Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 
 

Татаринцева Ольга Петровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МКОУ «Гусинобродской ОШ № 18»

Новосибирской области

 

Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Вы говорите: дети меня утомляют.

Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сжиматься. Ошибаетесь.

Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Януш Корчак

На современном этапе развития образования главной задачей является развитие личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Первичные нарушения приводят к тому, что ребенок не справляется с социализацией, у него нарушается связь с культурой.

В своей работе я часто использую информационно-коммуникационные технологии. Важно понимать, что для учащегося компьютер не только развлечение, но и способ познания окружающего мира. Кроме того, компьютер является незаменимым помощником в воспитании и обучении ребенка.

В последнее время число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, поэтому возникает необходимость в разработке новых эффективных методов и приемов работы с этими детьми. И здесь важно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Дети постоянно стремятся к получению новых знаний о мире. Детям с ОВЗ в этом стремлении необходима поддержка учителя [2].

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, ЗПР). И работая в классе с такими детьми, я ставлю для себя цель: создание условий, при которых ребенок может полноценно расти и развиваться, а также реализовывать свой творческий потенциал. Использование ИКТ в такой работе просто необходимость, так как я могу создавать упражнения, в которых будут предусмотрены режимы по скорости, что не будет утомлять ребенка. Количество повторов может быть неограниченным, что позволяет таким детям обойти ситуацию неуспеха. При активном использовании ИКТ дети учатся работать с информацией, сравнивать, делать выводы. Важно то, что учителю нужно уметь удержать внимание таких детей. Если правильно использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках, то любой урок можно сделать наглядным, интересным и познавательным.

Особенностью таких детей является преобладание наглядно-образного мышления, поэтому я на разных этапах урока использую презентации. Например, на уроке русского языка не только при объяснении нового материала, но и при закреплении темы можно дать ребятам ряд упражнений, чтобы вставить пропущенные буквы, составить из предложенных слов предложения, а из предложения текст. Трудный теоретический материал таким детям запоминается легче с помощью схем или таблиц [1].

Формы использования ИКТ на уроках могут быть различными: обучающие программы; презентации; видеофильмы; учебные проекты; интернет; тренажеры; тесты; диагностические контрольные работы. На уроках литературного чтения я предлагаю ребятам прослушать аудиозапись произведения. Хочется отметить, что прослушивание текстов помогает запоминать информацию при пересказе.

Применение ИКТ в коррекционной работе является необходимым, так как в последнее время создается большое количество игр, упражнений, заданий, которые можно подобрать ребенку с ОВЗ в зависимости от особенностей развития, а не от возраста. Дети учатся работать на компьютере и развивают свое мышление, память. У учащихся не только повышается интерес к процессу обучения, но и развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля [4].

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я использую развивающие упражнения с различных образовательных сайтов, например, «Учи.ру», «ЯндексУчебник», «Якласс» и т.д. Эти упражнения не только служат мотивацией к усвоению дальнейших знаний для учащихся, но и развивают способности детей.

Помимо этого, я сама создаю различные упражнения не только для уроков, но и для дополнительных занятий с учащимися с ОВЗ. Упражнение «Звонок другу» помогает запомнить ряд цифр в определенной последовательности, поэтому тренирует память. В игре «Жадные пылесосы» на мониторе появляются различные предметы, которые ребенок выбирает, считает. Эта игра помогает развивать не только навыки счета, но и внимание. Одна из любимых игр «Кто лишний?», где детям предлагается выбрать одну из четырех картинок, например, животное среди птиц. Выполняя данное упражнение, дети учатся выявлять признаки, сравнивать, развивая при этом логическое мышление.

Одним из важных упражнений я считаю задания, направленные на развитие речи, например, «Рассказ по картинке». Я могу составить рассказ, а дети сами подбирают картинки в хронологической последовательности. Или я предлагаю учащимся ряд картинок, которые ребята расставляют в хронологической последовательности.

Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий требует учета ряда принципов:

1. Принцип активизации самостоятельной деятельности учащихся. Данный принцип реализуется посредством применения инновационных методов обучения, более гибких и подходящих по возможностям детям с ограниченными возможностями здоровья.

2. Принцип интерактивности компьютерного обучения. Благодаря работе с информацией у учащихся развиваются навыки самоконтроля, обогащается опыт социального взаимодействия, что положительно влияет на социальную адаптацию детей с ОВЗ.

3. Принцип мультимедийности компьютерных систем обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает активизировать компенсаторные механизмы обучающихся посредством реализации полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии [3].

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий помогает не только при усвоении учебного материала, повышает у детей уровень познавательного интереса, но и способствует развитию и коррекции познавательных процессов младших школьников. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование ИКТ – это один из способов реализации творческого потенциала обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях.

Список используемой литературы:

1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. –  № 1.

2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. – М., 1991. – Вып. 6.

Количество просмотров: 3198  

Добавить комментарий

1. Командная работа младших школьников: от идеи к практике
2. Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде начальной школы
3. Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся
4. Методические аспекты организации учебного исследования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
5. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья
6. Формирование системы работы с родителями (законными представителями) воспитанников через использование собственного ресурса в сети Интернет «Виртуальная академия родительства»
7. Цифровая трансформация дошкольного образования: детский сад – территория технологических инициатив
8. Использование широких возможностей современных информационных технологий для обучения на примере шахматного портала Lichess
9. Комиксы как средство формирования у младших школьников экономической компетентности
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы