«Современный урок в начальной школе: подходы, инициативы, идеи»: репортаж с региональной научно-практической конференции
Полезное разумно брать себе с чужого опыта.
Публий Теренций Афр
15 июня в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО состоялась традиционная Региональная научно-практическая конференция «Современный урок в начальной школе». В конференции приняли участие более 150 человек. В девятый раз подводились итоги Областного конкурса «Мой лучший урок» им. Т.П. Комаровой. Среди участников конференции были победители и участники конкурса, а также учителя, которые планируют в ближайшее время поучаствовать в таком значимом для собственного профессионального роста мероприятии.
Для меня, как для призёра прошлогоднего конкурса «Мой лучший урок» в номинации «Урок технологии», ежегодная конференция – глоток свежего воздуха. Ведь на ней в полном составе мы встречаемся с преподавательским составом кафедры, которые, анализируя конкурсные уроки, отмечают положительные результаты, отражающие наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС, и обращают внимание слушателей на недостатки педагогического процесса, которые были выявлены в результате проведения конкурса.
Очень хочется поделиться с коллегами, которые не попали на конференцию, с современными подходами к образованию, педагогическими идеями и инициативами, которые останутся в моей методической памяти после выступления экспертов и победителей конкурса «Мой лучший урок».
Елена Викторовна Погребняк, доцент кафедры начального образования и эксперт конкурса в номинации «Урок русского языка», отметила, что на уроке, в том числе и на открытом, учителю не надо гнаться за количеством приёмов и методов по отработке материала: в приоритете результативность и паритетное участие педагога и учителя. Доцент кафедры акцентировала внимание слушателей на использование неформального подхода к мотивационному этапу урока и на правильную организацию оценивания, от которого зависит эффективность управления учебным процессом. Активные и весёлые физминутки, считает специалист, не должны способствовать расслаблению учащихся на вторую часть урока.
Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования и эксперт конкурса в номинациях «Урок математики» и «Урок финансовой грамотности», напомнила, что критерии урока данного конкурса должны быть основой для любого учебного занятия. В этом году новым критерием конкурса стала «предметная грамотность учителя на уроке» как одно из требований ФГОС НОО. Татьяна Викторовна считает, что учителя, предлагая поработать учащимся в группах, должны качественно продумывать эту форму работы на всех её этапах, роль каждого ученика в достижении цели. Профессор кафедры упомянула про математическую экскурсию – одну из современных интереснейших форм урочных и внеурочных занятий. Во время экскурсии ученик видит, где на практике встречаются и применяются различные геометрические фигуры, изучаемые в школе. Экскурсии укрепляют уверенность учащихся в том, что с математикой действительно сталкиваешься на каждом шагу. А ещё необходимо помнить учителям, что даже на математике нельзя забывать про духовно-нравственную составляющую урока.
Наталья Сергеевна Лукашенко, методист кафедры начального образования и эксперт конкурса в номинации «Урок литературного чтения», призвала учителей качественно заниматься на уроке именно литературным чтением – учебной дисциплиной, целью которой является приобщение младшего школьника к миру искусства слова, обучение правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. На уроке дети должны работать с учебником. Не забывать учителю и о классическом подходе работы с текстом. Наталья Сергеевна процитировала стихи Давида Самойлова: «Люблю обычные слова, как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны». Методист кафедры предложила обратиться к опыту Бибко Н.С., Лазаревой В.А., Светловской Н.Н., который сводится к Закону деятельностного формирования читательской культуры: по-настоящему творческим является только чтение-общение, т.е. самостоятельный и личностно-ориентированный, заинтересованный разговор читателя с собеседником (автором читаемой им книги).
Виктория Владимировна Понуровская, методист кафедры начального образования и эксперт конкурса в номинации «Окружающий мир», напомнила типы уроков окружающего мира по ФГОС: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний, урок развивающего контроля. Вид урока будет полностью зависеть от типа урока. Будет ли это урок – путешествие или урок – практикум, или урок – диспут, а может, урок – защита проектов. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Анна Викторовна Молокова, заведующая кафедрой начального образования и эксперт конкурса, проанализировала лучшие уроки по технологии и иностранному языку, а также представила интегрированный урок по русскому языку и информатике. Анна Викторовна была приятно удивлена, что в этом году в конкурсе приняли участие много молодых специалистов и сельских педагогов, которые стали призёрами и даже победителями в некоторых номинациях. Гениальным замыслом заведующая кафедрой назвала урок технологии по изготовлению русской печки в сельском краеведческом музее. «Революционным прорывом», по словам Анны Викторовны, стал интегрированный урок, который представили на конкурс учитель начальных классов и учитель по информатике из «Гимназии № 12». Урок как единое целое двух самостоятельных ученых предметов, системно-деятельностный подход как активная и разносторонняя, в максимальной степени самостоятельная познавательная деятельность школьника, решение проектных задач, использование игровых технологий, сотрудничество – залог успеха. И результат того стоит!
Много интересного было на конференции. Удивляюсь одному, столько времени работаешь в школе, имеешь большой опыт, а на многие вещи открываешь глаза впервые. Оказывается, урок можно начать с дружеского рукопожатия, оно предвещает эффективную работу в дружбе и сотрудничестве, эмоциональный настрой на урок. Какую-то часть урока можно выполнить в чужой тетради. Чувство ответственности у учащихся должно в этот момент просто зашкаливать. Приём «Видимо-невидимо» можно использовать как для закрепления пройденного, так и для изучения нового материала на уроках по всем предметам: на плакате даны 12 слов, которые нужно запомнить в течение 5 минут, а потом безошибочно записать в тетрадь. И главное, современное модное веяние – буктрейлеры. Это короткометражные видеоролики, способные пробудить читательский интерес яркими зрительными и звуковыми образами, быстротой смены картинок, краткостью и интригой.
Конференция продолжалась в течение четырёх часов. Передовой педагогический опыт оценён, принят и будет распространён. А пока, по мнению Анны Викторовны, необходимо каждому учителю отдохнуть и «дать Вселенной вместиться в наши души».
Благодарим специалистов кафедры начальных классов НИПКиПРО за профессионализм, компетентность, доброжелательность, энтузиазм, индивидуальный подход к каждому учителю и преданность своему благородному делу.
Количество просмотров: 1663 |
Добавить комментарий