Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников
Качество речи играет ключевую роль в гармоничном формировании личности ребенка. Неоспоримый факт – чем выразительнее и качественнее детская речь, тем легче малышам излагать свои идеи, шире их горизонты познания мира вокруг, глубже и насыщеннее социализация среди сверстников и взрослых. Этот тезис подчеркивали такие авторитеты педагогической науки, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова.
Актуальность особого внимания к развитию речи обусловлена ростом числа детей с речевыми расстройствами, что негативно сказывается на их познавательных способностях: снижает память и мышление, ухудшает внимание. Исследованию данной проблемы посвящены работы Л. Н. Ефименковой, В. П. Глухова, Е. Б. Струниной, Т. Б. Филичевой.
В процессе работы над проблемой речевых нарушений у дошкольников возникла необходимость создания интересного, яркого пособия, привлекающего внимание детей и в тоже время способствующего их речевому развитию в игровой форме, такому как «Логокуб». Это не просто набор карточек или игрушек, это комплексное средство с разнообразным наглядно-демонстрационным материалом: красочными иллюстрациями, карточками, объемными фигурами и прочим.
Цель работы: использование пособия «Логокуб» как эффективного средства развития всех компонентов речевой системы у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Новизна данного методического пособия заключается в создании авторского дидактического пособия «Логокуб» для детей с речевыми нарушениями, применение которого будет способствовать коррекции речевых нарушений у детей.
Методика использования «Логокуба» (пособия) представляет собой передовое и доступное средство обучения, полностью соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) в части создания развивающей среды. Это достигается за счет использования следующих принципов:
- доступности – обеспечивает детскую активность;
- полифункциональности – логокуб можно использовать в различных видах детской деятельности, в работе как с подгруппой, так и индивидуально;
- вариативности – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
- насыщенности – соответствует возрасту и особенностям детей [2].
В процессе игры с логокубом ребенок естественным образом погружается в образовательную среду, где развитие мышления происходит через последовательные ступени: от работы с реальными предметами и наглядными материалами до формирования абстрактного, словесно-логического понимания.
Этот педагогический инструмент был создан на основе личного опыта логопедической работы, где логокуб зарекомендовал себя как неоценимый помощник на каждом занятии, вызывая искренний интерес у детей. Пособие состоит из куба с шестью гранями разного цвета. Каждая грань куба представлена в виде натянутых лент-резинок одного цвета. Ленты-резинки удобны в использовании, позволяют легко крепить к ним наглядный материал с помощью прищепок. Конструкция куба позволяет свободно помещать внутрь дополнительные дидактические материалы, адаптируя его под конкретные задачи обучения.
Основываясь на принципах наглядного моделирования, для логокуба я разработала разнообразные материалы: плоские и объемные изображения, предметные и сюжетные картинки, схемы и символы. Все элементы легко крепятся к кубу с использованием прищепок и липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Вариативность использования пособия обусловлена возможностью замены картинок в зависимости от целей занятий, что расширяет его образовательные возможности.
Т. Б. Плясунова отмечает основные достоинства пособия «Логокуб»:
- удобен в использовании;
- участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребенок или несколько детей одновременно;
- его можно переставлять, переносить;
- объемный, но удобен для хранения;
- дает педагогу возможность использовать в работе с дошкольниками самые разные дидактические игры, направленные на развитие всех компонентов речевой системы [1].
Многостороннее применение игрового инструмента обусловлено разнообразием речевых недостатков у детей. Оно используется при изучении нового материала в процессе его объяснения и закрепления, во время повторения информации. Пособие «Логокуб» незаменимо как в режимных моментах, так и при решении образовательных задач непосредственно в учебной деятельности.
И. В. Скворцова отмечает, что для коррекции лексико-грамматического развития у детей активно внедряются интерактивные речевые игры с использованием символических карточек: на этапе автоматизации произношения звуков и слов, при составлении описательных текстов, рассказов, в играх на усвоение лексико-грамматических конструкций. Игры проводятся индивидуально или в малых группах, последовательно развивая способность к связному высказыванию [2].
Речевые игры-упражнения на основе наглядного моделирования проводятся с последующим усложнением: сначала отрабатываются отдельные слова при помощи предметов, предметных картинок, на основе наглядных карточек-символов; постепенно усложняются грамматические формы на уровне словосочетания, предложения с добавлением 2-3 наглядных моделей для согласования разных частей речи в роде, числе, падеже, принадлежности времени глаголов и т. д.; речевые игры-упражнения могут иметь в основе опорные таблицы для составления описательного рассказа, рассказа, пересказа.
Используя логокуб, дети получают радость от игрового процесса, что способствует мотивации к преодолению речевых трудностей. В отличие от большинства пособий, направленных на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников, логокуб целенаправленно охватывает также лексику и грамматическую структуру языка
В работе используются следующие виды игр:
1. Игры по формированию фонетико-фонематических представлений, слоговой структуры слова.
Игра «Определи первый звук в слове».
Цель данной игры заключается в тренировке на выделение первого звука в слове. Педагог раздает карточки с изображениями предметов, где каждый ребенок должен определить, у какого предмета название начинается на звук [А] или другой звук. Правильно ответивший прикрепляет картинку на грани куба с соответствующей буквой.
Игра «Найди картинку».
Эта игра направлена на дифференциацию звуков [л] и [р] в словах. Педагог подготавливает картинки с этими звуками, распределяя их равномерно. Дети делятся на две команды, одна из которых ищет картинки с [р], а другая – с [л]. По сигналу участники поочередно подходят, выбирают картинку и прикрепляют ее к соответствующей грани куба с буквами. В конце игры команды проверяют друг друга [3].
Игра «Раздели слово».
Целью данной игры является обучение детей делить слова на слоги. Педагог размещает на гранях куба карточки с разным количеством полосок: одна, две, три и четыре полоски. Педагог объясняет, что на грань с одной полоской прикрепляются картинки односложных слов, на две полоски – двусложных и так далее. Дети учатся классифицировать слова по их слоговой структуре.
2. Игры по формированию лексико-грамматического строя речи.
Игра «Назови одним словом».
Цель игры заключается в закреплении умения детей использовать синонимы и обобщающие понятия. Педагог демонстрирует грани куба с разнообразными картинками. Задача детей – назвать все изображения на грани одним общим термином.
Игра «Подбери по цвету».
Игра направлена на развитие понимания и применения цветовых характеристик в речи. Педагог предлагает детям подобрать и приклеить на каждую грань куба картинки с предметами одного цвета.
Игра «Один – много».
Игра направлена на формирование умения образовывать множественное число существительных. На кубе размещаются картинки с изображением одного предмета (единственного числа). Дети находят и прикрепляют картинку с множественным числом того же предмета.
Игра «Что изменилось?».
Игра направлена на активизацию использования предлогов в речи. Педагог размещает несколько картинок на одной грани куба, дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. В это время педагог переставляет картинки, после чего дети открывают глаза и описывают произошедшие изменения с помощью предлогов.
3. Игры по развитию связной речи
Игра «Составление предложений».
Игра на совершенствование связной речи и логического мышления. Педагог размещает на логокубе картинки, не связанные по смыслу (например, машина, альбом, собака). Задача детей – составить максимальное количество предложений, включающих эти слова, с использованием различных падежей и дополнительных слов для создания связного текста.
Игра «Составление предложений 2».
На грани куба прикреплена схема предложения (2, 3, 4 сложных предложения). Ребенку предлагаются две картинки, с помощью которых составляет предложение по предложенной схеме. Например, предложение из двух слов: «Маша спит». Трехсложное предложение: «Маша купила куклу». Четырехсложное предложение: «Маша купила красивую куклу». Предложение с предлогом: «Маша купила куклу в магазине» или «Маша сидит на стуле» [3].
Игра «Перескажи сказку».
Целью игры является развитие умения пересказывать текст рассказа. Перед ребенком расположены картинки к рассказу. Логопед читает рассказ. Ребенок расставляет картинки в соответствии с текстом и пересказывает.
Таким образом, многофункциональное пособие «Логокуб» предназначено для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, и содержит материал, способствующий комплексному решению коррекционно-развивающих задач с учетом структуры дефекта каждого ребенка. «Логокуб» может использоваться логопедами, воспитателями речевых групп в совместной и самостоятельной коррекционно-образовательной деятельности.
Список литературы:
- Плясунова Т. Б., Фомина Е. П., Кузеванова О. В. Играя вместе, развиваться интереснее. Универсальные дидактические игровые пособия. Методическое пособие/ под ред. Л.А. Пеньковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – 84 с.
- Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2018. – 208 с.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 2008. – 64 с.
Количество просмотров: 438 |
Добавить комментарий