Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»
Использование игр – один из самых действенных подходов для стимулирования познавательной активности и поддержания мыслительных процессов в ходе уроков. Они делают обучение более увлекательным и помогают преодолеть сложности в освоении учебного материала. Особенно ценно применение игровых методик в работе с учащимися с легкой степенью умственной отсталости, поскольку это позволяет снизить барьеры в усвоении, вести изучение и закрепление материала на эмоциональном уровне, способствуя тем самым формированию устойчивого интереса к предмету.
Цель: создать благоприятную образовательную среду, в которой каждый ребенок с особенностями развития чувствует свою значимость, уверенность в собственных силах и успешность как ученика.
Задачи:
1. Стимулировать учебную мотивацию, основанную на познавательных интересах; развивать внимание и память.
2. Формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий).
3. Совершенствовать речь, умение аргументировать свои высказывания и строить логические умозаключения; формировать общеучебные навыки и умения (планирование действий, решение задач в соответствии с правилами, проверка результатов).
Важно обеспечить усвоение учебной программы каждым учеником, развивать у учащихся самостоятельность мышления и способность к рассуждению, а также поддерживать их здоровье в период обучения в начальной школе, формируя навыки саморазвития и заботы о собственном здоровье.
Актуальность использования игровых технологий обусловлена тем, что дети с интеллектуальными нарушениями часто испытывают усталость от однообразной работы, быстро теряют концентрацию и интерес к занятиям, что негативно сказывается на восприятии материала. Игровые технологии позволяют организовать урок таким образом, чтобы усвоение знаний происходило не только за счет запоминания, но и через сознательное применение полученных знаний при решении задач, что значительно повышает познавательную активность и мыслительные способности учащихся.
Растущая информационная перегрузка школьников также подчеркивает важность дидактических игр как оптимального инструмента для комплексного развития: успешной адаптации к новым условиям, повышения активности в учебном процессе и эффективной социализации. Дидактические игры – это специально разработанные игровые формы с четкими правилами, направленные на решение конкретных образовательных и воспитательных задач. Они не только способствуют освоению учебного материала, но и оказывают положительное влияние на развитие и воспитание, используя потенциал игровой деятельности. Такие игры можно интегрировать в различные этапы урока: в начале для создания рабочей атмосферы, в середине для активизации учебной деятельности и закрепления знаний, а в конце, когда внимание снижается, для поддержания интереса.
Для создания увлекательных игровых ситуаций можно использовать образы популярных персонажей (Смешарики, Угадайка, Буратино, Знайка и др.).
Л. С. Выготский отмечал, что игры формируют высшие формы поведения, связаны с решением сложных задач, требуют от участников напряжения, находчивости и совместных действий, задействуя широкий спектр способностей и сил. В игре усилия ребенка регулируются и ограничиваются действиями других участников.
Задачи занимательного характера повышают познавательный интерес, стимулируют мыслительную деятельность, концентрацию внимания, настойчивость и работоспособность.
Числовой кроссворд: Ученики заполняют пропущенные компоненты в примерах, расположенных в свободных клетках поля.
Числовая цепочка «Доберись до 5»: Ученикам необходимо выполнять действия, двигаясь по цепочке, чтобы получить заданный ответ в закрашенной клетке.
Числовой кроссворд «Собери монеты в сундук»: Ученики решают арифметические примеры в каждом из полей, получая монету за правильное решение.
«Угадай пример»: По заданному ответу необходимо определить соответствующий пример на сложение.
«Сколько кружков одного цвета?»: Ученики подсчитывают количество кружков определенного цвета на наглядном материале. «Составь поезд»: Ученики составляют поезд из карточек с примерами, где ответы определяют порядок вагонов.
«Весёлый счёт»: Ученики находят и перечисляют числа, представленные на рисунке, в порядке возрастания или убывания.
Примеры логических задач, которые можно использовать на уроках математики для младших школьников с умственной отсталостью:
1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домах: белый с большим окном, зеленый с большим окном и зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы дома с большими окнами, у Волка и Медведя – зеленые дома. В каком доме живет каждый?
2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех?
Для развития логического мышления и внимания умственно отсталых школьников также используются задания на продолжение последовательностей. Для обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями также применяют математические сказки, весёлые стихи, загадки и другие увлекательные материалы.
Игра «В поисках ответа»: На доске записаны примеры. Учитель задает вопросы, требующие анализа и поиска правильного ответа.
Игра «У кого примеров больше»: Ученики составляют примеры на таблицу умножения с заданными ответами и отмечают их.
Игра «Проверь себя»: Учитель предъявляет карточки с ответами, а ученики называют соответствующие примеры.
Игра «Светофор»: Ученики решают примеры и демонстрируют карточки с сигналом «зеленый» или «красный» для проверки правильности.
Решение задачи в стихотворной форме: «Дима слив в саду нарвал... Сколько было слив всего?»
Устные вычисления в математике – ценный инструмент для развития у школьников не только вычислительных навыков, но и логики, внимания, памяти, а также для пробуждения интереса к предмету. Особую роль играют геометрические темы, где загадки и стихи, посвященные фигурам, помогают детям глубже понять материал и с энтузиазмом участвовать в процессе обучения.
Зрительное восприятие: Задания, требующие отбора фигур по заданному образцу (разного цвета, размера), группировки предметов по форме, подбора соответствующей геометрической формы к предмету или его изображению.
Вербализация: Упражнения на называние фигур, форм предметов, отбор фигур по названию, выделение геометрических фигур в сложных изображениях.
Различение объемов: Задания на группировку плоских и объемных предметов, подбор моделей геометрических фигур к предметам, дифференциацию по визуальному представлению.
Пространственное мышление: Выкладывание узоров и аппликаций, моделирование из геометрических фигур.
Конструирование: Создание новых фигур из имеющихся по образцу, используя различные приемы (перегибание, разрезание, лепка).
Для разнообразия занятий и поддержания интереса широко применяются дидактические игры: геометрическое лото, мозаика, игры с конструктором, «Что изменилось?», «Угадай фигуру в мешочке», «Дострой фигуру». Игровой формат создает позитивный настрой, повышает работоспособность и позволяет многократно повторять материал без ощущения монотонности. Включение игр и упражнений способствует смене видов деятельности, делает материал более доступным и понятным. «Палочки в ряд»: Упражнение на построение последовательности палочек по убыванию длины.
«Какой?»: Сравнение предметов по величине (длине, ширине, толщине) с использованием прилагательных.
«Не зевай!»: Закрепление счета от 1 до 10 через сказочный сюжет, где нужно быстро поднимать карточку с соответствующей цифрой.
«Отгадай пропущенное число»: Определение места числа в ряду и называние пропущенного.
«Считай дальше»: Закрепление счета в прямом и обратном порядке.
«Найди и назови»: Быстрый поиск геометрической фигуры определенного цвета и размера.
«Подбери фигуру»: Сопоставление карточек с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал) с предметами соответствующей формы.
В начальной школе активно используются ребусы, пословицы и поговорки, которые также можно успешно интегрировать в уроки математики. Например, при изучении единиц измерения времени можно использовать ребусы, связанные с днями недели, и пословицы, такие как «Летом одна неделя год кормит» или «На час опоздал – за год не догонишь». Такой подход оживляет учебный процесс, повышает мотивацию к обучению и способствует лучшему усвоению материала. Использование пословиц, поговорок и ребусов делает уроки математики более увлекательными и эффективными для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Ребусы при изучении геометрических фигур:
Загадки о геометрических фигурах:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
Три вершины тут видны
Три угла, три стороны, –
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (треугольник).
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... (квадрат).
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник. Какой? (прямоугольник).
Математические пословицы и поговорки
Пословицы, поговорки и ребусы не только оживляют учебный процесс, но и повышают интерес к занятиям, способствуя лучшему пониманию материала.
В своей практике я активно использую ролевые игры, которые активизируют мышление детей и позволяют вовлечь в работу весь класс. В качестве примера для усвоения компонентов и результатов вычитания можно организовать следующую ролевую игру: ученики первого ряда становятся «уменьшаемыми», второго – «вычитаемыми», а третьего – «разностями». По очереди они озвучивают свои роли и соответствующие числа, например: «Уменьшаемое – 5, вычитаемое – 3, разность – 2».
Аналогичный принцип применяется для закрепления знаний об умножении и делении.
Для проверки усвоения материала использую игру «Кто забьёт больше голов?» Каждый ученик получает карточку с изображением баскетбольной корзины и примерами. Правильно решенный пример приносит «гол», а победитель – тот, кто наберет больше всего «голов».
Математические игры часто построены вокруг увлекательных сюжетов, отраженных в их названиях: «Поймай рыбку», «Футбол», «День и ночь» и другие. Некоторые игры связаны с путешествиями: «Полет в космос», «Найди путь».
Детям также очень нравятся задачи, основанные на жизненных ситуациях:
Приготовление угощений: Задача на понимание понятий «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» и определение количества предметов.
Деление яблок: Применение элементарных математических навыков в бытовых ситуациях.
Накрывание стола: Соотнесение объемных и плоских изображений с реальными предметами.
Сопоставление действий: Установление связи между реальными действиями и их отображением на картинках, а также с соответствующими арифметическими операциями.
В заключение можно утверждать, что игровые технологии эффективно стимулируют мыслительную и познавательную деятельность младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики. Преимущества использования игр очевидны:
Повышение интереса: Ученики стремятся к быстроте, находчивости и точному выполнению заданий в соответствии с правилами игры.
Создание позитивной атмосферы: Игра вызывает положительные эмоции и улучшает работоспособность.
Многократное повторение материала: Дидактические игры позволяют разнообразить виды деятельности на уроке, создавая благоприятные условия для эмоционального восприятия и усвоения материала.
Развитие важных навыков: Улучшается внимание, сообразительность, развивается чувство соревнования и взаимопомощи.
В результате систематического применения игровых технологий обучающиеся с интеллектуальными нарушениями учатся распознавать предметы по признакам, классифицировать их, давать полные описания объектов и явлений, ориентироваться в пространстве и выполнять задания по инструкции.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе является эффективным инструментом для активизации познавательной деятельности,
Список литературы
1. Гуровец Г.В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. – № 1. – с. 77-83.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
3. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
5. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1976. – 127 с.
6. Калинченко А. В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. – № 6. – С. 38-46.
Количество просмотров: 610 |
Добавить комментарий