Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ
Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольников является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик, обеспечивая комплексный подход к воспитанию и образованию детей.
В дошкольном возрасте ребенка окружает множество предметов, с которыми он знакомится впервые. Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, а для этого он к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
В процессе работы со старшими дошкольниками мы заметили, что у детей нашей группы недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники. Ребята не имеют представления о предметном мире прошлого. В связи с этим возникла необходимость создания условий для понимания детьми того, что любая вещь создана трудом многих людей, предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее. Для организации работы в этом направлении мы обратились к программе «Путешествие по реке времени». Программа дает возможность в форме игр-путешествий отправиться в прошлое и настоящее различных предметов, таким образом накапливать знания об истории и традициях нашей Родины.
В рамках программы «Путешествие по реке времени» мы открываем перед детьми удивительный, многообразный рукотворный мир – мир продуктов творческой деятельности человека. Вместе с воспитанниками подготовительной к школе группы № 10 «Лучики» мы отправились в «прошлое и настоящее» различных предметов: куклы, молотка, счетных устройств, швейной машины, магнитофона, книги, денег, весов и микроскопа.
Первое увлекательное «путешествие по реке времени» состоялось в краеведческий музей Калининского района: была проведена экскурсия по выставке «Сделано в Новосибирске». В музее радушно встретили дошкольников и провели очень интересную и познавательную экскурсию по залам музея с разными экспозициями. Каждый стенд с экспонатами вызывал у ребят огромный интерес и бурю эмоций: телевизоры без пульта управления; магнитофоны с пластинками, магнитными лентами, кассетами; кухонные приборы без шнуров для подачи электричества. В современном обиходе не встретить подобных предметов, но можно их сравнить с современными аналогами.
Наша познавательно-исследовательская деятельность началась с вопросов детей об экспонатах краеведческого музея Калининского района. Мы приступили к сбору информации, а затем на основании этой информации в нашей группе создали мини-музей «Прошлое рядом». Показывая детям, как человек изменял предметы, делал их удобными и полезными, на примере экспонатов в мини-музее мы открываем перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее, удобнее и полезнее.
Создание мини-музея «Прошлое рядом» в группе представляет ценность содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Ребята чувствовали свою причастность к мини-музею: они участвовали в обсуждении его тематики, приносили из дома экспонаты. Мини-музей, созданный в группе, можно посещать каждый день, самим менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Дети сами представляли мини-музей. Рассказывалиоб экспонатах, имеющихся в нем. В результате у большого числа дошкольников возникло желание «отправиться в прошлое» предметов домашнего обихода, пофантазировать, преобразовать предметы, сделать их более удобными и фантастическими, наделив их новыми функциями.
Во время следующего путешествия, организованного в формате квест-игры, мы отправились в прошлое, чтобы изучить историю куклы и сравнить старинные игрушки с современными. В ходе игры дети получили возможность почувствовать себя в роли древних людей, используя палочки и камни в качестве игрушек, что позволило им глубже погрузиться в атмосферу той эпохи. Рассматривали старинные куклы из соломы, глины, дерева, ткани. Играли в дидактическую игру «Какая кукла?». Лепили дымковскую игрушку.
Не так давно у нас в группе появилась красочная матрешка. Дети в группе заинтересовались этой игрушкой, ее историей и стали задавать вопросы: «Почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу-игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Из чего можно изготовить матрешку?» Вопросы, заданные детьми, отражают их искренний интерес к истории и культуре, связанный с русской матрешкой. Эти вопросы касаются как символического значения матрешки, так и еe происхождения и популярности.
По запросам детей мы разработали и реализовали краткосрочный проект «Матрешка – народная игрушка». Новизна данного проекта состоит в том, что дети смогли визуально установить связь между миром природы и человеком, сопоставляя игрушку-матрeшку с образом материнства и семьи. Это знакомство принесло им радость и помогло глубже понять историю создания русской матрeшки.
Мальчики нашей группы предложили совершить путешествие в прошлое транспортных средств. Мы познакомились с историей транспорта. В данном путешествии на помощь пришла одна из технологий ТРИЗ – «Системный оператор», которая позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Данная технология формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление. В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран». В итоге дети фантазировали и рисовали транспорт будущего.
Продолжили мы свое «путешествие по реке времени» в прошлое микроскопа. Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Дети проявили неподдельный интерес к данной теме, и в рамках долгосрочного познавательно-исследовательского проекта мы создали и реализовали краткосрочный проект «Мир под микроскопом».
Дошкольники узнали об истории создания микроскопа и о том, как со временем эти приборы менялись внешне и практически. С каждым годом микроскопы становились всe более сложными, приобретая множество новых деталей и улучшая свою функциональность. В группе нашего детского сада дети участвовали в экспериментировании. В лаборатории с оптическим микроскопом рассматривали растения, сахар в еде.
Впереди нас ждет ещe множество захватывающих путешествий в прошлое и настоящее. Так, уже в апреле текущего года мы планируем отправиться в очередное увлекательное приключение – на этот раз оно будет посвящено истории ручки. Задачи игры-путешествия «Путешествие в прошлое ручки» – способствовать самостоятельному определению прошлого и перспективного развития рукотворного мира (например, что можно сделать с ручкой для повышения удобства в использовании, эстетического вида и т. д.). В мае запланирована выездная экскурсия в музей живой старины «Алексеевская слобода». Задачами данной экскурсии являются обогащение представлений детей об истории своей страны через знакомство с историей предметов обихода, формирование представлений о многообразии рукотворного мира, продуктов творческой деятельности человека.
Мини-музей «Прошлое рядом» будет пополняться экспонатами из наших «путешествий во времени и пространстве».
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.
2. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – Сфера ТЦ, 2014.
Количество просмотров: 1068 |
Добавить комментарий