Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является развитие гражданского и патриотического воспитания детей на всех уровнях образования. Гражданская позиция человека базируется на четком осознании себя как неотъемлемой части своей семьи, социальной группы, своего народа, Родины, ее истории. Гражданственность выступает одним из главных качеств социально ответственного человека.
Целью гражданско-патриотического воспитания в образовательной программе детского сада является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Формирование активной гражданской позиции возможно только при условии включения деятельностного компонента образования дошкольников, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, применения позитивного личного опыта в социально-значимой деятельности.
Мы считаем, что, начиная с дошкольного детства, необходимо формировать устойчивую мотивацию и желание оказывать помощь нуждающимся, трудиться на благо родной страны, сохранять и приумножать ее богатства. Именно такая траектория развития ребенка будет способствовать воспитанию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
С целью формирования активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста мы решили применить технологию социального проектирования, которая позволяет не только раскрыть потенциал каждого ребенка, определить пути развития личности, но и воспитать достойного человека, гражданина своей страны, способного стать частью современного общества.
Мы провели опрос родителей, который показал, что они осознают роль семейного воспитания в становлении личности ребенка и способствуют передаче опыта, накопленного в семье, следующему поколению. Однако большинство родителей проявляют пассивность в процессе участия в жизни детского сада и группы, не хотят включаться в социальные проекты и акции, считают, что приоритет гражданско-патриотического воспитания находится в компетенции образовательной организации. Гиперопека родителей по отношению к детям, в свою очередь, способствует проявлению и взращиванию таких качеств личности у детей, как пассивность, инертность, что в целом влияет и на познавательную активность ребенка, его позитивную социализацию и формирование личности.
Выстраивая траекторию формирования активной гражданской позиции и личностного самоопределения наших воспитанников, мы учли и применили технологию поэтапного включения дошкольников в процесс: от эмоционального вовлечения в общие дела группы до полного погружения в социально-значимую деятельность на основе собственной устойчивой мотивации.
Образование дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направлено на освоение норм ценностей, принятых в обществе, усвоение социально-культурного опыта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Эти задачи мы решали комплексно в процессе реализации образовательных, социальных и исследовательских проектов, посредством приобщения детей к социально-значимой деятельности.
Участниками социально-педагогического проекта стали не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, детский сад, общественные организации. Мы рассматриваем социально-педагогический проект как открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались все участники, проявившие определенные личностные качества: уважение и внимание к окружающим, взаимопомощь, самостоятельность, ответственность, сочувствие, сопереживание.
Проект ориентирован на формирование способности моделирования образовательных ситуаций и событий на основе исследования и анализа задач в образовании и проблем в социуме, создание особой социокультурной воспитывающей среды, позволяющей каждому ребенку проявить свои лучшие качества и удовлетворить потребность в признании.
Воспитанники нашего детского сада – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Детям с нарушениями в развитии свойственна некоторая пассивность личности, скованность, нерешительность. Дети испытывают трудности в общении, социальной адаптации, что в целом влияет на общий уровень развития ребенка. Особенности психофизического развития оказывают негативное влияние на процессы восприятия, формирование знаний и представлений об окружающем мире. У дошкольников с нарушениями развития наблюдается снижение работоспособности, умения распределять и концентрировать внимание, нарушения общей и мелкой моторики ограничивают возможности детей в двигательной сфере. Нашим детям сложно конкурировать в интеллектуальных и спортивных соревнованиях с детьми с нормативным развитием, и поэтому мы стали искать другие пути, которые помогли бы нашим воспитанникам стать успешными и востребованными в детско-взрослом сообществе. Наблюдая за воспитанниками, мы увидели в них огромные запасы творческого потенциала и стремления к сопричастности, эмоционального отклика на участие в событиях, происходящих в детском саду. Наши дети оказались открыты миру, и очень хотят быть частичкой нашего общества. Мы поняли, что задача педагогов и родителей – создать условия для проявления активности личности и творческого самоопределения в процессе взаимодействия с социумом.
Исследуя возможности социально-значимой деятельности как средства формирования активной гражданской позиции у дошкольников, мы увидели, что основной запрос лежит в области человеческих отношений, участия, внимания, простой бытовой помощи. Иногда очень важно проявить содействие в решении экологических проблем, помощи животным и птицам.
Что можем сделать мы? Мы задали этот вопрос детям, и оказалось, что мы все вместе можем сделать очень много! Так просто проявить заботу о близких, оказать помощь организациям и приютам для бездомных животных, сохранить дерево, собрав макулатуру, навести порядок на собственном участке детского сада, порадовать одиноких людей, подарив им улыбку.
Детские идеи и предложения легли в основу реализации педагогического проекта и помогли нам увидеть траекторию формирования активной гражданской позиции и личностного роста дошкольников.
Социальный проект является одним из видов и способов развития современного общества, и представляет собой определенную цепочку мероприятий, акций, после осуществления которых, достигается решение задач, значимых для общества и для каждого участника проекта. Развитие социальной компетенции – важный и необходимый этап социализации ребенка в процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация ребенка не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а выступает творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной, коллективной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми.
Партнерами нашего проекта на этапе реализации стали организации, с которыми мы наладили сотрудничество, среди них:
- комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска;
- ресурсный центр общественных объединений Калининского района «Активный город»;
- Новосибирская региональная общественная организация по защите животных «Ковчег»;
- Новосибирская Региональная Общественная организация по защите и охране окружающей среды «ЭКОЛОГИ»;
- Центр реабилитации диких животных города Новосибирска;
- местная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Калининского района города Новосибирска.
Мы подобрали и провели с детьми цикл бесед: «Где живет доброта», «Что значит добрый человек», «Как поделиться добротой», «Что такое милосердие», «Моя дружная семья», «Какие бывают поступки» с целью формирования представлений о том, кто такие волонтеры, почему сегодня так важно заниматься добровольческой деятельностью и помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Привлекая внимание воспитанников к проблемам современного мира, старались сделать так, чтобы дети прониклись духом волонтерства, проявили личное желание участвовать в общем деле по собственной инициативе.
Совместно с детьми мы выявили и утвердили правила для всех, кто готов включиться в социально-значимую деятельность: «не навреди, соблюдай правила, опирайся на свои реальные возможности, работай в команде, будь готов помогать всем нуждающимся, учитывай интересы своих близких, будь вежлив в общении».
Реализацию основного этапа начали с формирования у дошкольников представлений о гражданской идентичности, культуре своего народа, о природе родного края и родной страны. Модель гражданско-патриотического воспитания в нашем дошкольном учреждении включает освоение тематических блоков: «Семья», «Детский сад», «Малая родина», «Моя родина Россия». С целью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста мы использовали различные виды познавательной, исследовательской, трудовой и художественно-творческой деятельности, которые смогли обеспечить единство психического, физического и духовного развития ребенка, сформировать у него представления о нашей Родине, ее истории, культуре, традициях. Педагоги умело адаптировали образовательный контент, использовали современные образовательные технологии для полного погружения детей с познавательную деятельность (мультимедийные презентации, экскурсии, квест-технологии др.).
Знания, полученные ребенком, находят в его душе эмоциональный отклик и формируют его мировоззрение. В процессе осознания ценности знаний и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении – стремлении сохранить национальные идеалы, бережно относиться к национальной культуре и традициям.
Мы изучали историю и культуру страны и малой родины, вовлекая детей в событийные мероприятия, такие как «День Победы», «Бессмертный полк», «День защитника Отечества», «День Матери», «День национального единства», «День российского флага», Декада пожилых людей. Осознавая большую педагогическую ценность русского фольклора, приобщали дошкольников и их родителей к национальной культуре через фольклорные мероприятия: «Русские посиделки», «Фестиваль народной культуры», развлечение «Сибирские забавы», народные праздники «Колядки», «Масленица», «Пасха», народные игры, сказки, театральные фестивали.
Большим воспитательным потенциалом обладают мероприятия, которые мы ежегодно проводим в преддверии праздника Великой Победы. Особенно торжественно дети, педагоги и родители почтили память о героях и тех трагических, исторических событиях в процессе комплекса мероприятий, посвященных 80-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Наши воспитанники и педагоги стали участниками грандиозного концерта «Фестиваль Победы», приняли участие в творческих конкурсах «Весна Победы», «Нам нужна одна Победа», в смотре строя и песни среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Победный май». В детском саду прошел конкурс стихов, военно-патриотическая игра «Зарница», спортивные соревнования, музыкально-литературные гостиные, посвященные празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На праздничных мероприятиях «Письмо с фронта» в детском саду дети, педагоги и родители пели песни военных лет, читали стихи о войне, поздравляли приглашенных ветеранов памятными значками, сделанными своими руками. Событийность и патриотический дух мероприятий, несомненно, оставил след в душе каждого ребенка, помог ребятам и родителям почувствовать гордость за свое Отечество, восхититься подвигом русского народа.
Педагогические проекты «Воспитание нравственных качеств личности у детей с нарушением зрения дошкольного возраста на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русского народа» и «Сибирь – мой край родной» позволили детям с ограниченными возможностями здоровья расширить кругозор, приобщиться к истории и культуре нашей необъятной страны. Воспитательное направление проекта было ориентировано на формирование личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, таких как взаимопомощь, умение договариваться, сопереживать и др.
Реализация образовательных социально-значимых и исследовательских проектов «Помоги зимующим птицам», «Бабушки-ладушки», «Моя семья», «Мой город Новосибирск», «Искорки добра» способствовала активизации детей и родителей, повышению мотивации к добровольческой деятельности. Дети вместе с семьей активно включались в поисковую и творческую работу, приобретали новые компетенции, новые установки, мотивы, проявляли самостоятельность и инициативу при решении интеллектуальных и творческих задач.
Образовательный проект «Искорки добра» был направлен на формирование заботливого отношения к детям младшего возраста в семье и в детском саду. Воспитанники подготовительной группы рассказывали о своих младших братьях и сестрах, о том, как помогают родителям заботиться о них. В процессе бесед родилась идея сделать подарки малышам. Но в ходе работы выяснилось, что не у всех воспитанников есть младшие братья и сестры, а в творческий процесс хотели быть вовлечены все. Тогда ребята придумали порадовать детей из младшей группы детского сада и подарить им книжки-малышки с добрыми сказками, которые малыши любят больше всего. Итогом реализации метода проекта стал показ театрализованного представления «Под грибом» для воспитанников младших групп.
В процессе реализации метода проекта «Бабушки-ладушки» дети с педагогами много рассуждали и беседовали о том, какие у них заботливые и добрые бабушки, как важно и нам проявлять заботу о наших близких. Порадовать бабушек творческими подарками и поздравлениями можно в любое время, но особенно это актуально в праздник 8 марта. В процессе бесед и обсуждений дети выяснили, что в нашем городе есть одинокие пожилые люди, о которых некому заботиться и некому их радовать подарками и поздравлениями. Тогда было решено приготовить подарки для одиноких бабушек. Мы сделали поздравительные открытки, записали видеопоздравление со стихами и песнями и передали их местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Калининского района города Новосибирска через Ресурсный центр общественных объединений Калининского района «Активный город».
Наши встречи с ветеранами стали регулярными: воспитанники поздравляют ветеранов с праздниками, используя разные форматы (открытки, стихи, песни, поделки), а ветераны приглашают наших ребят для участия в акциях и мероприятиях, приуроченных к памятным датам. Так, например, наши воспитанники ежегодно принимают участие в мероприятиях, посвященных Дню Российского флага, участвовали в акции возложения цветов к обелиску в Материнском сквере в память о сыновьях, погибших при исполнении воинского и служебного долга, совместно посещали «Музей на Богданке». Члены Совета ветеранов стали гостями на Фестивале народной культуры, организованном в дошкольном образовательном учреждении, и приняли участие в мастер-классах по изготовлению традиционных народных кукол, росписи декоративных подставок, изготовлению оберегов.
Ребята и родители проявили активность и сострадание, участвуя в акции «Доброе сердце», организованной ко Дню пожилого человека, когда мы все вместе собрали и передали одиноким пенсионерам продукты питания. Ежегодно дети, педагоги и родители принимают участие в акции «Добрый урожай» по выращиванию и сбору овощей для животных Новосибирского зоопарка им. Р. А. Шило. Сотрудничество с ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» и работниками Ресурсного центра общественных объединений Калининского района «Активный город» позволило нашим педагогам, воспитанникам и родителям приобщиться к значимой деятельности по поддержке воинов-участников специальной военной операции. Мы приняли участие в акциях «Посылка солдату», «Открытка к празднику», «Письмо воину», «Книги детям Донбасса», изготавливали окопные свечи, формировали новогодние подарки, сухие пайки, делали «сухой душ», участвовали в изготовлении «паучков» для маскировочных сетей.
Организацию зооволонтерской деятельности мы начали с изучения потребностей приютов для животных и птиц. Оказалось, что в нашем городе много приютов для брошенных домашних животных, в которых содержатся десятки собак, кошек и других животных. А еще есть центр реабилитации диких животных, который тоже остро нуждается в благотворительной помощи. Мы с детьми и родителями собирали для приютов центра реабилитации корма, крупы, моющие средства, ветоши, перевязочные материалы в рамках добровольческих акций «Бездомные лапы» и «Защитим птиц вместе». С детьми была проведена беседа «Бездомные лапы», подготовлена электронная виртуальная обзорная экскурсия «Помоги птицам».
Благотворительные акции и фестивали, в которых участвовали наши дети, родители и педагоги, способствовали расширению границ социокультурного пространства, повышению воспитательного контента, проникающего в чувства ребенка посредством его личного участия в общем деле. Подражая взрослым, дети учились проявлять милосердие и сострадание к людям, нуждающимся в социальной поддержке, уважительно относиться к окружающим и оказывать посильную помощь старшим и младшим членам семьи, животным и птицам. Бережно относиться к природе, культурным традициям и истории родного края.
Объединение патриотической мотивации и потребностей наших воспитанников позволило сформировать устойчивую направленность каждой личности на проявление патриотизма и способствовало повышению уровня самооценки и уверенности в собственных возможностях наших воспитанников. Разносторонняя поддержка развивающейся личности на основе формирования просоциального поведения педагогическими методами положен в основу нашего проектного решения. Мотивированная деятельность детей, желание участвовать в социально значимой деятельности вместе с педагогами и родителями создает предпосылки для формирования устойчивой потребности личности в самоопределении и самореализации, способствует осознанию норм правил поведения в обществе, способности видеть и решать задачи социума.
Реализация разных видов культурных практик в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников позволила нам повысить степень самостоятельности детей в социально-значимой деятельности, сформировать у них устойчивый интерес и желание заниматься добровольческой деятельностью, повысить роль семьи в формировании основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
2. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 224с.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М: Издательство Скрипторий. – 2003, 2012 – 112 с.
4. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. – М: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.
5. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
6. Логинова Н. В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-vospitanie-kak-obekt-pedagogicheskogo-issledovaniya/viewer (дата обращения: 27.05.2025).
7. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э. С. Меджидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 799-803. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 27.05.2025).
Количество просмотров: 1120 |
Добавить комментарий