Разработка урока «Анализ роли глаголов в тексте описания действий»

 
 

Кузнецова Надежда Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Разработка урока «Анализ роли глаголов в тексте описания действий»

Предмет: русский язык.

Класс: 6.

Тема: «Употребление глаголов в тексте-описании действий».

Тип урока: урок развития речи.

Цель: обучение навыкам культуры речи: употребление глаголов в соответствии с целями и содержанием речи.

 Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

– формирование личных ценностных ориентиров, воспитание чувства уважения к истории страны.

– осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку: сверстнику, учителю;

– формировать коммуникативную компетенцию в общении со сверстниками, учителем;

– формировать социальную ответственность.

 

Познавательные:

– уметь структурировать информацию, обладать способностью преобразования;

– уметь анализировать информацию, выполнять функцию ранжирования.

Коммуникативные:

– уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

– уметь работать классным коллективом, способность договариваться, приходить к общему мнению.

Регулятивные:

– осуществлять учебные действия согласно общей цели урока;

– осуществлять самоконтроль свои действий, при необходимости корректировать результат работы.

 

– уметь определять временную характеристику глаголов и её роль;

– уметь подбирать синонимы к глаголам;

– уметь определять наиболее удачные языковые единицы, подходящие под конкретную речевую ситуацию.

 

 

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, колонки.

Дидактические средства: раздаточный материал (Приложение 1), презентация (Приложение 2).

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

 

Действия учителя

Действия обучающихся

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный этап (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача: приветствие обучающихся, подготовка к работе, обеспечение благоприятного микроклимата, подготовка к предстоящей работе, погружение обучающихся в тематику урока.

Форма: фронтальная

 

Задача: поприветствовать учителя, отреагировать согласно коммуникативной задаче.

 

Ребята, здравствуйте.

 

Предлагаю вам сейчас посмотреть небольшой видеоролик. В своих рабочих листах запишите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у вас увиденное. Я попрошу вас записать ваши ассоциации только одной частью речью – глаголами.

 

*Просмотр ролика, где всплывают значимые даты Великой Отечественной войны*

 

Давайте поделимся теми ассоциациями, которые у нас возникли.

 

Без всяких сомнений, о событиях Великой Отечественной войны важно говорить всегда, но, как вам кажется, почему в этом году это особенно важно?

 

 

 

Как вам кажется, говоря о событиях великой отечественной войны, к какой части речи мы будем обращаться в большой мере?

 

Подумайте, какая функция глагола в текстах, описывающих события прошлых лет?

 

На самом деле роль глагола значительно шире! Нам сегодня с вами предстоит убедиться, что глагол в тексте способен на многое!

 

Попрошу вас записать в свой рабочий лист (Приложение 1) тему сегодняшнего урока «Употребление глаголов в тексте-описании глаголов»

Ответное приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей: побеждать, сражаться, воевать, помнить, чтить, скорбеть, защищать и проч.

 

 

Предполагаемые ответы детей:

В этом году нам предстоит празднование 80-летия Великой Победы.

Этот год объявление Владимиром Владимировичем Путиным годом Защитника Отечества.

 

Предполагаемые ответы детей: Глагол

 

 

Предполагаемые ответы детей: Глагол передаёт действие  

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают тему в рабочий лист.

 

 

Результат: обучающиеся готовы к продуктивной деятельности, погружены в тематику урока.

 

2

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний (8 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение знаний и умений в новой ситуации (7 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия (6 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение домашнего задания (2 мин)

 

 

 

 

Задача: актуализация знаний по теме «Глагол», выявление глаголов в тексте

Форма: фронтальная

 

Задача: включение в учебную деятельность, формулировка проблемных вопросов, на которые во время урока необходимо найти ответы.

 

Переверните, пожалуйста, ваш рабочий лист. Перед вами текст, в котором выделен один абзац. Вам необходимо объединиться в группу с теми ребятами, у которых выделен тот же абзац, что и у вас.

 

Ваша задание для работы в группах: вам необходимо прочитать абзац, объединивший вашу группу. Подчеркнуть в нём глаголы и подумать, какова их роль в этом абзаце, кроме передачи значения действия. На работу у вас есть 6 минут.

 

*Работа в группах*

 

Сейчас прозвучит аудиозапись текста, с которым вы работали. Обратите внимание, что в ваших рабочих листах есть и другие абзацы. Я предлагаю вам, слушая текст, подчеркивать глаголы и в других отрывках текста.

 

*Слушание текста*

 

Назовите, пожалуйста, те глаголы, которые вам встретились.

 

А теперь перейдём к главному. Какова же функция, на ваш взгляд, данных глаголов?

 

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами глаголы, с которыми вы работали. Какой морфологический признак отличен у глаголов первого абзаца, второго и третьего?

 

А что вообще такое время как морфологический признак глагола?

 

Но ведь военные события уже были, а значит, время должно употребляться только прошедшее. Разве нет?

 

Описание действий предполагает ещё и правильно подобранный глагол. Задумайтесь, как это важно. Глагол – это не просто факт о действии, это про чувства, про личное отношение, про сопереживание. Представьте, что в тексте были бы другие глаголы (они появляются на слайде/можно попросить детей подобрать синонимы к имеющимся глаголам). Как бы тогда изменился текст?

 

Какой вывод мы с вами можем сделать исходя из проделанной работы?

 

 

 

Задача: применение знаний на практике

Форма: групповая, фронтальная

 

Сейчас мы с вами попробуем подбирать глаголы под описание ситуаций.

Посмотрите, пожалуйста, на ваш рабочий лист, где у вас перечислены глаголы. Прочитаем их и подумаем, что связывает эти слова?

 

Посмотрите, пожалуйста, что двух слов не хватает. Вам сейчас необходимо продлить этот синонимичный ряд и записать два слова, сначала обсудив их с группой.

 

Ваша задача проранжировать предложенные 5 глаголов, то есть расположить их от самого подходящего для того предложения, которое вам дано, до наименее подходящего.

 

Предложенный фрагмент текста: Глаза солдата горели решимостью, руки сжимали оружие железной хваткой, а сердце грохотало, будто барабан, зовущий в атаку, ведь впереди была битва за всё, что ему дорого. Солдат … в бой.

 

Итак, давайте послушаем, какие варианты у вас появились. Что вы поставили на 1 место, какой глагол на ваш взгляд самый подходящий? (И таким образом осуществляется обсуждение пяти глаголов)

 

Как мы можем с вами сформулировать итог этого задания, чему мы научились?

 

Давайте вместе посмотрим отрывок фильма «Битва за Москву». Как вам кажется, в этом отрывке бегут в бой, несутся или рвутся?

 

Удивительно, что не только видео способно передать движение, но и фотография, которая, как может показаться, должна передавать только статику. Перед вами одна из самых знаменитых фотографий времён Великой Отечественной войны. Фото носит название «Комбат». На нём изображён командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом в руке. Как этой фотографии передано то рвение в бой, о котором мы с вами говорили?

 

Дети делятся на группы.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

Задача: применение теоретических знаний на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание текста, выделение глаголов

 

*Глаголы появляются на слайдах после ответов детей)

 

Предполагаемые ответы детей: Глаголы в этом тексте не только передают значение действия, но и эмоцию говорящего.

 

Предполагаемые ответы детей: Время

 

 

 

 

Это морфологический признак, который указывает на то, когда было совершенно действие относительно момента речи.

 

Ответы детей

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей: Текст теряет свою эмоциональность, становится не таким проникновенным.

 

 

 

 

 

Глаголы в тексте должны быть подобраны очень обдуманно, потому что они способны воздействовать на читателя.

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей: это синонимы

 

 

 

 

 

 

Записывают глаголы-синонимы

 

 

 

 

 

Ранжирование глаголов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей: солдат запечатлён в движении, одна его рука поднята, он устремлён вперёд, явно издаёт крик («За Родину!»), его жилы напряжены.

 

 

 

У каждого из вас в процессе урока появилась искорка. (Учитель вырезает их из оранжевой бумаги и в процессе урока раздаёт детям) Сейчас я попрошу вас на ней продолжить предложение, начало которого дано. Но обязательно в вашем предложении необходимо использовать глагол, который, теперь мы знаем, должен быть очень обдуманно подобранный.

 

Кто готов поделиться своим предложением?

А сейчас я хочу попросить вас приклеить искорки, чтобы мы стали одним полноценным огнём.

 

 

 

Сейчас мы с вами зажгли огонь, то есть действие уже совершено. Но следует ли о нём говорить в прошедшем времени?

 

Конечно, огонь, искорками которого мы все с вами являемся, будем гореть вечно!

 

 

Дети продолжают предложение «Победа – это …»

 

 

 

 

Дети зачитывают свои ответы на искорках

 

Из ответов детей формируется вечный огонь

 

*Основу вечного огня можно нарисовать/напечатать на большом листе, тогда огонь выглядит более реалистично.

 

 

Нет, потому что вечный огонь – это связь поколений, связь прошлого, настоящего и будущего.

 

Сегодня мы описывали события прошлого. Но война задела сердце каждого. И сегодня мы не можем об этом не говорить. В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять, какими действиями мы сегодня отдаём дань памяти событиям Великой Отечественной войны.

«Действовать, чтобы помнить, чтить, гордиться» - так будет называться наш текст.

 

Количество просмотров: 858  

Добавить комментарий

1. Игра «Никто не забыт, ничто не забыто!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Сценарий конкурса чтецов «Детство – счастливая страна» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Разработка урока по теме «На фронтах Гражданской войны» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Работа с пословицами и поговорками в 1 классе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Разработка урока «Анализ роли глаголов в тексте описания действий» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Конспект интегрированного вводного занятия к разделу «Насекомые» педагога-психолога и логопеда с использованием развивающих игр для детей подготовительной группы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Необходимые качества современного воспитателя ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. «Встречаем Светлую Пасху с радостью, с великой милостью»: мероприятие в рамках парциальной программы «Горница» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы