Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь»
Одна из групп профессиональных задач педагога связана с умением проектировать образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий. Одним из важнейших принципов дошкольного образования, по определению ФГОС, является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Вопрос всестороннего развития ребенка рассматривается давно и актуален в современности. Так, Я. А. Коменский в «Великой дидактике» обозначил проблему: «Каким образом поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело». И давал такой вариант ее решения: «Серьезное вместе с развлечением… Если для отдыха ума разрешаются юношеству и придумываются такие игры, которые живо представляли бы серьезные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни». Вышесказанное позволяет считать проблему поиска эффективных форм организации образования актуальной.
В рамках участия в региональном проекте «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Новосибирской области нами разработана Программа «Игра. Чтение. Речь» с целью оптимизации работы педагогического коллектива по развитию речи детей от 2 до 7 лет. В программе реализуется целенаправленный подход к речевому воспитанию детей дошкольного возраста, который обеспечивает овладение всеми сторонами речи и родным (русским) языком как средством общения в повседневной жизни.
Участие в региональном проекте требует от педагогов инновационных практик. Одной из них является практический кейс применения инновационной практики при реализации вариативной части образовательной программы (далее ВЧОП) – вариантами проектирования и проведения образовательных квестов для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Применяя эту практику можно создавать интересный контент для квеста, а подводя итоги увидеть результативность для участников и организаторов квеста.
Квесты – это игровые задания, которые требуют от участников решения различных задач, поиска информации и выполнения действий. Мы определили следующие факторы эффективности квестов для развития речи:
– Активное участие. Квесты вовлекают детей в активное взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это способствует развитию речевых навыков в непринужденной обстановке.
– Разнообразие заданий. Квесты включают в себя различные виды заданий: от загадок и ребусов до разгадывания кроссворда. Это помогает детям использовать разные речевые конструкции.
– Использование визуальных материалов: использование в квесте для дошкольников картинок, карточек, схем и других визуальных элементов помогает воспитанникам лучше понять задания и стимулирует речь.
– Работа в команде (родитель + ребенок). Квесты требуют командной работы, что способствует развитию навыков общения, умения слушать и договариваться. Дети учатся выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Родители учатся способам находить нужную информацию.
– Эмоциональная вовлеченность. Дети с радостью участвуют в квестах, что способствует лучшему усвоению материала и активизации речевой активности.
– Интеграция знаний. Квесты содержат задания из разных образовательных областей, что способствует развитию речи и интеграции знаний.
– Адаптивность. В квесте каждый ребенок может участвовать и развиваться в своем темпе.
При проектировании как сюжета образовательного квеста, так и заданий для продвижения по сюжету нами учитывались разнообразие видов квестов, и типология знаний, а также возрастные особенности обучающихся в ДОУ.
Проектирование квестов и их проведение – процесс творческий и увлекательный. Поэтому родители воспитанников нашего ДОУ с удовольствием включаются в такие мероприятия.
Основными достоинствами квеста как формы организации обучения являются:
- осознание языка как культурного кода, знаковой системы, формирующей наше сознание;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе в рамках реализации ВЧОП «Игра. Речь. Чтение» дистанционным способом;
- увлекательный подход к изучению ВЧОП и поддержание интереса детей к выполнению квестовых заданий через использование видеоинструкций с анимированным персонажем;
- игровая форма делает процесс обучения интересным и запоминающимся, что способствует формированию уверенности в себе и желанию общаться.
В нашей практике сложился универсальный план организации квеста, адаптированный под условия нашего ДОУ.
Подготовительный этап (разработка квеста):
- разработка сюжета, обсуждение и оформление квестовых заданий:
- оформление приглашения участия в квесте;
- оформление заданий в программе PowerPoint;
- цветная печать листов заданий, приглашения и таблицы участников квеста;
- разработка дипломов программе PowerPoint для участников квеста;
- оформление локаций квеста.
Основной этап (проведение квеста):
- размещение поста-объявления об открытии квеста в группе ВКонтакте МБДОУ д/с № 251 «Звездочка»;
- регистрация участников в таблице участия квеста;
- выполнение заданий квеста участниками и представление ответов на задания в почтовый ящик. На выполнение одного задания даются сутки.
Заключительный этап:
- обработка и анализ ответов участников на задания квеста;
- печать именных дипломов участникам квеста;
- награждение участников;
- подведение итогов квеста;
- размещение поста-объявления в группе ВКонтакте МБДОУ д/с № 251 «Звездочка» об итогах квеста.
Опыт нашей работы показал, что есть некоторые особенности организации и разработки квеста, понимание которых поможет использовать квесты в работе. Представим эти особенности подробнее в виде рекомендаций.
Работайте в группе единомышленников. Берегите свое время, запланируйте запас времени на случай непредвиденных сложностей (30 %). Распределите обязанности в группе. Назначьте редактора и оформителя, но обязательно обсуждайте результаты все вместе. Если каждый будет готовить отдельное задание, то в нем могут оказаться повторы, ошибки или скучные места. Чтобы все получилось хорошо, обсудите идеи в начале работы и проведите рефлексию в конце.
Разработайте сюжет. На основе вашего сюжета определите тип квеста по содержанию (моно- или полипредметный), структуре (линейный, штурмовой, кольцевой), времени проведения (краткосрочный, долгосрочный). При разработке как сюжета образовательного квеста, так и заданий для продвижения по сюжету и проведения рефлексии важно, чтобы применяемые приемы, методы и формы заданий проблемного характера проектировались с учетом возрастных возможностей детей и основных ориентиров образовательной программы.
Разработайте квестовые задания и оформите их в электронном и печатном виде. Ориентируйтесь на свою аудиторию участников. Будет ли детям интересно? Удивят ли детей ваши задания? Смогут ли они выполнить задания самостоятельно или нужна будет помощь взрослого и в каком объеме? Замените все заимствованные слова их русскими аналогами, сложные слова ‒ простыми для детей.
Оформляйте сообщения красочными иллюстрациями, музыкой и видео, а информацию располагайте удобно для восприятия. Рекомендуется использовать не больше 3-4 предложений в абзаце и каждый абзац начинать с самых важных по смыслу слов. Дополняйте задания необходимыми подсказками для родителей.
Включайте в проведение квеста электронные средства для увеличения возможностей в образовательном процессе. Мы используем QR-коды для видеоинструкции, подсказок и дополнительных источников в помощь родителям.
Четко и кратко формулируйте задания и критерии их оценки, проявляйте творчество в создании легенды и распределении ролей, разработке подсказок и локаций квеста.
Разработайте форму для учета участников квеста. Мы используем турнирную таблицу для самостоятельной регистрации участников квеста.
Продумайте, как будет проходить рефлексия по окончании квеста. Рефлексия – важный элемент квеста, без нее он останется просто приятным времяпрепровождением. Поскольку не будет осмыслено все то, что заложено в него организаторами. Рефлексия по окончанию квеста – обозначение испытанных участниками эмоций. Для этого следует дать возможность участникам зафиксировать, что они чувствуют после окончания квеста и какие эмоции испытывали во время выполнения заданий. Обозначить, какой результат квеста участники считают главным (они могут назвать несколько). Рефлексию можно проводить в обсуждении устно, а также можно записывать выводы на доске.
Мы используем детские опросники с заданными значками, чтобы дети могли самостоятельно отметить свое отношение к заданиям, определить их сложность при выполнении, поставить «лайк». Для взрослых, сопровождающих детей в квесте, мы тоже предлагаем оставить обратную связь знаками, понятными для детей. Это позволяет по итогам провести обсуждение с детьми и родителями своей рефлексии. Совместная рефлексия полезна тем, что ребенок не только формулирует собственные выводы, но и обогащается, видя мнения других. То есть, рефлексия позволяет учитывать разные точки зрения на одни и те же события и в конечном счете активизировать процесс смыслообразования.
Каждый квест для детей дошкольного возраста требует завершения. Это может быть развлечение «По тропинкам квеста» или просто обсуждение с вручением дипломов участникам квеста. А может быть мастер-классом для участников квеста с итоговым творческим продуктом.
Для увеличения количества участников и решения образовательных задач квеста обязательной является открытость участия и освещение начала квеста, открытия следующего задания и итогов квеста в мессенджере ВК госпаблика ДОУ.
Меняйте локации в каждом квесте. Это для детей и родителей является одним из усложнений квеста – найти, где появилась следующая локация, – или используйте навигацию по плану ДОУ.
Важно не забывать о том, что квест – прежде всего игра, и важно создавать участникам атмосферу удовольствия не только от результата, но и от процесса выполнения заданий. При реализации квеста необходимо создавать дружескую атмосферу, стимулировать детей и родителей к самостоятельному поиску и творчеству.
Необходимо поддерживать детей в процессе выполнения квеста, хвалить их за старания и достижения – это положительно влияет на мотивацию.
Учитывая положительные отзывы детей и родителей, предполагаем, что использование инновационной практики проведения квестов, с одной стороны, позволит вам спроектировать и апробировать в своей практике образовательные квесты с учетом социоприродного окружения вашей образовательной организации. С другой стороны, знакомство с нашим опытом станет отправной точкой использования в вашей практике образовательных квестов.
Список литературы:
- Суслов В. Квесты для обучения и развлечения. Серия Библиотека профессионала. М.: Солон-пресс, 2020. – 128 с.
- Лапина Н. Задания на все случаи квеста. Практическое руководство квестолога. М.: Литрес, 2021. – 24 с.
- Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 164 с.
- Функции образовательного квеста как активного метода обучения. Павозкова О. Е., Молчанова А. А. /Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2019. – № 1(28) https://alley-science.ru/.
Количество просмотров: 1221 |
Добавить комментарий