Образовательный проект «Маленький патриот своей страны»
Название проекта |
Маленький патриот своей страны |
Тема проекта |
Патриотическое воспитание в условиях современной дошкольной образовательной организации |
Основания для разработки |
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования; Федеральная образовательная программа дошкольного образования; Программа воспитания |
Тип проекта |
управленческий |
Вид проекта |
образовательный |
Длительность проекта |
среднесрочный |
Участники проекта |
Воспитанники, родители, педагоги и специалисты ДОО, социальные партнеры |
Социальные партнеры |
Юнармия (МАОУ СОШ № 217) ДОО микрорайона (МАДОУ №53, МАДОУ № 154) ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания» комплексно-краеведческий музей «Исток» (МАДОУ № 346) МКУК ЦБС Кировского района г. Новосибирска «Библиотека им. М. А. Булгакова» |
Разработчик проекта |
Петрова Екатерина Владимировна |
Место реализации проекта |
территория ДОО и социальных партнеров |
Цель проекта |
Организация сетевого взаимодействия ДОО с социальными партнерами для формирования нравственных ценностей, воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. |
Задачи проекта |
• Изучить и сформировать пакет нормативно-правовой по патриотическому воспитанию в ДОО. • Разработка и подписание договоров о сетевом взаимодействии с социальными партнерами • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по патриотическому воспитанию. • Воспитывать любовь и уважение к истории своей семьи, истории Родины и малой родины. • Развивать духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, области, стране, к культурному наследию народа. • Воспитывать духовно – нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней. • Создать условия для реализации воспитанниками самостоятельной творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной и другой деятельности), в процессе участия в различных видах взаимодействия (концертов, праздников, досугов, акций и т.д.) • Создать условий для формирования положительного имиджа ДОО через участие родителей в мероприятиях сетевого взаимодействия. • Разработать методические рекомендации в области патриотического воспитания дошкольников (картотека материалов). • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОО по патриотическому воспитанию детей. |
Структура проекта |
Актуальность проекта Цель и задачи проекта Ожидаемые результаты реализации проекта Формы работы по реализации проекта Этапы реализации проекта Дальнейшее развитие сетевого взаимодействия |
Сроки и этапы реализации проекта |
1 этап - Организационно – аналитический (сентябрь 2023 г). 2 этап - Практический (октябрь 2023г – май 2025г). 3 этап – Заключительный (оценочно-рефлексивный) (июнь 2025) |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта |
1. Создание системы взаимосотрудничества ДОО с социальными партнерами для обеспечения всестороннего развития способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста. 2. Формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе и окружающем мире. 3 Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. 4. Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым. 5. Активное участие в концертах, праздниках, досугах, акциях и т.д., развитие творческого потенциала в самостоятельной (музыкальная, изобразительная, театральная) деятельности. |
Актуальность проекта
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на традиционные ценности, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы патриотического воспитания.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Основные принципы и методы организации образовательного процесса.
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное
формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Основные методы:
– игровые;
– поисково-исследовательские;
– проблемные;
– воспитывающие ситуации;
– анализ и самоанализ;
– похвала, одобрение;
– пример;
– обращение к книге и к другим культурным источникам.
Формы работы по реализации проекта
С детьми:
Информационные: ООД, беседы, экскурсии, совместная деятельность
Практико-ориентированные: различные виды творческой художественной деятельности (концерты, праздники, мастерские, выставки и т.д.), просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции; участие в акциях и марафонах; творческие вечера.
С родителями:
Информационные: родительские собрания, лектории, мастер-классы, анкетирование и тестирование, консультации специалистов, печатная продукция (памятки, буклеты и т.п.)
Практико-ориентированные: совместные мероприятия (выставки, конкурсы), создание фотоальбомов; совместные праздники, утренники, просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции; благотворительные акции, марафоны; проектная деятельность.
С педагогами:
Информационные: семинары, консультации, мастер-классы.
Практико-ориентированные: открытые мероприятия, мастер-классы, круглые столы, презентации.
Разработка проекта строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Этапы реализации проекта. Рабочий план реализации проекта.
1 этап. Организационно-аналитический
Цель: создание условий для определения направления образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
– Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта. Мониторинг нравственно- патриотической компетенции в семьях воспитанников (анкетирование)
– Работа с литературой, изготовление наглядного и дидактического материала. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
– Планирование системы работы по взаимодействию с социальными партнерами.
– Составление плана совместной работы.
2 этап. Практический
Цель: создание условий для обогащения и повышения родительской и педагогической компетентности в вопросах патриотического воспитания, формирования устойчивого познавательного интереса к изучению данной проблемы.
Оформление стендовой информации по теме проекта;
Консультации для воспитателей и родителей;
Проведение мероприятий по теме проекта;
Повышение квалификации педагогов и уровень знаний родителей посредством взаимодействия и сотрудничества в рамках проекта;
Расширение творческого взаимодействия ДОО с учреждениями социума, реализация новых форм работы.
Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирование.
СЕНТЯБРЬ
|
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Моя семья |
Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях |
Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Лепка «Посуда для моей семьи» Рисование «Моя семья» Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи) |
2-я неделя |
Я люблю свой детский сад и район где я живу |
Расширять представление детей о детском саде; о районе |
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад) |
3-я неделя |
Малая родина. За что мы любим свой город. |
Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства. |
Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города. Фотовыставка «Я в родном городе» Д/и «Что в родном городе есть» Рисование «Любимый город» |
4-я неделя |
История возникновения герба родного города |
Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города.
|
ОКТЯБРЬ
|
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Флора и фауна родного края |
Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края. |
Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Новосибирска). |
2-я неделя |
Знаменитые земляки |
Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
Беседы о знаменитых земляках. Рисование: «Моя профессия» |
3-я неделя |
Мир вокруг нас |
Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. |
Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом. Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет» П/и детей разных стран. |
4-я неделя |
Разноцветные люди |
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. |
Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Рисование: «Разноцветные дети» Д/и «Иностранец», «Наша планета» П/и детей разных стран |
НОЯБРЬ
|
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Наша страна – Россия |
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». |
Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березке – символе России. |
2-я неделя |
Как жили славяне |
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. |
Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта. |
3-я неделя |
Богатыри земли русской |
Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. |
Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». |
4-я неделя |
Русские народные промыслы |
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д. |
ДЕКАБРЬ
|
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Климатические зоны России |
Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. |
Занятия, знакомство с географической картой России. Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова». |
2-я неделя |
Жизнь людей на Севере |
Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.
|
Занятие, беседы о жизни северных народов; рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы. |
3-я, 4-я недели |
По Новогодней карте |
Рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры. |
Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте. Беседа о новогодних символах. Рассказ о новогодних обычаях. Сооружение построек из снега. Акция «Поможем птицам зимой». Оформление группы к празднику. Новогодний утренник. Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу». |
ЯНВАРЬ
|
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Русский лес – чудесный лес |
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. |
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека». |
2-я неделя |
Что такое заповедник? |
Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. |
Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование: «Красная книга России» |
3-я неделя |
Голубые реки России |
Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. |
Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей. |
ФЕВРАЛЬ
|
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Какие народы живут в России |
Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. |
Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, художественной литературы. П/и разных народов РФ. |
2-я неделя |
Государственные символы России – флаг, гимн |
Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. |
Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок (с родителями), на каких зданиях можно увидеть государственные символы. Д/и «Узнай наш флаг» Аппликация: изготовление флага РФ. Рисование флага РФ. |
3-я неделя |
Государственный символ России - герб |
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. |
Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Д/и «Узнай наш герб» |
4-я неделя |
День защитников Отечества |
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. |
Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных. Д/и по выбору воспитателя. |
МАРТ |
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Моя мама |
Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.
|
Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка «Моя мама» Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы» |
2-я неделя |
Масленица |
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. |
Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы. Рисование: «Встреча весны» Спортивные состязания. |
3-я неделя |
Главный город нашей страны |
Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы. Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков. |
4-я неделя |
История Московского Кремля |
Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля. |
Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву. Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля. Рисование на тему: «Древняя Москва» Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль» |
АПРЕЛЬ |
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
Города России |
Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Екатеринбург и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. |
Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов. Чтение литературных произведений о городах России. |
2-я неделя |
Наши космонавты |
Дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос. |
Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах). Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды (с родителями). Луна, какая она (с родителями). Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета». |
3-я неделя |
Знаменитые россияне |
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.
|
Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов. |
4-я неделя |
Знаменитые спортсмены России |
Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить, что значит слово «патриот». |
Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций. Подвижные спортивные игры на улице. |
МАЙ |
|||
ДАТА |
ТЕМА НЕДЕЛИ |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
1-я неделя |
День Победы |
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. |
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ. Рисование: «День Победы» |
2-я, 3-я недели |
Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ. |
Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». |
Занятие, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Д/и «Узнай наш герб (флаг)» |
4-я неделя |
Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе. |
Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
|
Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине. Фотовыставки, выставки детских рисунков. Дидактические игры. |
План работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
Формы работы |
Тема |
Цель |
Дискуссионная беседа |
«С чего начинается патриотизм?» |
Повысить образовательные и теоретические знания по этой проблеме у мам и пап; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в совместных мероприятиях |
Оформление стенда |
«Юный патриот» |
Продолжать способствовать формированию любви к своей родине и твердой гражданской позиции. |
Мини-музей |
«Народно-прикладное искусство» |
Организовать развивающую среду ДОУ для более целостного восприятия |
Консультация |
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» |
Показать родителям роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании. |
Памятка |
«Известные люди о воспитании любви к природе» |
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе. |
Родительское собрание |
«Гражданин воспитывается с детства» |
Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания. |
Привлечение родителей к совместному труду |
День добрых дел «Снежные постройки». |
Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада |
Папка - копилка |
«Бабушкины советы» |
Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества. |
Творческий конкурс |
«Мастерская Деда Мороза» |
Формировать общность интересов воспитанников и их семей в творческой деятельности. Выявлять и поддерживать семьи, активно участвующие в жизни детского сада. |
Праздник |
«В гости к Деду Морозу» |
Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) |
Конкурс поделок |
«Рождество» |
Вовлечение родителей в творческую деятельность детского сада |
Обновить родительский уголок статьей |
«Грипп и его осложнения» |
Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа |
Буклет |
«Россия – страна в которой мы живем» |
Помочь родителям найти решения проблемы |
Акция |
«Покорми птиц» |
Продолжать работу по охране природы, развитие патриотических чувств и социальной значимости, включение родителей в процесс. |
Зимнее оформление участка |
«Сказочный теремок» |
Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка |
Фотоколлаж |
«Милая мамочка моя» |
Показать важность участия мамы в воспитании ребенка |
Листовка |
«Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей – важный путь патриотического воспитания» |
Информировать родителей о работе детского сада по формированию у дошкольников экологической культуры |
Проведение совместного мероприятия |
«Вместе с мамочкой моей» |
Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери, создавать копилку общих воспоминаний |
Викторина |
«Россия – родина моя» |
Формировать умение взаимодействовать друг с другом |
Городской конкурс |
«Солнышко в ладошках» |
Возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения |
Акция |
«Посылка солдату» |
Создание условий для реального объединения детей, родители воспитанников, в процессе социально полезного дела. |
День открытых дверей |
«Весенняя прогулка» |
Познакомить родителей с содержанием прогулки |
Субботник |
«Пусть наш город будет чистым!» |
Совместное создание комфортных условий на групповом участке, принять участие в озеленении и благоустройстве. |
Оформление стенда на летний период |
«Здравствуй, лето!» |
Проинформировать родителей о вопросах на летний период времени |
Телефон доверия |
«Ошибки и секреты деловых родителей». |
Мотивировать обращаться за помощью на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях |
Организация работы с социальными партнерами
Задачи взаимодействия:
– установление партнерских отношений с сообществом для поддержания благоприятного (как для ДОО, так и сообщества) общественного окружения;
– заключение договоров о сотрудничестве;
– определение направлений взаимодействия;
– планирование совместной деятельности;
– системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства, партнерства в отношениях ребенка и взрослого;
– создание условий для профессионального развития педагогов ДОО в целях повышения рейтинга ин формирования положительного имиджа детского сада.
3 этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)
Цель: коррекция деятельности по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.
Итоговое мероприятие: конференция с участием педагогов, родителей и воспитанников
«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения:
Обобщение результатов работы (на итоговом педсовете- представление в слайдовой презентации).
Определение эффективности, целесообразности, дальнейших перспектив в работе по патриотическому направлению.
Мониторинг(воспитанники) и анкетирование(родители).
Вывод: постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщатся к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не закончится, она будет продолжена.
Дальнейшее развитие:
– расширение внутренних и внешних связей;
– активное привлечение родителей и социальных партнеров для участия в мероприятиях;
– дальнейшее развитие и пополнение банка методических материалов;
– трансляция опыта работы на уровне города, проведение конференций, семинаров и т.д.
Список используемой литературы:
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /старшая группа/.
Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (учебно-методическое пособие) / Н.В. Корчаловская, О.Ю.Муравьева: Ростов-на-Дону изд. ГБУ ДПО РО РИПКИППРО,2015г.
«С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Л.А Кондрыкинская, М.: Сфера, 2005.
«Патриотическое воспитание дошкольников» – Н.В. Алёшина: М., 2004.
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004.
«Этот славный День Победы» (система работы образовательной организации). – М.В. Солодкова, Н.В. Кулдашова, Л.Ф.Речкина и др.: издательство «Учитель», г. Волгоград 2017.
«Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении» (планирование, разработки занятий и мероприятий): издательство «Учитель», г.Волгоград 2008.
«Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника». К.Ю. Белая М.: Школьная пресса, 2007.
«Что может герб нам рассказать…» (нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). Л.В Логинова: М.: Скрипторий 2003, 2008.
Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – М., 2003.
Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2003.
Количество просмотров: 1028 |
Комментарии
Ольга Александровна опубликовано
Страницы
Добавить комментарий