Развитие математических способностей у дошкольников

 
 

Анисова Лариса Федоровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Пересыпкина Надежда Алексеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие математических способностей у дошкольников

Математика – довольно сложная наука, которая может вызвать трудности в школьном обучении, поэтому нужно формировать интерес к математическим знаниям уже в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку для школьного обучения.

Многие ученые пишут о том, что с самого раннего детства ребенок сталкивается с предметами, которые отличаются по форме, количеству и цвету. Именно тогда у ребенка закладывается и формируется первое представление о математике. Знакомство с геометрическими фигурами начинается с первых игрушек: кубики, пирамидки, конструктор [1].

«Значение процесса математического развития дошкольников в узком смысле понимается как подготовка детей к успешному усвоению точных наук в школе: математика, физика, химия, геометрия, астрономия, черчение. В широком смысле – полноценное умственное развитие ребенка средствами математики. Математические представления закрепляются, уточняются и расширяются в играх, в быту, на прогулке, на занятиях с детьми» [2].

«Воспитатель создает условия, которые благоприятны для того, чтобы ребенок вовлекался в сравнения, воспроизведения, группирования, перегруппирования и так далее. В то же время инициатива для развертывания игры и действий принадлежит ребенку. Воспитатель выделяет ситуацию, анализирует ее, проводит ее, помогает получить результат» [1].

С этими высказываниями нельзя не согласиться. Развитие математических способностей у дошкольников должно проходить исключительно в игровой форме. Обычно дети легче запоминают то, что интересно, что произвело эмоциональное впечатление. Именно поэтому нужно достичь максимальной активности детей в использовании игровых занимательных материалов, опираясь на непроизвольное внимание детей. Развивающие математические игры помогают детям в игровой форме усваивать математические понятия, развивают память, внимание, воображение, логическое мышление, которые являются основными показателями умственного развития дошкольника. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Однако если участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, то он не сможет добиться результата. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Перед тем как предложить новую математическую игру, с детьми нужно провести предварительную работу. С помощью наводящих вопросов выясняем уровень знаний об игре, которая заинтересовала ребенка. Если ребенок затрудняется, то взрослый должен поучаствовать в игре тоже.

Опыт работы показывает, что регулярное использование игр с математическим содержанием способствует развитию мыслительной деятельности детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простых закономерностях окружающей жизни и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

А. В. Запорожец в своих исследованиях установил, что детей в игре привлекает активность, игровые действия, которые можно выполнить, если овладеть какими-то операциями, знаниями, которые в отношении дидактической игры и составляют ее цель. Для самих детей в дидактической игре знания и умения выступают побочным результатом игровой деятельности, для детей целью являются сами игровые действия. Благодаря именно этому дидактическая игра выступает как многофакторный системный педагогический метод, сочетающий в себе множество других методов и средств: это и игра, и форма обучения, и средство воспитания. Важной частью дидактической игры является игровой замысел, который выступает условием, побуждающим интерес детей к игре, поддерживает их активность в рамках дидактической игры в практической деятельности [3].

Наряду с готовыми дидактическими играми по математике мы используем в работе пособия, изготовленные своими руками. И особенно важно, что такие игры мы придумываем и изготавливаем с участием наших воспитанников. Математические пособия, изготовленные своими руками, намного полезнее покупных!  В процессе изготовления у детей повышается интерес к познавательной деятельности, возникает желание разобраться в назначении и математической структуре игры. Это приводит к лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Кроме этого развиваются межпредметные связи. В процессе изготовления пособий дошкольники применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение) и опираются на навыки, приобретенные во время продуктивной деятельности (вырезание из бумаги, склеивание и др.).

Математические пособия, которые используются в нашей группе:

  1. «Математическая машинка» – развитие навыков сложения, закрепление состава числа в пределах 10.
  2. «Колумбово яйцо» – развитие оперативного мышления и поисковой деятельности.

   
 

3. «Времена года» – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

4. «Какие цифры потерялись» – помогает упражняться в прямом и обратном счете.

5. «Составь задачу по картинке» – формирование умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

6. «Собери цветок» – ориентировка во временных отношениях (год, месяц, время года).

7. «Сколько и каких геометрических фигур спряталось в рисунке» –развивает логическое мышление, умение соотносить количество геометрических фигур с числом.

8. «Муха/бабочка» – ориентировка на плоскости листа бумаги в клетку, развитие внимания, пространственного мышления.

9. «Чем занимаются люди?» – закрепление знаний дней недели.

10. «Найди пропущенные цифры» – закрепление порядкового счета в пределах 9.

  

11. «Математическая машинка» – закрепление состава числа 10 из двух меньших.

12. «Капельки» – на сложение и вычитание в пределах 10.

13. «Неделя» – найти цифру-обозначение дней недели по порядку, затем к каждой цифре подобрать слова.

   

14. «Сутки» – что мы делаем утром, днем, вечером, ночью. Дети отвечают полным предложением, передвигая стрелку на циферблате.

Все математические игры находятся в «Математическом кейсе», который располагается в доступном для детей месте. В любое свободное время ребята могут брать игры по желанию и совершенствовать свои интеллектуальные способности.

Элементарные математические представления в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются тогда, когда они становятся неотъемлемой частью интересной игры или деятельности, понятной ребенку, значимой для него. Это усвоение не абстрактно-теоретическое, а сугубо конкретное, практическое. Осмысление происходит через проживание, а не только через логическое понимание.

 

Количество просмотров: 360  

Добавить комментарий

1. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»
2. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста
3. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников
4. Развитие математических способностей у дошкольников
5. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр
6. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе
7. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
8. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля»
9. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок
11. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ»
1. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы