершения.
Закрепляем положительные эмоции:
«Круг доброты»: дети по очереди говорят: «Я запомнил, что…» и передают игрушку (мячик).
Символическое действие: приклеить «ладошку» к плакату «Мы выбираем добро!».
Наш опыт работы показывает, что этические беседы эффективны, если соблюдены условия:
– при планировании учитываются возрастные особенности мышления,
– включаются эмоциональные и практические элементы,
– подкрепляются положительными примерами и действиями.
Количество просмотров: 1069 |
Добавить комментарий