Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр

 
 

Воронова Дарья Сергеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» г. Новосибирска

 

Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр

С каждым годом детей, требующих специальных условий пребывания в детском саду, становится все больше. Наш детский сад посещают дети как с нормой развития, так и с различными сложными диагнозами, такими как ТНР, ЗПР и РАС. С первого сентября 2024 года в нашем саду впервые открылась группа компенсирующей направленности. Данная ситуация приводит к необходимости взаимодействия детей с узкими специалистами, воспитателями, а также организации сотрудничества ДОО с родителями воспитанников.

Для достижения наилучших результатов в музыкально-коррекционной работе с детьми необходим комплексный подход, который выступает ключевым фактором в развитии музыкальных способностей, включая музыкальную память, слух, дыхательную систему, артикуляционный аппарат и правильное произношение. Данный подход представляет собой интеграцию различных методов и техник, направленных на развитие и коррекцию психофизиологических функций детей с помощью музыки как универсального языка.

Такой подход оказывает эффективное влияние на развитие и социальную адаптацию ребенка, позволяет не только улучшить навыки общения и детей, но и способствует их эмоциональному благополучию. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Комплексный подход включает в себя как музыкальную терапию, так и педагогические методы.

В настоящее время логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные, с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога и т. д.). При организации логоритмических занятий внимание специалистов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, а также на развитие речи в целом.

Для этого в раннем возрасте важно начать формировать у дошкольников следующие навыки:

  • Развитие темпо-ритмической стороны в музыке, артикуляции и слуховом восприятии.
  • Формирование правильного диафрагмального дыхания.
  • Формирование речевой и музыкальной активности.
  • Развитие мелкой моторики и координации.
  • Улучшение эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие двигательных функций и ориентации в пространстве.

Все это необходимо для дальнейшего всестороннего развития ребенка. Методы и приемы, которые используются на музыкальных занятиях, следующие:

  1. Звуковые комплексы. Эти методы в логопедической ритмике включают в себя разнообразные упражнения, направленные на развитие речи с помощью сочетания музыки, движений и речевой активности. Эти технологии помогают детям с речевыми нарушениями улучшить произношение, развить слуховое восприятие и координацию движений. Для достижения наилучших результатов важно адаптировать занятия к индивидуальным потребностям каждого ребенка, его возрастным особенностям и интересам. Например, стихотворение А. Барто «Тараканище», используемое в форме распевки, помогает детям развивать дикцию. Игра «Кастрюля» А. Галямовой развивает у воспитанников дикцию и чувства ритма, а также артикуляцию и слуховое восприятие.

Звуковые упражнения помогают автоматизировать звуки и закреплять правильное их произношение. Дети пропевают простые мелодии на слоги, такие как «ля-ля», «ти-ти-ти», «ту-ру-ру» и др. Это может быть сделано в сочетании с движениями рук или танцевальными элементами (дети поют гласные звуки на одном выдохе, что помогает развивать контроль над голосом и дыханием).

  1. Логоритмика включает в себя разнообразные дыхательные упражнения, сочетающие музыку и движения, которые помогают детям с речевыми нарушениями развивать правильное дыхание, улучшать артикуляцию, фонематический слух и координацию. Ребята могут выполнять движения под музыку, произнося звуки или слова.  («Дождик» Е. Поплянова, «Кап-кап звенят сосульки весело», песни Железновых, «Мы идем на остановку – топ-топ-топ» Е. Балдиной).

3. Регулярное выполнение дыхательных упражнений может значительно помочь детям, страдающим заиканием. Такие упражнения способствуют развитию диафрагмального дыхания, улучшают контроль над речевым аппаратом и снижают уровень тревожности. Важно проводить занятия в комфортной и поддерживающей обстановке, чтобы дети чувствовали себя уверенно во время выполнения упражнений, поэтому используем классическую спокойную музыку (например, Э. Григ «Утро», Шуберт «Аве Мария»). В работе с детьми с заиканием используем такие упражнения, как «Животик», «Считалочка», «Задуй свечу», «Подуй в трубочку».

  1. Использование песен в логоритмике помогает детям с ограниченными возможностями здоровья развивать речевые навыки с помощью музыки и движений, а также делает занятия более увлекательными. Важно выбирать песни с простыми текстами и ритмичными мелодиями, которые помогут детям развивать речевые навыки в игровой форме.

В своей работе с детьми для улучшения произношения и артикуляции используем такие песни:

– русские народные (такие как «Во поле береза стояла», «Калинка», «Ах, вы сени»);

– логопедические (специально разработанные песни, которые акцентируют внимание на определенных звуках или слогах: «Шумный дождик», «Летят утята»);

– песни с повторяющимися звуками (например, «Улыбка», где акцентируется внимание на звуках [у], [ы], [и]);

– песни из мультфильмов (например, «Впереди планеты всей»).

Важно адаптировать занятия под индивидуальные потребности каждого ребенка, чтобы добиться наилучших результатов.

  1. Одним из способов, реализуемых в образовательной деятельности для развития двигательных функций и ориентации в пространстве у воспитанников, является использование различных музыкальных игр. Игры на развитие координации движений, внимания, слухового восприятия и ритма, в которых дети выполняют движения в соответствии с музыкальными командами (например, «Земля» — приседаем, «Небо» — поднимаем руки; «Мотоциклисты», «Карусель», «Мой веселый звонкий мяч»), помогают им синхронизировать движения и ритм. Одним из ключевых аспектов здесь является постепенное усложнение задач и постепенный переход от простых заданий к более сложным.

В своей работе адаптируем сложность заданий (игр, песен) к уровню развития каждого ребенка, используя упрощенные варианты для детей с задержкой речевого развития, с фокусом на отработке отдельных звуков и слогов.Игровая форма обучения, в частности, музыкально-ритмические игры и песни с простым, понятным детям текстом, является наиболее эффективной для усвоения материала и делает процесс обучения увлекательным, способствуя развитию речевого аппарата и познавательных способностей.

Эффективные занятия по развитию речи и познавательных процессов у старших дошкольников требуют комплексного подхода, учитывающего как современные педагогические методики, так и индивидуальные возрастные особенности каждого ребенка. Наши занятия показали положительную динамику: у детей улучшилась артикуляция, расширился словарный запас, повысилась коммуникативная уверенность и концентрация внимания. 

 

Список литературы:

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика//Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитиемречи. /Под ред. Г. В. Волковой. – СПб., 2005.

2. Балдина Е. А. Нейрологоритмика // Методические рекомендации к сборнику программы. – Москва, 2019.

3.Бородич А. М. Методика Развития речи детей. – М.:Просвещение,2011. –255с.

4.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,2009.

5. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет. – М., 2006.

6.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008.

7. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982.

8.Гринер В. А. Ритм. – М., 1966.

9.Дресвянников В. И. Логопедическая коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками //Дефектология. – 2009. – №3. – С. 69-72.

10.Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб, 2009.

11.Новиковская О. А, Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях – М., 2009.

12. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика – М., 2008.

13. Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика для дошкольников – М. 2009.

Количество просмотров: 438  

Добавить комментарий

1. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»
2. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста
3. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников
4. Развитие математических способностей у дошкольников
5. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр
6. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе
7. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
8. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля»
9. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок
11. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ»
1. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы