Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»

В последнее время мы все чаще слышим о безнравственности, безответственности и безразличии в современном обществе, о случаях вопиющей жестокости и насилия, в частности, среди подрастающего поколения. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания молодежи актуальна как никогда [6].

Ребенок растет не сам по себе, он, как молодая веточка на могучем дереве, уходит своими корнями в глубину рода. Как у дерева важным элементом существования является корневая система, которая предопределяет все его дальнейшее развитие, так и у ребенка есть свои природные предпосылки, наследственность, социальное и семейное окружение, которые являются основополагающими факторами успешного развития.

Проблемы юного росточка – это, в первую очередь, проблемы корневой системы и почвы, на которой он растет. Изменить это мы не в силах, но мы можем «работать» с этим росточком, «влиять» на рост его корней, подпитывать, удобрять его почву. То есть взаимодействовать с ребенком и его родителями, повышать уровень психологической грамотности в вопросах организации гармоничного воспитания.

Развитие детей неразрывно связано с реалиями семейной жизни, с внутрисемейной атмосферой, с психологическим принятием родителями и эмоциональным фоном семьи [8].

Семья – это главная ценность человека, это единый организм. Семья – это благодатная для растущего ребенка среда, которая в последнее время у многих родителей сводится к примитивным факторам жизнеобеспечения ребенка (одевания, питания и наказания). В то же время на второй план уходят чувства, ценности, атмосфера взаимопонимания, любви и счастья.

Полученный в семье неблагоприятный социальный опыт влияет на формирование у подростка набора личных проблем, которые часто становятся причиной деструктивного поведения, поэтому нужно понимать, что источником их возникновения являются детско-родительские отношения. Если в семье нет эмоционального комфорта, то развитие ребенка осложняется и семейное воспитание становится негативным фактором формирования личности.

Неконструктивное воспитание родителей порождает дисгармонию психического мира детей. Вырастая, они начинают перекладывать свои неправильные формы взаимоотношений на окружающих, распространяя бездуховность, потерю моральных и нравственных ориентиров, что в свою очередь негативно отражается на стабильности и безопасности общества в целом.

Счастливая семья дает основу ребенку, помогает развиваться и встать на более высокий уровень духовно-нравственного развития. Стабильная семья с фундаментом из семейных ценностей – лучшая защита от различных внешних угроз, надежный тыл, образ действительности, который будет спроецирован на внешний мир [9].

В силу этого перед образованием стоит необходимость проведения воспитательной работы, направленной на пропаганду семейных ценностей, традиций, на формирование психологических знаний среди родителей в области семейного воспитания.

Методическая разработка составлена для классных руководителей, педагогов-психологов, специалистов дополнительного образования. Ключевая идея мероприятия заключается в привлечении внимания родителей, законных представителей к проблеме развития семейных ценностей. Повышение уровня компетентности в построении взаимоотношений в системе родитель-ребенок, коррекцию нарушений в детско-родительских отношениях на основе активных приемов и методов взаимодействия.

Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях как основе построения конструктивной модели семейного воспитания.

Задачи:

1. Создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

2. Определение понятия и роли семейных ценностей во взаимоотношениях родителей и детей.

3. Построение конструктивной модели семейного воспитания с последующим применением последней во всестороннем развитии и воспитании детей.

4. Осмысление, обобщение полученной информации, выработка у каждого родителя собственного отношения к рассматриваемой проблеме.

Форма проведения: брейнсторминг.

Время: родительское собрание рассчитано на 60 минут, с учетом промежуточной рефлексии после каждого приема.

Структура и содержание родительского собрания:

1. Организационный момент. Приветствие родителей.

2. Прием «Собери пословицу».

Цель: Раскрепощение участников, активизация познавательной деятельности, разделение на группы.

При входе в кабинет родители выбирают карточку с одной частью пословицы, определенного цвета (красного, зеленого, синего). После озвучивания темы собрания родителям предлагается объединиться по парам (собрать пословицу) и разделиться на три группы в зависимости от цвета пословицы. Список пословиц (Приложение 1).

Инструкция: Уважаемые родители у вас в руках одна из двух частей пословицы. Вам необходимо найти вторую часть вашей пословицы о воспитании и распределиться в группы по цветам. После разделения родителей по группам проводится вводная беседа.

3. Беседа: Как вы уже поняли, тема нашего собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания в семье». Ребенок – это зеркало семьи, в котором ясно и четко отражается духовность и нравственность родителей.

Если ребенка сравнивать с молодым саженцем, то семья – почва и ландшафт, на которых он растет, которые его питают. Кто-то растет в теплице, кто-то в заброшенном саду, а кто-то просто на бедной каменистой почве вдоль дороги. И вырастают деревца, конечно, разные.

Семья – главная ценность человека. Сложно ответить на вопрос, что является самым важным в семье. Любовь, взаимопонимание, забота? А может быть трудолюбие и поддержка? Если определение семьи дается в словарях, то определение счастливой семьи у каждого из нас с вами разное.

4. Прием «Ассоциации».

Цель: Установление доброжелательного настроя, пробуждение интереса, мотивация на взаимодействие.

Инструкция: В целях плодотворного взаимодействия нам необходимо познакомиться друг с другом поближе. Для установления доброжелательного настроя, активизации нашей деятельности каждому участнику нужно написать 3 ассоциации к понятию счастливая семья. После этого проанализировать все ассоциации и представить ассоциативный ряд своей группы. Например: счастливая семья нашей группы – это единство, верность – 6 раз, любовь – 4 раза, понимание – 5 раз и так далее.

Презентация каждой группы не более 5 минут.

5. Беседа: Мы с вами увидели, что счастливая семья – это взаимопонимание, любовь, уважение, доверие, поддержка. Как вы думаете, одним словом это что? Что является фундаментом счастливой семьи?

Правильно, это всё – семейные ценности, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всеми родными, без них не может быть настоящей крепкой семьи.

На основе фундамента семьи формируются представления ребенка о доброте, справедливости, вежливости, внимательности, о честности и чести, о сочувствии, о нормах морального поведения. Из семьи ребёнок выносит запас знаний, норм поведения, культуры, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной.

Часто родители не могут понять собственных детей. Был обычный ребенок и вдруг стал курить, грубить. Таких родителей можно сравнить с садовником, который бросил семечко в землю, через несколько лет пришел и очень удивился, что вместо розы вырос лопух. После чего он стал прилагать всевозможные усилия, чтобы переделать лопух в розу. Моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложила ему семья. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или наказываете, вы воспитываете его каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома.

6. Прием «Конструктивная модель семьи» (7-10 минут).

Цель: Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией разной сложности; формирование социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за свое решение.

У каждого из здесь присутствующих есть семья, какая она, полная, многодетная, обеспеченная – это все не так важно. Самое главное – она у вас есть. Эта ваша защита от стихий, бурь и невзгод современной жизни.

Все мы люди с разным мнением, разными судьбами, разным менталитетом и культурой, но есть то, что всех нас объединяет, – это наши дети, наше будущее. И то, каким оно будет, зависит в первую очередь от взрослых, которые находятся рядом. Прежде чем выстраивать траекторию воспитания, нужно создать конструктивную модель взаимоотношений с подростком.

Сейчас в каждой группе на столах лежат символические изображения человечков – ваших детей (Приложение 2). Вам необходимо проанализировать сегодняшнее мероприятие и сформировать конструктивный образ своей семьи.

1) на ногах фигурки – запишите семейные ценности, являющиеся фундаментом в вашей семье;

2) на руках фигурки – запишите семейные традиции, которые существуют в вашей семье и поддерживают ваши внутрисемейные взаимоотношения;

3) на голове человечка – мысли, предложения по улучшению взаимоотношений в вашей семье.

Родители по желанию комментируют свои модели. Ведущий подводит итоги.

Фигура человечка, которую вы заполнили, – это конструктивная модель вашей семьи. Эта ваша крепость, которая может защитить от невзгод социальной среды. Семья, дом – главные ценности человека, которые являются залогом успешности не только вашего ребенка, но и вашей семьи в целом. Храните, берегите свои семейные ценности, они являются той изюминкой, которая придает вашей семье уникальность.

7. Рефлексия «Мясорубка, корзина, чемодан» [5].

Цель: Подведение итогов, анализ опыта, выражение своего эмоционального отношения к проведенному мероприятию (Приложение 3).

Инструкция: Уважаемые родители, завершая мероприятие, хотелось получить от вас обратную связь. Посмотрите на доску, перед вами изображение трех предметов: корзины, мясорубки и чемодана. Возьмите стикер, который находится на столе, прикрепите его на тот предмет, который наиболее точно выражает ваше текущее состояние в отношении полученной информации. Если полученная информация вам была интересна, важна и пригодится в дальнейшем – прикрепите стикер к изображению чемодана. Если полученную информацию вы еще до конца не уяснили и будете еще обдумывать и перерабатывать – прикрепите стикер к изображению мясорубки. И если полученная информация вам была неинтересна и неважна, и вы мысленно ее просто «выбросите в корзину» – прикрепите стикер к изображению «корзины».

Список литературы:

1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001. –246 с.

2. Заир С. И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175 с.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

4. Загашеев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? – ИД «Первое сентября», газета «История» № 29/2002.

6. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2020. – № 2.

7. Рычкова В. В. Проблемы воспитания детей в семье // Молодой ученый. – 2011. – №10. Т.2. – 181-184 с.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – 68 с.

9. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2016, № 19.

10. Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Обухова Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

11. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 96 с.

Количество просмотров: 3895  

Комментарии

Супер, мне очень понравилось

Страницы

Добавить комментарий

1. Формирование патриотизма через организацию исследовательской деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды
2. Патриотическое воспитание школьников по материалам личных архивов и устной истории. Несколько слов о выборе темы исследования
3. Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»
4. Развитие эмоционального интеллекта у детей
5. Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды
6. Осознанное чтение как условие развития творческого потенциала ученика (из опыта анализа рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»)
7. Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности
8. Растите детей патриотами
9. Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы
10. Развитие основ финансовой грамотности у детей начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
11. Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания младших школьников
1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы