Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

 
 

Зарезенко Светлана Николаевна,

воспитатель дошкольного уровня образования
МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

В настоящее время большинство населения нашей Родины лишь поверхностно знакомо с народной культурой, и, как мне кажется, пора пересмотреть это отношение к великому прошлому нашей страны. А начинать обращаться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством необходимо уже в дошкольном возрасте. Еще В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребёнка. Нормы и правила, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Познакомить детей с народной культурой и традициями можно и через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, и через ознакомление с бытом русского народа, и через знакомство с произведениями художественного народного творчества, и, конечно же, через всеми любимые народные игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них всегда ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Они вызывали желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок. Побуждая детей к двигательной активности в играх, мы продолжаем укреплять и охранять их здоровье. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Народные подвижные игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от детей внимания, сообразительности, волевого напряжения. В игре закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя. Народные игры являются основой для многих современных игр.

Начиная работать в этом направлении, я следовала следующим правилам:

– выбранные мною игры соответствовали возрасту детей;

– сюжет был интересен и доступен детям;

– учитывала общее эмоциональное состояние детей;

– всегда готовила место для проведения игры, будь то спортивный или музыкальный зал, детская или спортивная площадка.

При введении новой игры я сначала знакомилась с ней сама, продумывала условия, в которых будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на имеющемся пространстве. Затем знакомила с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст.

Ни один наш праздник не обходится без народных подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения. Также позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр.

Важным в моей работе стало создание игротеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры-шутки, игры-состязания, игры с подражанием и многие другие. С собранными в игротеке играми знакомятся и дети, и сотрудники детского сада, и родители. Наши родители в последнее время стали активными участниками образовательного процесса. Они подбирают для детей игры, в которые когда-то играли сами и взрослые старшего поколения. Также совместно с родителями мы решили, что важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. В нашей группе был организован музей предметов старины. Где собраны рушники, крынки и т.д.; предметы народных ремесел: вышитые картины, куклы, предметы лозоплетения и т.д. Оказалось, что это детям очень интересно. Они знакомились с этими предметами, рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и украшению этих предметов: лепили посуду, игрушки, из глины и соленого теста, изготавливали бусы, расписывали ложки. Впоследствии организовывались выставки детских работ. Изготовленные детьми атрибуты и предметы народного быта теперь часто используются ими в игровой деятельности, в частности, и в народных подвижных играх.

Таким образом, народная подвижная игра как средство приобщения к русской народной культуре играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Количество просмотров: 21018  

Добавить комментарий

1. Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада
2. Применение развивающих дидактических игр с образами традиционной русской культуры на занятиях декоративным рисованием и лепкой с детьми дошкольного возраста
3. Развитие речи у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность
4. Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
5. Значение народной игрушки в жизни современных детей
6. Использование нетрадиционных техник рисования как фактор развития мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
7. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
8. Проведение совместных мероприятий как одна из эффективных форм установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
9. «Как хорошо уметь читать»
10. Экология с самых ранних лет
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы