Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды

Самый трудный и сложный из всех периодов взросления – подростковый возраст. В это время происходит интенсивное развитие, закладывается фундамент будущей жизни в обществе.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития, плюс проходящая в его организме гормональная буря делает психику еще более ранимой и хрупкой, чем раньше.

Физические, эмоциональные и социальные изменения усиливают уязвимость подростка к проблемам психического здоровья. В случае если произойдёт «сбой» и ребёнок начнёт морально или духовно развиваться не в том направлении, это может понести за собой непоправимые последствия [1].

Нестабильность, социальные или семейные проблемы, учебные перегрузки могут создать сильное чувство отверженности и привести к эмоциональному неблагополучию, ярким проявлением которого является депрессивное состояние.

Депрессия – это международная проблема и представляет собой серьезную угрозу социальному развитию любой нации. По данным ВОЗ, во всем мире от нее страдают более 300 миллионов человек. Кроме всего прочего, она приводит к повышенной утомляемости и нарушению концентрации, что снижает производительность и обходится мировой экономике в $1 триллион ежегодно.

Дополнительной угрозой психического здоровья человечества стала эпидемия коронавирусной инфекции (COVID-19), являющаяся потенциально нейротропным заболеванием (то есть поражающим нервные клетки), нередко приводящая к психическим и неврологическим нарушениям. В пандемию серьезность и распространенность симптомов депрессии стали столь очевидны, что игнорировать это заболевание больше нельзя.

Лет 10 назад многие исследователи отвергали возможность возникновения депрессии в детском и подростковом возрасте, считая ее присущей только зрелой личности. В настоящее время специалисты отмечают, что депрессия и повышенная тревожность – наиболее распространенные проблемы психического здоровья будущего поколения.

Количество случаев подростковой депрессии в современном мире увеличивается с каждым днем. Депрессия наносит свой жестокий удар по психике молодого поколения намного чаще, чем мы привыкли думать. В частности, увеличение депрессивных переживаний связывают с ситуацией социальной изоляции в силу введенных ограничений по борьбе с распространением инфекции.

Депрессия разрушает личность подростка, вызывая ощущение грусти, тревоги, чувства отчаяния, она нередко выливается в неприятие себя, прогулы и уходы из школы, возникновение агрессивности и грубости в поведении, привязанность к вредным привычкам. Депрессивное состояние – это не просто плохое и подавленное настроение, это очень серьезная проблема, приводящая к деструктивным формам поведения.

В связи с недостаточной осведомленностью, низким уровнем психологической грамотности родители часто воспринимают депрессию современного поколения как проявление пессимизма, распущенности, лени, эгоизма, что приводит к еще более плачевным последствиям. И хотя подростковая депрессия очень хорошо поддается лечению, эксперты утверждают, что только в одном из пяти случаев подростки получают квалифицированную помощь.

Довольно часто на депрессивное состояние ребенка родители не обращают внимания. Плюс к этому у большинства присутствует заблуждение и стереотип, что обращение к психотерапевту – явный признак психических отклонений и неминуемая постановка на психиатрический учет. Некоторые взрослые до сих пор считают, что посетить психолога – это значит признать себя «ненормальным». Кто-то боится назначения и зависимости от лекарств, кто-то считает, что депрессии вообще не существует или еще хуже, некоторые взрослые недооценивают масштабы последствий данного заболевания, отрицая его присутствие, утверждая, к примеру, «в мое время никаких психиатров не было, хорошим психологом был ремень».

Депрессия – это патологическое состояние, требующее обязательной специализированной помощи. Чем раньше поставлен правильный диагноз и начато правильное лечение, тем больше шансов на быстрое выздоровление, на то, что депрессия не повторится вновь и не примет тяжелой формы, снижающей уровень нравственного и личностного развития.

Очень важно привлечь внимание родителей к актуальности проблемы депрессии в среде молодежи. Подросткам необходимо объяснить важность обращения к специалистам при возникновении проблем. К примеру, если у человека болит горло, он идет к терапевту, если повредил ногу к травматологу, почему, если у человека болит душа, он стесняется обратиться к психологу или к психотерапевту?

Диагностика и психотерапия в подростковом возрасте затруднена следующими причинами:

– отсутствием мотивации к любым обследованиям своего здоровья;

– склонностью отрицать или недооценивать наличие болезненных проявлений;

– негативным отношением к официальным учреждениям, миру взрослых;

– нестабильными взаимодействиями с родителями или другими значимыми личностями, от которых исходит инициатива обследования;

– незаинтересованностью в лечении и недоверие к тем, кто стремится им помочь.

Эти характеристики важно иметь в виду при работе с депрессивными состояниями у подростков, переживающими кризисы периода взросления.

Традиционно состояние депрессии диагностируется на основании жалоб самого ребенка либо его родителей и учителей, а также с помощью психологических тестов. Для диагностики депрессивного состояния важен комплекс симптомов, т. к. отдельные симптомы могут встречаться у большинства подростков. Поэтому диагностику должен проводить профессиональный психолог или психотерапевт. На основе полученных данных врач оценивает степень тяжести заболевания и выбирает соответствующее лечение.

Чем раньше подростки обращаются за медицинской помощью, тем лучше они смогут противостоять «волнам» расстройства. Депрессия хорошо и успешно лечится психотерапевтическими методами, и начинать говорить о своем состоянии – значит делать шаг на пути к выздоровлению. Лечение представляет собой или разговорную терапию (психотерапию), или лекарственные препараты, или комбинацию этих двух методов в различных пропорциях. В тяжелых случаях применяют антидепрессанты. Данные препараты должны применяться только под контролем врача и желательно только в стационаре [13].

В целом лечение зависит от типа депрессии. Важно знать и придерживаться основных компонентов определенной системы. Умение врача, психолога наладить эмоциональную связь с подростком, погрузиться в его внутренний мир довольно часто помогают клиенту по-новому взглянуть на окружающие жизненные обстоятельства, помогая выйти из состояния депрессии без лекарственных препаратов.

Часто при депрессивном состоянии необходимо проводить длительные курсы терапии (психоанализ) в сочетании с другими методами: семейной терапией, изменениями условий жизни (помещение в клинику, в специализированный интернат и т. д.), назначением лекарств. Подобное лечение нередко требует внимания со стороны двух, а порой даже большего количества специалистов: психиатра, психотерапевта, терапевта или педиатра и др.

Для профилактики развития депрессии детям важно объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Нужно обращать внимание на поведение ребенка, замечать все новые пристрастия у ребенка.

Профилактика или лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». Важную роль в предупреждении появления признаков депрессии у подростков играет улучшение климата в семье [6].

Родителям рекомендуется: в процессе воспитания стараться избегать унижений и наказаний. Своими отрицательными поступками можно только вызвать у подростка ощущение ненужности или неполноценности. Если ребенок столкнулся с какими-либо проблемами, то не стоит его мучить нравоучениями. Нередко из-за указаний родителей развивается подростковая депрессия. В трудные жизненные минуты важно выслушать ребенка, а потом давать советы.

Не держать ребенка под постоянным присмотром и опекой. Чрезмерный контроль со стороны родителей превращает подростка в неуверенного и несамостоятельного человека.

Не заставлять поступать так, как этого хочет мать или отец, и не навязывать выбор какой-то определенной профессии. Подросток – это личность, которой нужно чувство свободы.

Профилактика подростковых депрессий, по мнению И. С. Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Все это очень серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов, а раннее распознавание симптомов депрессии – важный фактор предупреждения непоправимых последствий [4].

Лечение и профилактика депрессии у подростков – это непростая задача. Решить ее можно только при сотрудничестве родителей с психологом или психиатром. Лишь комплексными мерами можно добиться положительного результата. Также для профилактики возникновения депрессии детям нужно объяснять необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Важно запомнить: лучше предотвратить депрессию, нежели заниматься ее лечением.

Список использованных источников и литературы

1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб.: Союз, 2009. – 160 с.

2. Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

3. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 267 с.

4. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.: Питер, 2004. 202 с.

5. Кочубей Б. Как лечить депрессию / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. 1988. – № 8. – с.18-24.

6. Морозов Г. В. Основные синдромы психических расстройств // Руководство по психиатрии. – М.: Медицина, 1988. – С.85-180.

7. Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия/Л. Мафсон Д. Моро. – М.: ЭКСМО, 2003. – 320 с.

8. Какие типы депрессии существуют? [Электронный ресурс] / https://ifightdepression.com/ru/informacija-dlja-vsex/tipy-depressii.

9. Опросник детской депрессии [Электронный ресурс] / https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2020/10/oprosnik-detskoj-depressii-m.kovak.pdf.

10. Родермель Т. А. Влияние информационных технологий на проявление симптоматики депрессивного состояния у подростков [Электронный ресурс] / http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2017-3/8-rodermel.pdf.

11. Солодкая Е. В., Логинов И. П. К проблеме депрессивных расстройств у подростков[Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-depressivnyh-rasstroystv-u-podrostkov.

12. Шевцов С. А. Восстановительное лечение непсихотической депрессии у детей и подростков [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovitelnoe-lechenie-nepsihoticheskoy-depressii-u-detey-i-podrostkov.

13. Как выйти из депрессии: виды и признаки. Советы психологов, психотерапия и медикаментозное лечение https://feelwave.ru/psihologiya-uspeha/kak-vyyti-iz-depressii-sovety-psi....

Количество просмотров: 2177  

Добавить комментарий

1. Формирование патриотизма через организацию исследовательской деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды
2. Патриотическое воспитание школьников по материалам личных архивов и устной истории. Несколько слов о выборе темы исследования
3. Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»
4. Развитие эмоционального интеллекта у детей
5. Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды
6. Осознанное чтение как условие развития творческого потенциала ученика (из опыта анализа рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»)
7. Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности
8. Растите детей патриотами
9. Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы
10. Развитие основ финансовой грамотности у детей начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
11. Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания младших школьников
1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы