«Как хорошо уметь читать»
Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают особое место в педагогике. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Цель ознакомления с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, – формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно-образованного человека.
За время моей работы в детском саду я убедилась, что за последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге. К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевидение.
Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Именно поэтому одним из направлений моей педагогической деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры.
Для формирования у детей интереса и любви к книге, воспитания будущих читателей я использовала метод проектов. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - в проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Я хотела бы представить проект, который мы осуществили с детьми моей группы. Проект «Книжкина неделя».
Тема проекта: «Книжкина неделя».
Цель:
Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
Задачи:
-Развивать речь и познавательный интерес детей.
-Формировать у детей устойчивый интерес к творчеству детских писателей.
-Расширить у детей знание детских сказок через различные виды игр.
-Обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.
-Формировать стремление к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
I этап – выбор темы
Что мы знаем? |
Что мы хотим узнать? |
Как можно узнать? |
Что мы знаем о книге? - Книги нужны, чтобы их читать - В книгах можно смотреть картинки - В книгах нельзя рисовать - Они продаются в магазине - По книгам можно учиться - Они сделаны из бумаги - Бывают детские и взрослые - Книги бывают большие и маленькие |
- Где делают книги? - Кто рисует иллюстрации в книгах? - Где хранятся книги? - Кто пишет книги? - Почему книги нельзя рвать и в них рисовать? - Из чего сделаны книги? - Зачем нужны книги?
|
- Поговорить с родителями и родственниками - Спросить у воспитателей, - Посмотреть по телевизору познавательные передачи о книгах и писателях - Сходить на экскурсию в библиотеку - Узнать через интернет - Прочитать в книгах, в энциклопедиях, газетах и журналах
|
Планирование познавательной деятельности
– знакомство с творчеством С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.Г.Сутеева;
– экскурсия в библиотеку;
– ремонт книг;
– сочинение сказок.
II этап – сбор сведений
– Подбор художественной и научной литературы для совместного чтения (Энциклопедия «Вопросы и ответы», «Почемучка», С.Я. Маршак «Пожар»; В.Г. Сутеев «Под грибом»; «Палочка-выручалочка»; К.И. Чуковский «Доктор Айболит»; русские народные сказки».
– Насыщение предметно-развивающей среды наглядными пособиями, игровыми материалами, фильмами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления, фильмы о том, как и из чего делают книги, пазлы, пальчиковый и настольный кукольный театры).
– Подбор и рассматривание иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими работами оформлены книги.
– Подбор портретов поэтов и писателей.
– Подбор музыкальных произведений.
– Организация экскурсии в библиотеку.
– Оформление выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга».
– Составление перспективного плана образовательной деятельности по теме.
– Рисование любимых сказочных героев.
– Принести из дома книги, требующие ремонта.
Виды деятельности при реализации проекта
– Речевая деятельность.
– Познавательная деятельность.
– Игровая деятельность.
– Трудовая деятельность.
– Художественная деятельность.
– Театральная деятельность.
III этап – выбор проектов
Книжкина неделя
Конкурс сказочников
Фотоальбом «Волшебная книга»
Фотовыставка «Книга-мой друг»
Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»
IV этап
Реализация проекта
Дети, воспитатели и родители приняли активное участие в творческой деятельности.
– Информирование родителей о проделанной работе по данному проекту.
– Выставка книжек-малышек.
– Инсценировка сказки «Под грибом».
– Экскурсия в библиотеку.
Дни недели |
Виды деятельности в течение дня |
Образова- тельные области |
Задачи |
День первый «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»
|
Первая половина дня
*Знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака; * чтение произведения «Кошкин дом»; * путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я. Маршака); * дидактическая игра «Найди героев сказки»; * подвижная игра «Мыши водят хоровод». Вторая половина дня * Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар»; * ОБЖ «Пожар. Опасные предметы»; * дидактическая игра «Можно – нельзя»; * подвижная игра «Найди свой домик»; * рассматривание книг С.Я. Маршака |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие
|
1.Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев. 2. Предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака в различных видах деятельности 3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.
|
День второй «Забавные картинки для детей» |
Первая половина дня *Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева; * рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к сказкам; * чтение сказки «Под грибом»; * лепка «Мой любимый герой сказки «Под грибом»; * дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных); * подвижная игра «Кто быстрее под грибок!» Вторая половина дня * Чтение сказки «Палочка – выручалочка»; * дидактическая игра «Доскажи словечко»; * подвижная игра «Зайка серый умывается»; * «Книжкина больница» (ремонт книг).
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие |
1. Познакомить детей с авторами художником детской книги В.Г. Сутеевым. 2. Закрепить знание детьми сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева в дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности. 3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки. 4. Показать детям приёмы ремонта книг. |
День третий «Доктор Айболит»
|
Первая половина дня * знакомство с творчеством К.И. Чуковского; * чтение стихотворения «Доктор Айболит»; * рисование «Больница для зверей»; * дидактическая игра «Как вести себя с больным?»; * подвижная игра «Путаница». Вторая половина дня * Игра – драматизация «Муха – цокотуха»; * рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского; * дидактическая игра «Помоги Федоре»; * подвижная игра «Кто быстрее?»; * ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие
|
1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой. 2. Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи. 3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки. 4. Поддерживать интерес к знакомым произведениям. 5. Вызывать интерес детей к творчеству К. Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам. 6. Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения.
|
День четвертый «Путешествие в страну книг»
|
Первая половина дня * Экскурсия в библиотеку *Беседа на тему «Что такое библиотека?»; Вторая половина дня * подвижная игра «Превращение в любимого героя». * дидактическая игра «Сложи картинку» *рисование «Библиотека» |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие |
1. Познакомить детей с библиотекой и работой библиотекаря 2. Развивать творческое воображение, мышление, память. 3.Учить детей создавать творческие работы на основе полученных эмоций. 4. Учить детей выполнять правила подвижных, настольных, спортивных, дидактических игр. |
День пятый «В гостях у сказки»
|
Первая половина дня * Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности; * подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»; * дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок) * Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» Вторая половина дня * Подвижная игра «Найди и промолчи»; * «Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей); * «Книжкина больница» (ремонт книг) |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие
|
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений. 2. Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. 3. Закреплять умения использовать разные средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). 4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. 5. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. 6. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. |
«Экскурсия в библиотеку»
«Больница для книг»
V этап
Презентация проектов
Наши проекты были презентованы:
– Детям и родителям нашей группы;
– Детям и взрослым других групп нашего сада.
Мы презентовали:
– Книжки-малышки со стихами, рисунками, сказками.
– Выставка рисунков по теме «Мой любимый сказочный герой».
– Показ спектакля по сказки В.Г. Сутеева «Под грибом».
Инсценировка сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
Результаты:
– У детей возник устойчивый интерес к творчеству детских писателей.
– Удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
– Развилось речетворчество, совершенствовалось умение сочинять сказки, составлять рассказы.
– У детей совершенствовалась речь, обогатился словарный запас.
– Дети приобрели социальные навыки, стали внимательнее друг к другу.
– Расширились знания о книгах, писателях.
– В процессе реализации проекта у детей развивались память, внимание.
– Дети стали бережнее относиться к книгам.
– У детей развился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.
Количество просмотров: 18862 |
Добавить комментарий