Игра-мастерская «Можно!»
(урок-игра в рамках курса «Я – Гражданин России»)
Рекомендую провести данную игру с учащимися 3-4 классов. Игра «Можно!» нацелена на формирование у ребят чувства ответственности, способности принимать решения, умения выдвигать идеи и распознавать возможные последствия их внедрения. В этой игре у детей есть возможность включиться в процесс оценки существующих правил, их справедливости, содержания и эффективности и пробовать свои силы в совместной работе по созданию свода правил и утверждений о том, что можно, что они разрешают себе делать в классе и в школе. Игра помогает увидеть связи между человеческими, школьными правилами и законами общества в целом. Она дает ощутить ребятам себя подлинными участниками учебного сообщества, теми, кто может влиять на то, что и как будет устроено в классе и школе.
В игре-мастерской предполагаются этапы групповой и коллективной работы. Лучше, если в каждой группе при этом будет не более пяти человек. Распределение по группам может идти произвольно, но так, чтобы в каждой из них и тот, кто может проводить идею, и тот, кто может ее оформить графически, и тот, кто может предъявить ее классу.
Для игры понадобятся листы ватмана любого размера для каждой группы (не менее 3-4-х), фломастеры, карандаши, цветные мелки, краски, скотч, ножницы, бумага для черновиков.
Для ведения записей по ходу игры нужны доска и мел, а для афиширования результатов групповой деятельности – свободное пространство стены, где с помощью скотча можно будет разместить пять-семь плакатов.
Ход игры-мастерской:
Участники могут сразу разместиться по группам, внутри которых будут условия для совместной работы над плакатами; сами группы должны быть максимально удалены друг от друга настолько, насколько позволяет пространство класса.
1) Игру-мастерскую начинает ведущий с небольшого вступительного слова, основные идеи которого следующие.
В некотором смысле школа напоминает дом, чем-то она отличается от него. В школе в одном здании, учится и работает множество людей. В условиях совместной деятельности людей должны существовать правила их безопасности. Заметим, что многие из них содержат в себе слово нельзя.
Ведущий записывает крупно это слово в левой верхней части доски и предлагает ребятам вспомнить и по очереди назвать разные правила поведения со словом нельзя. Например:
– нельзя бегать по коридорам во время перемены;
– нельзя драться;
– нельзя кричать;
– нельзя самовольно уходить из школы домой.
Далее, под словом нельзя, ведущий в столбик записывает на доске предложенные ребятами правила.
Обычно ребята легко их вспоминают, но увлекаться этим процессом не стоит, т.к. он носит только разминочный характер. Достаточно будет записать 4-5 утверждений.
2) Далее ребятам предлагается сформулировать эти правила так, чтобы смысл оставался тем же, но вместо слова нельзя появилось бы слово можно.
Ведущий записывает в столбик в правой части доски, удачно сформулированные правила под словом можно, выстраивая как бы пары соответствующих правил. Например:
– во время перемены по коридорам можно только ходить;
– все споры можно решать только мирным путем;
– в школе можно говорить только спокойным голосом;
– уходить домой можно только с разрешения учителя.
3) Ребятам предлагается сравнить правила левого и правого столбца и подумать над тем, правилам из какого столбца они готовы подчиняться охотнее и почему?
На этом шаге обсуждение может пройти фронтально и в группах. Как правило, ребята отдают предпочтение правилам правого столбца (можно), но не всегда могут это объяснить. Важно уяснить, что формулировка правила со словом можно носит характер разрешения, а не запрета; в ней есть ощущение предоставляемой свободы, хотя и ограниченной. Негативные утверждения, т.е. содержащие частицу не (не ходи, не смотри, не смей...), психологически воспринимаются сложнее, чем позитивные, определяющие возможность, а не запрет.
4) Начинается групповая работа. Каждой группе предлагается так сформулировать правила, чтобы жизнь в классе стала интереснее, веселее, безопаснее. Затем выбрать из наиболее понравившихся правил одно или два и, воспользовавшись имеющимися художественными средствами, нарисовать свои плакаты. Это могут быть любые символы, знаки (по типу дорожных), любое графическое решение, но лучше, если текст правила тоже будет написан. Поэтому, работая над формулировками этих правил, лучше стараться делать их более короткими, четкими и ясными.
5) Этап представления и защиты каждой группой своих плакатов идет по следующей схеме:
а) авторы показывают свой плакат, зачитывают текст, правила, делают необходимые на их взгляд пояснения;
б) в остальных группах идет короткое обсуждение возможных последствий принятия этого правила и поиск необходимых уточнений к формулировке, если последствия нерадостны;
в) выступления от групп с комментарием обнаруженных последствий внедрения обсуждаемого правила и предположениями по его изменению.
Таким образом, любое правило в ходе коллективности дискуссии может «обрасти» необходимыми дополнениями и уточнениями.
Например:
«Можно исправлять ошибки учителя». Дополнение: «только вежливо и не перебивая его».
«Можно держать палец во рту». Дополнение: «если он чистый, и никто не видит».
Все необходимые дополнения группа вносит в плакаты сразу после обсуждения.
6) В завершение игры-мастерской класс путем голосования принимает решения, каким из предложенных правил он готов следовать. Плакаты, по которым большинством участников принято положительное решение, закрепляются в удобном месте классной комнаты и воспринимаются как руководство к действию.
Количество просмотров: 9451 |
Добавить комментарий