Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Одним из эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста является проектная деятельность. В образовательном процессе метод проектной деятельности рекомендован требованиями ФГОС. Проектная деятельность помогает развивать познавательные способности, творческое мышление, самостоятельность и коммуникативные навыки.
Тема семьи может стать отличной идеей для проектной деятельности с дошкольниками, поскольку она близка детям и затрагивает значимые аспекты их жизни. В процессе работы над таким проектом появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности.
Сегодня проблема сохранения семейных ценностей актуальна и востребована как никогда. Трудно переоценить роль семьи в обществе. Именно в ней закладывается основа личности каждого человека, преемственность всех последующих поколений. Семья – это социальный институт, в котором ребенок раскрывает заложенный природой потенциал и определяет свое место в жизни, учится добру, справедливости и созиданию. От личностных характеристик каждого человека, его вклада в созидательный процесс напрямую зависит дальнейшее динамичное развитие общественных явлений.
Проект «Моя семья» предусматривает комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы воспитывать правильное отношение к семейным ценностям у детей дошкольного возраста. Кроме того, такая работа способствует получению первого опыта в проектной деятельности будущих учеников. В ходе реализации проектной деятельности по теме «Моя семья» решались были намечены следующие задачи:
- формировать у детей дошкольного возраста преставления о семье как о важнейшей социальной ценности через изучение и отражение семейных традиций;
- развивать познавательные способности, коммуникативные навыки, творческие способности дошкольников;
- воспитывать чувства взаимного уважения, семейной сплоченности.
Участники проекта: педагог ДО, обучающиеся объединения «АБВГДейка», родители.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Место реализации проекта: Новосибирская область, Новосибирский район, р. п. Краснообск, Дом детского творчества «Мастер».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап. Постановка целей и задач педагогического проекта. Чтение методической литературы по теме. Обсуждение с детьми целей и задач их собственного проекта. Совместное планирование дальнейшей деятельности. Разработка занятий по теме проекта. Разработка содержания и критериев оценки детского проекта. Содержание детского проекта:
- Название темы.
- Почему человеку нужна семья? (актуальность, цели и задачи).
- Что я знаю о семье? (гипотезы, представление собранной информации).
- Представление членов своей семьи. Аппликация «Дом, в котором я живу» (презентация творческого продукта).
- Профессии, увлечения членов семьи.
- Наши семейные праздники и традиции.
- Домашние обязанности (анализ материала).
- «Вечер в моей семье». Рисунок (презентация творческого продукта).
- Почему я люблю свою семью? (обобщающий этап, заключение).
Продукт детского проекта: презентация проекта (дети рассказывают о своей семье по своим рисункам).
Практический этап. Реализация мероприятий в рамках проекта:
- Проведение занятия по теме «Семья – моя крепость». Занятие включало отгадывание загадки, выполнение интересных заданий, таких как совместное разучивание стихотворения по теме, игру, пантомиму, веселый театр-экспромт, прослушивание и обсуждение рассказа, совместное подведение итогов.
- Выполнение детьми аппликации «Дом, в котором мы живем».
- Проведение занятия по теме «Домашние обязанности».
- Создание детьми рисунка на тему «Вечер в моей семье».
- Подготовка сообщения о членах своей семьи, их профессиях, увлечениях, семейных традициях.
- Подготовка к защите проекта.
- Защита проекта.
Оценочно-результативный этап.
В реализации проекта приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста. Все ребята изобразили членов своей семьи и рассказали о традициях в семье. Дети с удовольствием презентовали свои проекты. Участие в проекте способствовало формированию у детей понятия «семья», своей роли в семье, семейных ценностей.
Соотнесение прогнозируемых результатов с конечным результатом реализации проекта показывает, что поставленные цели и задачи достигнуты. Проектный продукт получен. В подготовке текста защиты проекта принимали участие родители.
Презентация проекта обучающимися является конечным результатом реализации настоящего педагогического проекта, его продуктом. Ребята получили возможность выполнить проект в сотрудничестве со взрослыми и защитить его перед аудиторией своих сверстников, это способствует формированию у дошкольников уверенности, ответственности и умения работать в команде, что является важными качествами для их дальнейшего обучения и социальной адаптации.
Таким образом, можно отметить возможности проектной деятельности для дошкольников по теме «Семья»:
- позволяет углублять знания детей о семье, ее структуре, традициях и ценностях. Дети узнают больше о родственных связях, роли каждого члена семьи, семейных праздниках и обычаях;
- развитие навыков общения, сотрудничества и взаимопомощи среди детей и между детьми и взрослыми;
- обсуждение темы семьи стимулирует развитие речи, обогащение словарного запаса детей и улучшение у них навыков устной коммуникации.
Защита проекта «Моя семья» в объединении «АБВГДейка»
Список литературы:
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение дошкольников. – М.: ВАКО, 2019. – 96 с.
- Редько С. Г. Основы проектной деятельности: учеб. пособие –СПб., 2018. –84с.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с.
Количество просмотров: 950 |
Добавить комментарий