Организация профилактического урока безопасности перед началом летних каникул силами МКУ Службы аварийно-спасательных работ города Новосибирска для обучающихся начальной школы
Летние каникулы представляют собой особый период повышенной опасности для детей, особенно тех, кто остаётся без регулярного надзора взрослых. Отсутствие привычного режима занятий и дисциплинированности школьной среды часто приводит к увеличению случаев травматизма, несчастных происшествий и других негативных последствий. Именно поэтому накануне долгожданных каникул спасатели МКУ Службы аварийно-спасательных работ города Новосибирска, экипажа Вега 3 посетили здание начальной школы МБОУ гимназия № 9, где провели профилактическое мероприятие, целью которого было напомнить детям о правилах безопасного поведения в быту и на природе, знакомство с профессией спасателя. Ведь профилактические занятия от профессиональных спасателей – один из наиболее эффективных способов предотвратить беду.
Для проведения мероприятия спасателями были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить с основными причинами возникновения пожаров.
2. Научить правильным действиям при пожаре и других ЧС.
3. Напомнить правила безопасного поведения на воде и в лесу.
4. Показать оснащение и снаряжение спасателя.
Опыт показал, что подобный урок способен стать не только источником важной информации, но и ярким эмоциональным событием для младших школьников. Важнейшим фактором успеха здесь выступает подача материала в простой, понятной детям форме, сочетающей игровые элементы с элементами интерактивного обучения. Подобный подход позволяет избежать эффекта страха, характерного для традиционных бесед о безопасности, и формирует устойчивые навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях.
Спасатели проговорили правила поведения у водоёмов. Объяснили, почему нельзя купаться без присмотра взрослых, в незнакомых и необорудованных местах. Показали, как выглядит спасательное оборудование: продемонстрировали водолазное снаряжение (комплект технических средств, используемых для обеспечения жизнедеятельности водолаза и работы под водой), спасательный круг и жилет. Рассказали о действиях в случае, если кто-то тонет.
Значительное внимание было уделено правилам безопасного поведения на природе, особенно в лесной зоне. Педагоги подчеркнули важность информирования взрослых о маршруте передвижения ребенка и обязательного наличия заряженного мобильного телефона. Далее последовало подробное разъяснение действий в ситуации, когда ребенок потерялся в лесу. Участники обсудили ключевые принципы поведения в подобной ситуации: необходимость сохранять спокойствие, остаться на месте и громко позвать на помощь, не предпринимая попыток самостоятельно искать выход. Особое внимание уделялось осознанию леса как чуждой территории, обладающей своими особенностями и опасностями. Правила были разделены на три ключевых этапа: ДО, ВО ВРЕМЯ и ЕСЛИ ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ. Такое разделение позволило сделать усвоение информации более последовательным и эффективным, сформировав у детей четкую структуру поведения в чрезвычайных ситуациях.
Для минимизации рисков и предупреждения возможных неблагоприятных последствий детям были предложены конкретные рекомендации, направленные на формирование осознанного отношения к вопросам безопасности.
Что сделать перед походом в лес:
– Спросить разрешения: никогда не ходи в лес один! Только со взрослыми.
– Одеться правильно: обязательно надень яркую одежду (красную, желтую, оранжевую). Так тебя будет лучше видно. Обувь должна быть закрытой и удобной (кроссовки, ботинки).
– Взять с собой необходимые вещи: заряженный телефон, бутылку воды, часы, свисток (он громче и «живёт» дольше, чем крик). Можно положить в карман шоколадный батончик.
Во время прогулки в лесу:
– Держись рядом: всегда будь в поле зрения взрослых.
– Играй так, чтобы видеть родителей или слышать их голос.
– Не сворачивай с тропинки: не убегай далеко в чащу, чтобы посмотреть на птичку или красивый цветок.
Чего нельзя делать в лесу:
– Не трогай животных и птиц! Не бери в руки птенцов, детенышей зверей (их мама может бросить из-за твоего запаха). Не трогай насекомых (оса или змея могут укусить, если их потревожить).
– Не ешь незнакомые ягоды, грибы и растения! Они могут быть ядовитыми. Собирай только то, что разрешили взрослые.
– Не играй с огнём! Никогда не разводи костёр без взрослых.
– Не шуми громко. Крики и громкая музыка пугают животных и мешают наслаждаться природой другим людям.
Что делать, если ты заблудился:
– Важно помнить алгоритм: остановись! Перестань паниковать и бежать. Позови на помощь. Кричи громко: «АУ-У-У! Помогите!» Если есть свисток – свисти. Делай это периодически, чтобы не сорвать голос.
– Приготовься ждать. Если тебя не нашли сразу, то:
- найди сухое место под большим деревом;
- если холодно, согревайся: поджимай ноги, надень капюшон.
– Позвони по номеру 112 (экстренный номер с мобильного, работает даже без сим-карты и денег на счете). Скажи оператору, что ты потерялся, назови свои имя и фамилию, постаравшись описать, что видишь вокруг.
Обучающиеся еще раз подробно изучили основы пожарной безопасности, повторяя правила осторожного обращения с источниками огня и осветительными приборами. Им напомнили жизненно важные номера телефонов служб спасения, доступные с мобильных устройств, что позволит оперативно вызвать помощь в чрезвычайной ситуации.
Ребята внимательно слушали объяснения о недопустимости игры с электрическими устройствами, поняли причины, почему нельзя открывать окна без особой надобности, а также получили пошаговые инструкции относительно порядка действий в случае возгорания. Подробно разобрали алгоритм эвакуации, порядок вызова специальных служб и способы оказания первой помощи пострадавшим.
Подобный подход позволил закрепить базовые представления о мерах предосторожности и привил ребятам ответственное отношение к соблюдению норм противопожарной безопасности. В итоге дети приобрели прочные знания и умения, способные предотвратить трагедию и обеспечить безопасность в повседневной жизни.
Самой зрелищной частью урока стала демонстрация спасательного оборудования и аварийно-спасательного автомобиля. Дети смогли примерить каски, посмотреть на инструменты, которые спасатели используют в работе, и даже посидеть в настоящей машине спасателей.
Проведение двухэтапного мероприятия, организованного представителями МЧС, оказалось интересным и динамичным способом привлечения внимания школьников к вопросам безопасности жизнедеятельности. Разделение урока на две части – кабинетную и уличную – позволило задействовать разные формы восприятия информации, сделав мероприятие разнообразным и увлекательным.
Спасатели активно вовлекали детей в активное обсуждение, играя с ними в тематические игры и давая задания на проверку приобретённых ранее знаний. Такая практика показала высокую степень вовлечённости школьников, большинство из которых смогли продемонстрировать понимание базовых принципов безопасного поведения. Активное участие ребят свидетельствовало о высоком уровне мотивации и заинтересованности темой, а позитивные отзывы подтвердили значимость подобных мероприятий для формирования устойчивого интереса к вопросам безопасности.
Считаем, что проведение таких уроков способствует формированию культуры безопасного поведения у подрастающего поколения, снижает риск аварийных ситуаций и служит основой для укрепления общего уровня готовности населения к возможным угрозам и кризисным ситуациям.
| Количество просмотров: 48 |









Добавить комментарий