«Как хорошо уметь читать»

 
 

Сафонова Надежда Валерьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

«Как хорошо уметь читать»

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают особое место в педагогике. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Цель ознакомления с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, – формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно-образованного человека.

За время моей работы в детском саду я убедилась, что за последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге. К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевидение.

Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Именно поэтому одним из направлений моей педагогической деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры.

Для формирования у детей интереса и любви к книге, воспитания будущих читателей я использовала метод проектов. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - в проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Я хотела бы представить проект, который мы осуществили с детьми моей группы. Проект «Книжкина неделя».

Тема проекта: «Книжкина неделя».

Цель:

Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.

Задачи:

-Развивать речь и познавательный интерес детей.

-Формировать у детей устойчивый интерес к творчеству детских писателей.

-Расширить у детей знание детских сказок через различные виды игр.

-Обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.

-Формировать стремление к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

I этап – выбор темы

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как можно узнать?

Что мы знаем о книге?

- Книги нужны, чтобы их читать

- В книгах можно смотреть картинки

- В книгах нельзя рисовать

- Они продаются в магазине

- По книгам можно учиться

- Они сделаны из бумаги

- Бывают детские и взрослые

- Книги бывают большие и маленькие

- Где делают книги?

- Кто рисует иллюстрации в книгах?

- Где хранятся книги?

- Кто пишет книги?

- Почему книги нельзя рвать и в них рисовать?

- Из чего сделаны книги?

- Зачем нужны книги?

 

 

 

- Поговорить с родителями и родственниками

- Спросить у воспитателей,

- Посмотреть по телевизору познавательные передачи о книгах и писателях

- Сходить на экскурсию в библиотеку

- Узнать через интернет

- Прочитать в книгах,

в энциклопедиях, газетах и журналах

 

Планирование познавательной деятельности

– знакомство с творчеством С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.Г.Сутеева;

– экскурсия в библиотеку;

– ремонт книг;

– сочинение сказок.

II этап – сбор сведений

– Подбор художественной и научной литературы для совместного чтения (Энциклопедия «Вопросы и ответы», «Почемучка», С.Я. Маршак «Пожар»; В.Г. Сутеев «Под грибом»; «Палочка-выручалочка»; К.И. Чуковский «Доктор Айболит»; русские народные сказки».

– Насыщение предметно-развивающей среды наглядными пособиями, игровыми материалами, фильмами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления, фильмы о том, как и из чего делают книги, пазлы, пальчиковый и настольный кукольный театры).

– Подбор и рассматривание иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими работами оформлены книги.

– Подбор портретов поэтов и писателей.

– Подбор музыкальных произведений.

– Организация экскурсии в библиотеку.

– Оформление выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга».

– Составление перспективного плана образовательной деятельности по теме.

– Рисование любимых сказочных героев.

– Принести из дома книги, требующие ремонта.

Виды деятельности при реализации проекта

– Речевая деятельность.

– Познавательная деятельность.

– Игровая деятельность.

– Трудовая деятельность.

– Художественная деятельность.

– Театральная деятельность.

III этап – выбор проектов

Книжкина неделя

Конкурс сказочников

Фотоальбом «Волшебная книга»

Фотовыставка «Книга-мой друг»

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

IV этап

Реализация проекта

Дети, воспитатели и родители приняли активное участие в творческой деятельности.

– Информирование родителей о проделанной работе по данному проекту.

– Выставка книжек-малышек.

– Инсценировка сказки «Под грибом».

– Экскурсия в библиотеку.

Дни недели

Виды деятельности в течение дня

Образова-

тельные области

Задачи

День первый «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»

 

 

Первая половина дня

 

*Знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака;

* чтение произведения «Кошкин дом»;

* путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я. Маршака);

* дидактическая игра «Найди героев сказки»;

* подвижная игра «Мыши водят хоровод».

Вторая половина дня

* Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар»;

* ОБЖ «Пожар. Опасные предметы»;

* дидактическая игра «Можно – нельзя»;

* подвижная игра «Найди свой домик»;

* рассматривание книг С.Я. Маршака

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

 

1.Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев.

2. Предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака в различных видах деятельности

3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

 

День второй «Забавные картинки для детей»

Первая половина дня  *Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева;

* рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к сказкам;

* чтение сказки «Под грибом»;

* лепка «Мой любимый герой сказки «Под грибом»;

* дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных);

* подвижная игра «Кто быстрее под грибок!»

Вторая половина дня

* Чтение сказки «Палочка – выручалочка»;

* дидактическая игра «Доскажи словечко»;

* подвижная игра «Зайка серый умывается»;

* «Книжкина больница» (ремонт книг).

 

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

1. Познакомить детей с авторами художником детской книги В.Г. Сутеевым.

2. Закрепить знание детьми сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева в дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности.

3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

4. Показать детям приёмы ремонта книг.

День третий «Доктор Айболит»

 

Первая половина дня

* знакомство с творчеством К.И. Чуковского;

* чтение стихотворения «Доктор Айболит»;

* рисование «Больница для зверей»;

* дидактическая игра «Как вести себя с больным?»;

* подвижная игра «Путаница».

Вторая половина дня

* Игра – драматизация «Муха – цокотуха»;

* рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского;

* дидактическая игра «Помоги Федоре»;

* подвижная игра «Кто быстрее?»;

* ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»

 

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

 

1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

2. Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

4. Поддерживать интерес к знакомым произведениям.

5. Вызывать интерес детей к творчеству К. Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам.

6. Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения.

 

День четвертый «Путешествие в страну книг»

 

 

Первая половина дня

* Экскурсия в библиотеку

*Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

Вторая половина дня

* подвижная игра «Превращение в любимого героя».

* дидактическая игра «Сложи картинку»

*рисование «Библиотека»

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

1. Познакомить детей с библиотекой и работой библиотекаря

 2. Развивать творческое воображение, мышление, память.

3.Учить детей создавать творческие работы на основе полученных эмоций.

4. Учить детей выполнять правила подвижных, настольных, спортивных, дидактических игр.

День пятый

«В гостях у сказки»

 

 

Первая половина дня

* Путешествие по выставке «Волшебные сказки» -  рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности;

* подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»;

* дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)

* Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Вторая половина дня

* Подвижная игра «Найди и промолчи»;

* «Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей);

* «Книжкина больница» (ремонт книг)

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

 

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений.

2. Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

3. Закреплять умения использовать разные средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).

4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

5. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

6. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

«Экскурсия в библиотеку»

 

«Больница для книг»

V этап

Презентация проектов

Наши проекты были презентованы:

– Детям и родителям нашей группы;

– Детям и взрослым других групп нашего сада.

Мы презентовали:

– Книжки-малышки со стихами, рисунками, сказками.

– Выставка рисунков по теме «Мой любимый сказочный герой».

– Показ спектакля по сказки В.Г. Сутеева «Под грибом».

 

Инсценировка сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»

Результаты:

– У детей возник устойчивый интерес к творчеству детских писателей.

– Удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

– Развилось речетворчество, совершенствовалось умение сочинять сказки, составлять рассказы.

– У детей совершенствовалась речь, обогатился словарный запас.

– Дети приобрели социальные навыки, стали внимательнее друг к другу.

– Расширились знания о книгах, писателях.

– В процессе реализации проекта у детей развивались память, внимание.

– Дети стали бережнее относиться к книгам.

– У детей развился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.

Количество просмотров: 22604  

Добавить комментарий

1. Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада
2. Применение развивающих дидактических игр с образами традиционной русской культуры на занятиях декоративным рисованием и лепкой с детьми дошкольного возраста
3. Развитие речи у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность
4. Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
5. Значение народной игрушки в жизни современных детей
6. Использование нетрадиционных техник рисования как фактор развития мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
7. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
8. Проведение совместных мероприятий как одна из эффективных форм установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
9. «Как хорошо уметь читать»
10. Экология с самых ранних лет
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы