А нужен ли третий урок физкультуры?
Движение – важнейшее свойство организма человека. У человека способность к движению обеспечивается наличием специализированных сократительных клеток – мышечных волокон. Почти половина массы человеческого тела приходится на мышечную ткань. У человека насчитывается около 600 скелетных мышц.
Любое движение человека зависит от адекватного функционирования скелетной мышцы, благодаря мышечному сокращению. В мышечных волокнах содержится специфический белок миоглобин, который осуществляет накопление кислорода, поступающего в процессе дыхания в мышцы, и отдаёт его по мере необходимости при сокращении мышц. Так почему физическая нагрузка так необходима человеку?
Исследованиями И.А. Аршавского с сотрудниками установлено, что деятельность различных органов и систем организма находится в прямой зависимости от двигательной активности.
После нагрузки не просто восстанавливается всё затраченное организмом в процессе деятельности, но в результате усиленного анаболизма происходит развитие и дальнейшее усложнение структур всех работающих органов и систем организма. Каждый очередной цикл возбуждения клетки сопровождается в восстановительный период избыточным накоплением в ней пластических и энергетических материалов выше исходного уровня – супервосстановление, без которого рост и развитие организма были бы не возможны.
Схема процессов расхода и накопления пластических и энергетических материалов
Другими словами, двигательная активность является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма во всех системах, связанных с функцией движения. Длительность фазы супервосстановления, т.е. периода готовности организма к следующей физической нагрузки, зависит от характера упражнения, их интенсивности, продолжительности, функциональной подготовленности организма. После больших тренировочных нагрузок, проведённых спортсменами, повышенная готовность к восприятию следующих нагрузок сохраняется до 48-72 часов. Если нагрузка не требует очень значительных функциональных напряжений, то восстановление и готовность организма к следующему воздействию сокращается до 24-18 часов.
Это свидетельствует о том, что периодичность уроков физической культуры должно быть не менее трех раз неделю, так как адаптивные структурные изменения в клетках органов и систем должны подкрепляться и развиваться последующими занятиями. Иначе говоря, эффективность от урока можно ожидать лишь в случае, если оно будет проводиться в период, пока не «стёрся» структурный след от предыдущего занятия. Длительный перерыв между уроками ведёт не только к потере накопленного энергетического потенциала и возврату организма к прежнему функциональному состоянию, к снижению или отсутствию эффективности занятия физкультурой, но и напряжению и перенапряжению стресс-реализующих систем, их истощению.
Двигательная активность необходима как фактор реализации программы индивидуального развития, т.е. без достаточной двигательной активности школьник не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности.
В настоящее время рост гиподинамия и плохое состояние здоровья подрастающего поколения отметил и Дмитрий Медведев, который всецело поддержал увеличение количества уроков физической культуры в школе.
С 01 сентября 2011 года третий урок физической культуры получил постоянную прописку в расписании учебных занятий школ города Новосибирска и нашей гимназии № 11 «Гармония». Для проведения третьего урока физической культуры в нашей гимназии была проведена большая работа и созданы следующие условия:
1. Проведён капитальный ремонт спортивного зала. В спортивном зале стало тепло, светло, уютно. Установили пластиковые окна, двери, радиаторы, баскетбольные щиты, электронное табло. Полностью поменяли половое покрытие, отремонтировали подсобные помещения, раздевалки для девочек и мальчиков, установили душевые и туалетные комнаты.
2. В школьном бассейне «Дельфин», в тренажёрном зале установили вентиляцию.
3. Приобретён спортивный инвентарь (лыжи, крепления, лыжные ботинки, гимнастические скамейки и маты, волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи, скакалки, обручи, конусы и другое).
4. Для проведения методической работы по физической культуре приобретён принтер и ноутбук.
С 1-5 классы из трёх уроков физической культуры – один урок плавания проводится в школьном бассейне «Дельфин». Как известно, плавание представляет собой уникальное средство физического воспитания. Разница между температурой воды и тела человека даёт прекрасную возможность для закаливания. Задерживание дыхания, погружение в воду оказывает тренирующее воздействие на дыхательную, сердечно-сосудистую систему и центральный нервный аппарат.
С 7-11 классы третий урок физической культуры проводится в спортивном и тренажёрном зале. Но в сентябре-октябре, январе-феврале и мае уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе, на школьном стадионе, на спортивной площадке для мини-футбола и на площадке с нестандартным оборудованием. В это время школьники занимаются легкой атлетикой и лыжной подготовкой.
Учебный материал по физической культуре сложный. Непродуманные действия могут повлечь за собой травмы. Особенно сложно, когда в спортивном зале занимаются два класса разного возраста.
Итак, введение третьего урока физической культуры имеет очень большое значение для повышения двигательной активности учащихся, для сохранения и укрепления здоровья. Как известно, за последние десятилетия здоровье школьников резко ухудшается. В нашей гимназии обучается 1280 учащихся. Из них 832 учащихся относятся к основной группе здоровья, 373 человек относятся к подготовительной группе, 57 человек должны заниматься в специальной медицинской группе, а 18 человек вообще освобождены от занятий физической культуры. Это значит, что около 33% учащихся в нашей гимназии с серьёзными отклонениями в здоровье. В течение учебного года большое количество детей пропускают уроки из-за болезни (ОРЗ, ОРВИ, ангина, грипп, бронхит и др.). А после выздоровления дети не занимаются на уроках ФК ещё 2-3 недели. Конечно, нужно больше обращать внимание на профилактику простудных заболеваний. Понятно, что только систематические занятия физической культурой приводят к определённым результатам по физической подготовке. К сожалению, не всем детям нравится заниматься физической культурой, т.к. требуются большие затраты энергии, трудолюбия, развития волевых качеств, координационных способностей и др. Учителю физической культуры просто необходимо найти и применить такие средства, с помощью которых можно заинтересовать детей, привлечь и привить школьникам любовь к систематическим занятиям физической культурой, спортом. А также воспитать привычку к двигательной активности и ведению здорового образа жизни.
Многообразие тем уроков физической культуры, средств и форм учебных занятий настолько велико, что творчеству учителю ФК нет предела. В 2012/13 учебном году мне доверили проводить уроки в параллели 1-х классов. Для первоклассника, переживающего кризис «семи лет», по мнению Л.С. Выготского, характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поясничание, что связано с утратой детской непосредственности, наивности и возрастание привольности, усложнением эмоций, обобщением переживаний. Мне было понятно, что к семи годам ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнять его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценивать результат действия. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты: выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяется трудностями задания, деятельностью его выполнения.
Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым приходит ребёнок на урок, не связан с содержанием программы. Ребёнок на урок физической культуры пришёл только поиграть в «догонялки», «вышибало», «День и ночь», а где-то и « пошалить». Для того чтобы мотив и содержание учебной деятельности соответствовали друг другу, уроки физической культуры в 1-х классах провожу по сценарному плану.
Например, на первых уроках ФК я детей знакомила с терминами «физическая культура», «физические упражнения», «физические качества». Далее с детьми выясняла, когда впервые человек стал заниматься физическими упражнениями. Дети изображали древних людей – сильных, ловких, выносливых, метких, гибких, смелых. Соответственно, дети выполняли равномерный бег и ускоренный бег, т.е. убегали от опасности или догоняли животных, после выполняли метание теннисного мяча в цель и ловко прыгали через канавы и т.д.
На уроках по теме Олимпийские игры древности, дети бегали на дистанцию один стадий, как древние греки, и узнали, что слово «стадион» происходит от слово «стадий» – 1 круг (192 метра). Как олимпийцы, дети выполняли комплексы упражнений на развитие быстроты, выносливости, укрепляли мышцы рук и ног. Далее дети сдавали учебные нормативы, поздравляли победителей, а остальных благодарили за участие в нашей олимпиаде. Теоретические сведения об олимпийских играх древности всегда закреплялось практическими действиями.
Также первоклассники знакомились с работой МЧС России. Чем занимается данное Министерство, какие награды получают работники МЧС? С большим интересом дети слушали о подвигах старшеклассников, спасавших на пожарах маленьких детей. Далее класс превращался в отряд МЧС и выполнял различный бег в горах, в лесу, на равнине. На таких уроках дети убегали от волны, снежной бури или спасали животных, птиц и т.д. У детей хорошо работает воображение, они быстро и легко перевоплощаются, с интересом и старанием выполняют упражнения, не замечают усталость.
Изучая историю Олимпийских игр современности, учащиеся 1-х классов познакомились с символикой, с девизом и флагом Олимпийских игр. На своих уроках я прививаю детям любовь к спорту, к регулярным занятиям физической культурой, пропагандирую здоровый образ жизни.
Также дети с гордостью рассказывают о достижения российских спортсменов и соответственно, знакомятся с зимними видами спорта: лыжами, биатлоном, конькобежным спортом, кёрлингом, хоккеем, фигурным катанием. Первоклассники под чутким руководством родителей выполняют творческие работы по данным видам спорта, приносят фотографии спортсменов, рисуют флаги стран, готовят сообщения о спортивных результатах сборных команд России.
Уроки-тренировки по зимним видам спорта проходят под музыкальное сопровождение. Музыку подбираю детям соответственно видам спорта. Например, на уроках по конькам звучат песни «Сверкает лёд», «Весёлые коньки», «Трус не играет в хоккей», «На речке лёд не тает», «А я люблю коньки». На уроках по лыжной подготовке звучат песни «Холодно, холодно», «Темп», а по ОФП – «Богатырская сила». На уроках, посвящённых Олимпиаде, звучат песни «Старт даёт Москва», «Гимн Сочи – 2014», на разминке – «Аэробика для бобика», «Солнышко лучистое», на эстафете – «Ты, да я, да мы с тобой». Музыка помогает легче справляться с нагрузкой, дети выполняют упражнения эмоционально, весело. На своих уроках обязательно чередую разнообразные упражнения, которые выполняются по принципу от простого к сложному. На тренировочных уроках дети показывают имитацию движения лыжников, конькобежцев, биатлонистов, выполняют специальные упражнениям. Дети развивают мышцы рук, выполняя различные упражнения, такие как сгибание и разгибание рук в упоре, упражнения на развитие мышцы ног – выполняя пригибную ходьбу, прыжковые упражнения « мячики», «лягушка», а также «гусиный» шаг и т.д. На уроках по биатлону первоклассники метают мячи в цель из исходного положения – стоя и метают на дальность из исходного положения – лёжа на гимнастическом мате.
В начале урока дети с удовольствием разгадывают загадки о здоровом образе жизни, во время разминки исполняют припевы детских спортивных песен, придумывают физкультурно-спортивные «кричалки» и любят маршировать под музыку.
Нарушение дисциплины на уроке может повлечь за собой травму. Поэтому по соблюдению правил поведения и техники безопасности на занятиях физкультурой я каждый урок провожу инструктаж с первоклассниками. Особенно удачно прошла игру по соблюдению правил уличного движения. Дети во время разминочного бега становились водителями машин. Задача водителей – соблюдать дистанцию, не обгонять впереди идущий транспорт, при команде сотрудника ГБДД (учителя) выполнять ускорение и другие беговые упражнения. Парковаться разрешается в колонну по 2 или 3 машины, также соблюдая дистанцию. В игровой форме, в эмоциональной обстановке дети быстрее усваивают учебный материал.
С первоклассниками сложно работать, но интересно. Они любопытные, любознательные, старательные. Есть дети с очень хорошей памятью, с высокими физическими данными. К сожалению, из 103 первоклассников, 34 ребёнка с ослабленным здоровьем, а 6 человек относятся к специальной медицинской группе. Трёхразовые занятия в неделю физической культурой должны дать положительный эффект всем детям, с ослабленным здоровьем в том числе.
С первоклассниками сложно работать, но интересно. Они любопытные, старательные, трудолюбивые. Есть дети с очень хорошей памятью и высокими физическими данными (1 «А» – классный руководитель Ищенко С.А., 1 «В» – классный руководитель Перминова М.С.).
Мне нравится, что первоклассники на уроках высказывают своё мнение, размышляют, имеют свою точку зрения. С первых уроков обращаю внимание на взаимоотношение и взаимопонимание в коллективе, на уважительное отношение к одноклассникам и взрослым, а также воспитываю чувство «локтя». По моим наблюдениям дети с 1-х классов с желанием посещают уроки физической культуры. Так что, третий урок физической культуры моим первоклассникам необходим и полезен, как и всем школьникам нашей гимназии.
Литература:
1. Болдырева И.О. Технологии оздоровления человека и средства повышения работоспособности спортсмена. – Новосибирск, 2012.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
3. Пешков Н.И. Использование методик психодиагностики в физическом воспитании. Методические рекомендации. – Новосибирск, 2009.
Количество просмотров: 3669 |
Добавить комментарий