Проект «И помнит мир спасенный!»

 
 

Кошкова Марина Геннадьевна,

воспитатель 

МБДОУ д/с 50 г. Новосибирска

 

Проект «И помнит мир спасенный!»

В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин.

Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль

должно приходить к детям.

А. С. Макаренко

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина – Россия, в ней живет много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: «Я – россиянин!» Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много лишений, стать победителем в мировой войне. 

К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей страны. Но главное – мы должны научить этому наших детей. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 5-6 лет ребенок уже в состоянии слушать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из услышанного и увиденного, делать выводы.

Вид проекта: поисковый, информационно-творческий, познавательный, взросло-детский, долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема: у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания и представления о Великой Отечественной войне.

Актуальность: патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

2025 год – юбилейный год. Это год 80-ой годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Все больше и больше временной разрыв, отделяющий нас от этой памятной даты. Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника, значимость многих слов, понятий, связанных с войной; сложно представить все тяготы, сложности, страх того времени, даже многие родители о Великой Отечественной войне знают лишь поверхностно. Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно донести суть происходившего во времена Великой Отечественной войны и вызвать в ребенке чувство гордости, сострадания, патриотизма.

Цель: формирование у детей нравственно-патриотических чувств, основанных на расширении представлений о Великой Отечественной войне.

Задачи:

– способствовать воспитанию у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважению к ветеранам войны;

– пробудить интерес к прошлому нашей страны, познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;

– дать детям представления о жизни и деятельности родного города Новосибирска в годы Великой Отечественной войны;

– познакомить с произведениями живописи и музыки военных лет;

– развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки по теме проекта;

– формировать интерес к литературным произведениям о войне;

– развивать познавательные, творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности;

– совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Мультфильмы:

1. «Василек» https://www.youtube.com/watch?v=yG25otHpPXw;

2. «Сильные духом крепче стены»https://youtu.be/nUSqks464E4;

3. «Салют»https://www.youtube.com/watch?v=wJcwxVU17YE;

4. «Жить!» https://www.youtube.com/watch?v=OxD_ja058vA;

5. «Солдатская сказка» https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g;

6. «Великая Отечественная»https://youtu.be/xTH8ZRm2oyU.

Репродукции картин художников:

С. В. Герасимов

М. И Самсонов «Сестрица»

П. П. Широков «За Родину!»

П. А. Кривоногов «Победа»

А. П. Ткачев

Б. С. Угаров

А. И. Лактионов

П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»

А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»

В. В. Верещагин

Фрагменты музыкальных произведений в записи:

Б. Ласкин, братья Покрасс «Три танкиста»

Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

М. Блантер, М. Исаковский «Катюша»

В. Лебедев-Кумач, А. Александров

А. Сурков, К. Листов

Е. Жарковский, Н. Букин «Прощайте, скалистые горы»

Н. Богословский, В. Агатов

В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов

Е. Петерсбурский, Я. Голицкий, М. Максимов «Синий платочек»

А. Новиков, Л. Ошанин

М. Блантер, М. Исаковский

Д. Тухманов, В. Харитонов «День Победы»

В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов «Пилоты»

Методы реализации проекта:

– наглядный: просмотр мультипликационных фильмов, мультимедиа, презентаций о войне, альбомов, картин, фотографий, рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, слайдов;

– словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, прослушивание и разучивание песен, чтение стихов, сказок, рассказов, заучивание стихотворений с детьми, тематические занятия;

– практический: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, продуктивная деятельность, выставки творческих работ, экскурсии.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Знакомство с жизнью и деятельностью родного города Новосибирска в годы Великой Отечественной войны.
  • Расширение представлений о Великой Отечественной войне в процессе знакомства с картинами на военную тематику, прослушивания песен военных лет, просмотра мультимедиа по теме проекта.
  • Воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, чувства гордости за народ, победивший врага.
  • Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практической деятельности, эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
  • Совершенствование взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.

Для педагогов:

  • Повышение компетентности в использовании современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
  • Развитие творческих способностей в процессе практических деятельностей.
  • Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

  • Оптимизация детско-родительских отношений.
  • Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОО (активизация родителей).

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

На первом этапе работа началась с метода трех вопросов о войне: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как это можно узнать?». Далее следовал подбор информации для консультации «Как рассказать нашим детям об этой великой войне», сбор информации для стенда «Что и как рассказывать детям о войне», а также об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны для создания «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк». Родители наших воспитанников помогли пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта, в подборе мультипликационных фильмов, презентаций, мультимедиа. Педагоги осуществляли подбор песен, сказок, рассказов, стихов о войне, наглядного, демонстрационного и методического материала. Был разработан совместный план работы с родителями, выбор возможных источников информации.

2 этап – основной.

Данный этап включал многообразие видов совместной и самостоятельной деятельности по теме проекта. Проведена беседа «9 мая – День Победы». Организовано совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне. В рамках реализации проекта дети смотрели мультимедиа материалы о Новосибирске в годы войны, мультфильмы: «Великая Отечественная», «Солдатская сказка», «Василек», «Сильные духом крепче стены», «Салют», «Жить!». Много времени было посвящено чтению рассказов, сказок и стихов о войне, заучиванию стихотворений о войне. Дети с педагогами слушали фронтовые песни: «Священная война», «Катюша», «День Победы» и выполняли рисунки к песням о войне. Активно занимались продуктивной деятельностью – рисованием на темы: «Цветущий май», «Спасибо за мир!», «С днем Победы!»; изготовлением поздравительной открытки к 9 Мая. Рассматривали репродукции о войне, конструировали макеты: «Голуби мира», «Памятник павшим героям», «Вечный огонь»; делали аппликацию «Праздничный салют».

Для родителей в рамках проекта была проведена консультация «Как рассказать нашим детям об этой Великой Отечественной войне», педагогами был организован совместный просмотр фотоальбома из семейного архива Вани Бородина. Оформлены стенды «Что и как рассказывать детям о войне?» и «Бессмертный полк». Родители приняли участие в создании «Книги памяти», вместе с детьми готовились к видеозаписи стихов о войне. Во время майских праздников проведена экскурсия с родителями в Павловский сквер, к Монументу Славы.

3 этап – заключительный. На этом этапе прошла масштабная выставка творческих работ «Победный май!».

Реализованный в ДОО проект «И помнит мир спасенный!» показал свою эффективность и значимость не только для детей и педагогов, но и для родителей.

В результате реализации проекта дети познакомились с жизнью родного города во время войны, узнали, как были эвакуированы заводы и фабрики, открыты госпитали, промышленность перестроена на выпуск военной техники. Познакомились с картинами на военную тематику, прослушали песни военных лет, нарисовали иллюстрации к песням о войне. Узнали о своих близких родственниках, участвовавших в войне во время сбора материала для «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк», узнали, какими были ордена и медали Великой Отечественной войны, которыми награждали всех ее участников. У наших воспитанников сформировано чувство уважения к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за свой родной город.

Педагогами был собран необходимый материал для осуществления проекта: оборудование для сюжетно-ролевых игр, оформления альбомов для ознакомления детей с некоторыми вопросами темы; подобрана и изучена литература по теме проекта (познавательная, методическая, художественная). Повысилась компетентность педагогов в использовании современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

В ходе реализации проекта родители воспитанников предоставили фотографии родственников – участников войны – для оформления «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк»; подготовили вместе с детьми работы для выставки «Победный май!». Значительно повысился уровень активности и вовлеченности родителей в деятельность ДОО.

Чем дальше война, тем бережнее надо хранить память о ней. Это история старшего поколения, это наша история и история тех, кто будет жить после нас. Мы должны помнить о жертвах войны, потому что те, кто воевал, кому мы обязаны жизнью – и сильные мужчины, и хрупкие женщины – заслуживают, чтобы о них помнили всегда!

Количество просмотров: 768  

Добавить комментарий

1. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях
2. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности
3. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности
4. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
5. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу
6. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста
7. Проект «И помнит мир спасенный!»
8. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность
9. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград
10. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности
11. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада
12. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников
13. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны
14. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения
1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы