Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»

 
 

Басюк Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 251 «Звездочка» г. Новосибирска

 
 
 

Белоглазова Елена Сандровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 251 «Звездочка» г. Новосибирска

 
 
 

Скрипниченко Светлана Михайловна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с № 251 «Звездочка» г. Новосибирска

 

Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»

Одна из групп профессиональных задач педагога связана с умением проектировать образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий. Одним из важнейших принципов дошкольного образования, по определению ФГОС, является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Вопрос всестороннего развития ребенка рассматривается давно и актуален в современности. Так, Я. А. Коменский в «Великой дидактике» обозначил проблему: «Каким образом поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело». И давал такой вариант ее решения: «Серьезное вместе с развлечением… Если для отдыха ума разрешаются юношеству и придумываются такие игры, которые живо представляли бы серьезные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни». Вышесказанное позволяет считать проблему поиска эффективных форм организации образования актуальной.

 В рамках участия в региональном проекте «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Новосибирской области нами разработана Программа «Игра. Чтение. Речь» с целью оптимизации работы педагогического коллектива по развитию речи детей от 2 до 7 лет. В программе реализуется целенаправленный подход к речевому воспитанию детей дошкольного возраста, который обеспечивает овладение всеми сторонами речи и родным (русским) языком как средством общения в повседневной жизни.

Участие в региональном проекте требует от педагогов инновационных практик. Одной из них является практический кейс применения инновационной практики при реализации вариативной части образовательной программы (далее ВЧОП) – вариантами проектирования и проведения образовательных квестов для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Применяя эту практику можно создавать интересный контент для квеста, а подводя итоги увидеть результативность для участников и организаторов квеста.

Квесты – это игровые задания, которые требуют от участников решения различных задач, поиска информации и выполнения действий. Мы определили следующие факторы эффективности квестов для развития речи:

– Активное участие. Квесты вовлекают детей в активное взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это способствует развитию речевых навыков в непринужденной обстановке.

– Разнообразие заданий. Квесты включают в себя различные виды заданий: от загадок и ребусов до разгадывания кроссворда. Это помогает детям использовать разные речевые конструкции.

– Использование визуальных материалов: использование в квесте для дошкольников картинок, карточек, схем и других визуальных элементов помогает воспитанникам лучше понять задания и стимулирует речь.

– Работа в команде (родитель + ребенок). Квесты требуют командной работы, что способствует развитию навыков общения, умения слушать и договариваться. Дети учатся выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Родители учатся способам находить нужную информацию.

– Эмоциональная вовлеченность. Дети с радостью участвуют в квестах, что способствует лучшему усвоению материала и активизации речевой активности.

– Интеграция знаний. Квесты содержат задания из разных образовательных областей, что способствует развитию речи и интеграции знаний.

– Адаптивность. В квесте каждый ребенок может участвовать и развиваться в своем темпе.

При проектировании как сюжета образовательного квеста, так и заданий для продвижения по сюжету нами учитывались разнообразие видов квестов, и типология знаний, а также возрастные особенности обучающихся в ДОУ.

Проектирование квестов и их проведение – процесс творческий и увлекательный. Поэтому родители воспитанников нашего ДОУ с удовольствием включаются в такие мероприятия.

 Основными достоинствами квеста как формы организации обучения являются:

  • осознание языка как культурного кода, знаковой системы, формирующей наше сознание;
  • привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе в рамках реализации ВЧОП «Игра. Речь. Чтение» дистанционным способом;
  • увлекательный подход к изучению ВЧОП и поддержание интереса детей к выполнению квестовых заданий через использование видеоинструкций с анимированным персонажем;
  • игровая форма делает процесс обучения интересным и запоминающимся, что способствует формированию уверенности в себе и желанию общаться.

 В нашей практике сложился универсальный план организации квеста, адаптированный под условия нашего ДОУ.

Подготовительный этап (разработка квеста):

  • разработка сюжета, обсуждение и оформление квестовых заданий:
  • оформление приглашения участия в квесте;
  • оформление заданий в программе PowerPoint;
  • цветная печать листов заданий, приглашения и таблицы участников квеста;
  • разработка дипломов программе PowerPoint для участников квеста;
  • оформление локаций квеста.

Основной этап (проведение квеста):

  • размещение поста-объявления об открытии квеста в группе ВКонтакте МБДОУ д/с № 251 «Звездочка»;
  • регистрация участников в таблице участия квеста;
  • выполнение заданий квеста участниками и представление ответов на задания в почтовый ящик. На выполнение одного задания даются сутки.

Заключительный этап:

  • обработка и анализ ответов участников на задания квеста;
  • печать именных дипломов участникам квеста;
  • награждение участников;
  • подведение итогов квеста;
  • размещение поста-объявления в группе ВКонтакте МБДОУ д/с № 251 «Звездочка» об итогах квеста.

Опыт нашей работы показал, что есть некоторые особенности организации и разработки квеста, понимание которых поможет использовать квесты в работе. Представим эти особенности подробнее в виде рекомендаций.

Работайте в группе единомышленников.  Берегите свое время, запланируйте запас времени на случай непредвиденных сложностей (30 %).  Распределите обязанности в группе. Назначьте редактора и оформителя, но обязательно обсуждайте результаты все вместе. Если каждый будет готовить отдельное задание, то в нем могут оказаться повторы, ошибки или скучные места. Чтобы все получилось хорошо, обсудите идеи в начале работы и проведите рефлексию в конце. 

Разработайте сюжет. На основе вашего сюжета определите тип квеста по содержанию (моно- или полипредметный), структуре (линейный, штурмовой, кольцевой), времени проведения (краткосрочный, долгосрочный). При разработке как сюжета образовательного квеста, так и заданий для продвижения по сюжету и проведения рефлексии важно, чтобы применяемые приемы, методы и формы заданий проблемного характера проектировались с учетом возрастных возможностей детей и основных ориентиров образовательной программы.

Разработайте квестовые задания и оформите их в электронном и печатном виде.  Ориентируйтесь на свою аудиторию участников. Будет ли детям интересно? Удивят ли детей ваши задания? Смогут ли они выполнить задания самостоятельно или нужна будет помощь взрослого и в каком объеме? Замените все заимствованные слова их русскими аналогами, сложные слова ‒ простыми для детей.

Оформляйте сообщения красочными иллюстрациями, музыкой и видео, а информацию располагайте удобно для восприятия.  Рекомендуется использовать не больше 3-4 предложений в абзаце и каждый абзац начинать с самых важных по смыслу слов. Дополняйте задания необходимыми подсказками для родителей.

Включайте в проведение квеста электронные средства для увеличения возможностей в образовательном процессе. Мы используем QR-коды для видеоинструкции, подсказок и дополнительных источников в помощь родителям.

Четко и кратко формулируйте задания и критерии их оценки, проявляйте творчество в создании легенды и распределении ролей, разработке подсказок и локаций квеста.

Разработайте форму для учета участников квеста. Мы используем турнирную таблицу для самостоятельной регистрации участников квеста.

 Продумайте, как будет проходить рефлексия по окончании квеста. Рефлексия – важный элемент квеста, без нее он останется просто приятным времяпрепровождением. Поскольку не будет осмыслено все то, что заложено в него организаторами. Рефлексия по окончанию квеста – обозначение испытанных участниками эмоций. Для этого следует дать возможность участникам зафиксировать, что они чувствуют после окончания квеста и какие эмоции испытывали во время выполнения заданий. Обозначить, какой результат квеста участники считают главным (они могут назвать несколько). Рефлексию можно проводить в обсуждении устно, а также можно записывать выводы на доске.

 Мы используем детские опросники с заданными значками, чтобы дети могли самостоятельно отметить свое отношение к заданиям, определить их сложность при выполнении, поставить «лайк». Для взрослых, сопровождающих детей в квесте, мы тоже предлагаем оставить обратную связь знаками, понятными для детей. Это позволяет по итогам провести обсуждение с детьми и родителями своей рефлексии. Совместная рефлексия полезна тем, что ребенок не только формулирует собственные выводы, но и обогащается, видя мнения других. То есть, рефлексия позволяет учитывать разные точки зрения на одни и те же события и в конечном счете активизировать процесс смыслообразования.

Каждый квест для детей дошкольного возраста требует завершения. Это может быть развлечение «По тропинкам квеста» или просто обсуждение с   вручением дипломов участникам квеста. А может быть мастер-классом для участников квеста с итоговым творческим продуктом.

Для увеличения количества участников и решения образовательных задач квеста обязательной является открытость участия и освещение начала квеста, открытия следующего задания и итогов квеста в мессенджере ВК госпаблика ДОУ.

Меняйте локации в каждом квесте. Это для детей и родителей является одним из усложнений квеста – найти, где появилась следующая локация, – или используйте навигацию по плану ДОУ.

Важно не забывать о том, что квест – прежде всего игра, и важно создавать участникам атмосферу удовольствия не только от результата, но и от процесса выполнения заданий. При реализации квеста необходимо создавать дружескую атмосферу, стимулировать детей и родителей к самостоятельному поиску и творчеству.

Необходимо поддерживать детей в процессе выполнения квеста, хвалить их за старания и достижения – это положительно влияет на мотивацию.

Учитывая положительные отзывы детей и родителей, предполагаем, что использование инновационной практики проведения квестов, с одной стороны, позволит вам спроектировать и апробировать в своей практике образовательные квесты с учетом социоприродного окружения вашей образовательной организации. С другой стороны, знакомство с нашим опытом станет отправной точкой использования в вашей практике образовательных квестов.

 

Список литературы:

  1. Суслов В. Квесты для обучения и развлечения. Серия Библиотека профессионала. М.: Солон-пресс, 2020. –  128 с.
  2. Лапина Н. Задания на все случаи квеста. Практическое руководство квестолога. М.: Литрес, 2021. – 24 с.
  3. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 164 с. 
  4. Функции образовательного квеста как активного метода обучения. Павозкова О. Е., Молчанова А. А. /Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2019. –  № 1(28) https://alley-science.ru/.
Количество просмотров: 1221  

Добавить комментарий

1. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»
2. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста
3. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников
4. Развитие математических способностей у дошкольников
5. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр
6. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе
7. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
8. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля»
9. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок
11. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ»
12. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп»
13. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
14. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ
15. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения
16. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе
18. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики
19. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы