Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления
Цель: повысить уровень текстовой компетенции учащихся, углубить навыки читательской грамотности детей, углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.
Задачи:
– Познакомиться с основными признаками текста.
– Обозначить компоненты строения текста.
– Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста.
Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать основные признаки текста; уметь определять компоненты строения текста.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: метод «мозгового штурма», метод кластеров, приём «инсерт», индивидуальная работа, групповая работа.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит очень большая, но интересная работа.
2. Подведение детей к теме урока
На доске два набора предложений.
1) Дети писали сочинение. Я сегодня не пойду с театр. Лебедь – очень красивая птица. Она неразборчиво говорила о своем отце.
2 ) Наступило утро. Я пошел на прогулку. Под ногами мокрая трава от росы. Воздух чист, прозрачен и свеж. День обещает быть чудесным.
Ребята, прочитаем эти предложения.
Скажите, чем они отличаются?
Что из этого представляет собой единой целое?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Давайте найдем ключевые словам нашей темы, пройдя очень интересный квест.
Сайт «Квестодел» https://kvestodel.ru/
Ответы обучающихся. Запись темы на доске и в тетрадях.
Станислав Лем говорил: «Текст – как коробка с кубиками и с приложенной к ним неясной инструкцией: каждый ребёнок построит из этих ресурсов что-то иное, и даже один ребёнок может успешно строить из этих кубиков разные сооружения» («Письма, или Сопротивление материи»).
Эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку.
3. Актуализация опорных знаний
Постановка проблемного вопроса.
Что отличает текст от несвязного между собой набора предложений? (Текст – это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).
4. «Мозговой штурм». Работа с интерактивным заданием
Сайт «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/train/267775/
Ответ:
Можем ли мы утверждать, что перед нами текст?
Можем ли мы озаглавить этот текст?
Какова тема этого текста?
Определите тип этого текста?
К какому стилю относится данный текст?
5. Обозначение основных признаков текста
Работа с кластером
(Заглавие, тема, основная мысль, связность, композиционная завершенность, тип речи, стилистическое единство, делимость на части).
6. Словарная работа на сайте «Online Test Padhttps»: //onlinetestpad.com/ru/crossword/229246-slovarnye-slova-sport
Филворд по русскому языку (5 класс)
7. Самостоятельная работа в группах с рабочими листами. По истечению некоторого времени один ребенок из группы творчески защищает свой рабочий лист с выполненным заданием.
Рабочий лист
Прочитайте текст. Докажите, что это текст. С помощью зеленого карандаша разделите текст на абзацы. Красным карандашом выделите ключевые слова.
Берёза очень созвучна русской природе и русской душе. Когда она надевает свой светло-зелёный наряд или осыпается золотой листвой, нет её краше. Весенней порой берёза распускается самой первой. А перед морозами она последней сбрасывает листву. Светом и каким-то необыкновенным теплом одаривает она людей. Берёзовые дрова долго горят в печи и не коптят. Жар от них самый горячий. И лучину, которой на Руси освещались крестьянские избы, делали из берёзы. Весной пылят берёзовые серёжки. Длинные, буро-зелёные – это мужские, короткие – женские. А осенью разлетаются семена с прозрачными, словно слюдяными, крылышками. В первые годы берёзка растёт медленно, но потом другие деревья за ней не поспевают. Вот почему в березняке нет ёлок и осин.
Озаглавьте текст |
|
Тема |
|
Тип речи |
|
Стиль речи |
|
Основная мысль текста |
|
Создайте собственный текст из 3-4 предложений по следующим признакам:
Озаглавьте текст |
Весенняя прогулка |
Тема |
Природа |
Тип речи |
Повествование |
Стиль речи |
Художественный |
Основная мысль текста |
Весной в лесу необычайно красиво |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Подведение итогов
Ребята, вернемся к проблемному вопросу и попробуем на него ответить.
Проблемный вопрос.
Что отличает текст от случайного набора предложений? (Текст – это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)
9. Домашнее задание: упр. 116
10. Рефлексия. Шаблоны детям были выданы заранее.
Я все понял. Все понравилось. Чувствую себя хорошо.
Материал понятен, но есть трудности в усвоении.
Мне ничего не понятно. Я не понимаю, что я тут делаю.
Список использованных источников
Журнальные статьи, учебники, учебные пособия
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2021. – 207 с.
Электронные ресурсы
Удаленный доступ:
1. Сайт «Российская электронная школа». Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/train/267775/ (дата обращения 14.04.2025).
2. Сайт «Квестодел». – Режим доступа: https://kvestodel.ru/ (дата обращения 12.04.2025).
3. Сайт «Online Test Padhttps». – Режим доступа: //onlinetestpad.com/ru/crossword/229246-slovarnye-slova-sport (дата обращения 15.04.2025).
Количество просмотров: 682 |
Добавить комментарий