Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

 
 

Гузова Наталья Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ № 7 г. Бердска

 
 
 

Городова Юлия Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ № 7 г. Бердска

 

Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

Образовательные:

– продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;

– закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

– развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;

– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал, удостоверения юного эколога.

Ход мероприятия

Воспитатель:

День необычный сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Здесь для игры собралась детвора,

Ее начинать нам настала пора.

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому, дорогие дети, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг…… ПРИРОДА!

Воспитатель: Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Лесной патруль» и «Друзья природы». Давайте выберем капитана от каждой команды.

Дети делятся на две команды, и выбирают капитанов.

Воспитатель: Оглашаю правила игры:

1. Вопросы выслушивать внимательно.

2. Не подсказывать, не выкрикивать.

3. Если готовы ответить, поднимайте руку.

В нашей игре-викторине 8 туров, задания будут даваться командам. За каждый правильный ответ команда будет получать карточки (показывает). В конце игры мы их посчитаем и определим победителя. Желаю всем удачи!

1 тур «Представление команд» (название, девиз команды)

Воспитатель: А теперь представления команд. Приветствуем команду «Лесной патруль» (капитан)

Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

Воспитатель: Приветствуйте, команда «Друзья природы» (капитан)

Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

2 тур «Разминка» (блиц-опрос)

Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает еж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

14. Что такое зеленый покров земли? (трава)

15. Кувшинка растет в лесу? (нет)

16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)

18. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)

19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)

20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

21. Камень относится к живой природе? (нет)

22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

23. У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)

24. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

25. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

27. Как называется самая маленькая птица? (колибри)

28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)

30. У какого дерева белый ствол? (береза)

Воспитатель: С заданием справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…

3 тур «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды)

1-я ситуация для команды «Лесной патруль».

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

– Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

– А в нем яичко.

– Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

– Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Нет неправильно: птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).

1-я ситуация для команды «Друзья природы».

Две сестренки гуляли по лесу.

– Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

– Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

– Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут).

2-я ситуация для команды «Лесной патруль».

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель: Правильно поступил мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть).

2-я ситуация для команды Друзья природы».

После дождя дети пошли гулять во двор.

– Посмотри, сколько червяков!

– Давай соберем их и девчонок испугаем!

– Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные).

Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

4 тур «Подбери слово»

1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)

2. Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)

3. Лось могучий, т.е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)

4. Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)

5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)

6. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)

7. Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)

8. Морозная зима, а лето … (жаркое)

9. Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)

Воспитатель: Прекрасно сыграла команда «Лесной патруль». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

1. Зима – холодная, а лето … (жаркое)

2. Заяц – дикое животное, а кролик ... (домашнее)

3. Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное)

4. Опенок – съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый)

5. Море – соленое, а река … (пресная)

6. Клубника крупная, а малина ... (мелкая)

7. У волка хвост длинный, а у медведя … (маленький)

8. Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)

9. Длинный день, а ночь … (короткая)

Воспитатель: Команда «Друзья природы» тоже справилась отлично!

Музыкальная пауза.

5 тур «Найди родственников среди животных».

Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое–- домашнее» и объяснить свой выбор.

кабан – свинья;

корова – бизон;

кролик – заяц;

собака – волк;

кошка – лев;

коза – горный козел;

овца – дикий баран;

лошадь – зебра;

и т. п.

(Среди диких животных можно найти сородичей домашних, потому что когда-то они произошли от одного вида).

Воспитатель: Вот мы и добрались до следующего конкурса. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию, изображения которых спрятаны в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробочка откроется.

6 тур «Угадайте по описанию»

1. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

(Ответ: еж).

2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: Его считают большим трусишкой.

(Ответ: заяц).

3. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

(Ответ: лиса).

4. У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени-отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?

Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый.

(Ответ: медведь).

7 тур «Угадай, от кого объявление».

Воспитатель: Дети, нам передали лесную газету – сорока принесла. Но почему-то животные забыли под ней подписаться, ваша задача – догадаться от кого объявление.

1. Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (медведь)

3. Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (сова)

4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (кукушка).

Подведение итогов

Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие дети и родители, наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.

Количество просмотров: 1027  

Добавить комментарий

1. Историко-литературная викторина, посвящённая 80-летию Великой Победы «Крепость не пала. Крепость истекла кровью»
2. Дидактическая игра по русскому языку «Вырасти цветок»
3. Урок-подготовка к сочинению в 8 классе «Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим»
4. Развитие творческого воображения у воспитанников второй младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования
5. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми по теме «Дикие животные зимой»
6. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
7. Мастер-класс «Как cложное cделать простым»
8. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени»
9. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем»
10. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования
11. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание
12. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи»
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2)
14. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы
15. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации
16. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы
17. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох»
18. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»
19. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны»
20. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста

Страницы

1. Кроссенс как форма методической игры для классных руководителей ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Игра «Никто не забыт, ничто не забыто!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Сценарий конкурса чтецов «Детство – счастливая страна» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Разработка урока по теме «На фронтах Гражданской войны» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Работа с пословицами и поговорками в 1 классе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Разработка урока «Анализ роли глаголов в тексте описания действий» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Конспект интегрированного вводного занятия к разделу «Насекомые» педагога-психолога и логопеда с использованием развивающих игр для детей подготовительной группы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Необходимые качества современного воспитателя ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. «Встречаем Светлую Пасху с радостью, с великой милостью»: мероприятие в рамках парциальной программы «Горница» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы