Образовательная среда лицея как эффективное средство реализации ФГОС (принципы «процессный подход и системный подход»)

 
 

Шишлянникова Татьяна Орестовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Образовательная среда лицея как эффективное средство реализации ФГОС (принципы «процессный подход и системный подход»)

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности».

О каких требованиях идет речь? Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Таких, как:

1) требования к структуре основных образовательных программ;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для исполнения требований ФГОС к результатам освоения ООП в нашем лицее создана образовательная среда, управление которой опирается на принципы СМК.

Образовательная среда призвана обеспечить ребенку условия для формирования личности и ее развития. А это возможно только в ситуации развития самой организации, которая не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса, представленного в нашем лицее разнообразными направлениями: авторскими программами, уровневой дифференциацией учебного содержания, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, изменением системы оценок и оценивания и т.д.

Мы вынуждены меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. Так, с 2010 года лицей вступает в проект специализированных классов и открывает математический класс. Идет время, меняются приоритеты, и мы в 2014 году открываем инженерно-технологический класс, подводя материальную базу под данный запрос общества, покупаем для двух инженерных классов технические средства для проектной деятельности в виде станков с ЧПУ и 3D-принтер. Отрабатываем новые технологии и впервые переводим параллель 2-классников на один в неделю день дистанционного обучения. В пилотном режиме осваиваем ФГОС ООО с 2013 года, для чего разрабатываем ООП для учащихся специализированного математического класса, выстраиваем модель внеурочной деятельности учащихся с учетом возможности реализации индивидуальной образовательной траектории (кстати, ООП к 2015 году мы писали заново, т.к. в этом году по ФГОС ООО обучаются дети не специализированных классов) и т.д.

Считая себя современной образовательной организацией, мы реализуем модель системы управления качеством образования.

Из восьми принципов, на которых базируется система менеджмента качества остановлюсь отдельно на двух: процессный подход и системный подход.

Под процессным подходом мы понимаем осуществление управления деятельностью и соответствующими ресурсами как единым процессом. Например, в описании модели основного процесса лицея "Реализация основных и дополнительных образовательных программ (процесс обучения; процесс воспитания)" кроме самой деятельности в рамках данного процесса используются ресурсы (кадровые, интеллектуальные, финансовые, материально-технические) и управляемое на эту деятельность воздействие (технологии, методы, приемы, способы воспитания и обучения).

В СМК выделяются два вида процессов: когда выход одного является входом другого и процессы, идущие параллельно (в комбинации и взаимодействии).

Например, результат реализации ООП НОО является входным условием для реализации ООП ООО. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке данных процессов.

Ключевым понятием здесь является преемственность: ООП (по структуре и принципам организации образовательного пространства), УМК, система УУД, система оценивания, единство образовательных технологий (системно-деятельностный подход), ведение портфолио (от портфолио-коллектора к портфолио-работе), проектная деятельность (от проектных задач к проектам), др.

Для оценки эффективности перехода от одного процесса к другому на психолого-педагогическом консилиуме анализируем качество адаптации 5-классников к новым условиям обучения, с результатами которого знакомим одного из заказчиков образовательных услуг – родителей обучающихся.

Для описания процессов, идущих параллельно предлагаю остановиться все на том же процессе реализации основных и дополнительных образовательных программ в вопросе достижения планируемых в основной образовательной программе результатов в процессах урочной и внеурочной деятельностей.

В структуре планируемых результатов федеральный государственный стандарт выделяет три группы: личностные, метапредметные и предметные. Если с предметными все понятно, то относительно личностных и метапредметных результатов возникает вопрос: а кто за их достижение отвечает?

В начальной школе с классом на достижение планируемых результатов (например, метапредметных) работает один учитель, который предъявляет единые требования их оценки, в одной образовательной технологии организовывает урочную и внеурочную деятельность учащихся и сам, один отвечает за результат. Все понятно!

В средней школе все гораздо интереснее! Например, стандартизированная работа по оценке метапредметных результатов проводится на содержании четырех предметных областей. Причем, в области "Естествознание" один из вариантов текста называется "Музыкальные инструменты"... Учителя предметов естествознания отвечают за результаты по предмету "Музыка"... Это значит, что за результат всей работы отвечают все, т.е. никто?... Так не должно быть! А поэтому необходима целая система по организации взаимодействия всех участников указанных выше процессов. Именно так мы понимаем системный подход в СМК. Выявление, понимание, управление взаимосвязанными и взаимодействующими процессами как системой.

Я приведу пример системного подхода в организации деятельности классного руководителя в отдельных процессах (основных, вспомогательных) лицея, связанных с реализацией ООП ООО. В представленной ниже таблице выделены 4 процесса, которые существенно меняют функциональные обязанности классного руководителя, вступившего во ФГОС ООО: портфолио-работа, проектная работа, мониторинг внеурочной деятельности учащихся, мониторинг личностных результатов.

Процессы

Функции классного руководителя

1

Портфолио-работа

Ознакомить учащихся со структурой портфолио, циклограммой работы.

Организовать работу учащихся по заполнению портфолио.

Организовать взаимодействие с психологом для работы учащихся над образовательной картой, картой успеха, анализом портфолио.

Вести мониторинг портфолио-работы.

2

Проектная работа

Проинформировать учащихся о необходимости:

заниматься проектной работой;

фиксировать процесс в Карте реализации плана работы над проектом;

фиксировать результат в портфолио.

Ознакомить учащихся с основными принципами проектной деятельности на учебный год.

Организовать выбор учащимися проекта 2-ого полугодия.

Осуществлять системный контроль работы над проектом через мониторинг заполнения учащимися Карты реализации плана работы над проектом.

3

Мониторинг внеурочной деятельности учащихся

Ведение учета мероприятий с учащимися в рамках реализации плана внеурочной деятельности в отдельных журналах.

Ведение индивидуального учета портфолио и проектной работы учащихся в портфолио и в сводной ведомости классного руководителя (в свободной форме).

4

Мониторинг личностных результатов

Помнить, что оценка личностных результатов не выносится на итоговую аттестацию.

Знать требования стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы ООО.

Знать принципы организации внутрилицейского мониторинга достижения учащимися личностных результатов.

Написать характеристику на каждого учащегося класса, используя результаты внутрилицейского мониторинга в конце учебного года

Все данные процессы взаимосвязаны. Например: этапы и итоги проектной деятельности хранятся в портфолио, по итогам мониторинга личностных результатов в конце учебного года классный руководитель пишет характеристику на учащихся класса с учетом информации, находящейся в портфолио, а мониторинг внеурочной деятельности включает портфолио и проектную работу и т.д.

Как помочь классному руководителю не растеряться, справиться самому, помочь учащимся? Мы разработали целую систему мероприятий для решения данной проблемы!

По организации каждого процесса на основе принципа "Вовлечения работников" проведены совещания, разработана и доведена до каждого классного руководителя письменная инструкция по работе в каждом из 4-х направлений, проведены отдельные индивидуальные консультации, материалы продублированы в электронном формате и высланы по электронной почте, их перечень представлен в следующей таблице.

Процессы

Название документа

1

Портфолио-работа

Презентация с совещания.

Порядок работы классного руководителя по организации портфолио-работы учащихся.

Макет портфолио.

Карта мониторинга.

2

Проектная работа

Презентация с совещания.

Порядок работы классного руководителя по организации проектной работы учащихся.

Модель организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Карта реализации плана работы над проектом.

Карты №1, №2 мониторинга проектной работы.

3

Мониторинг внеурочной деятельности учащихся

Памятка для классного руководителя по ведению мониторинга внеурочной деятельности учащихся.

4

Мониторинг личностных результатов

Памятка классному руководителю об организации мониторинга личностных результатов учащихся.

Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации.

Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации (экспертная оценка учителя).

Любой процесс в СМК подразумевает непрерывное его улучшение. А для этого необходимо понимать направление внесения корректив, т.е. проведение аудитов, анализ результатов на основании планируемых изначально, т.е. всё по Циклу Деминга: планируй – делай – изучай – действуй. В предложенных выше документах зафиксированы плановые шаги. В течение учебного года: идет реализация процессов, проводятся промежуточные контролирующие процедуры, на основании которых проводятся коррекционные действия текущего и стратегического значения.

Первые ученики нашего лицея, обучающиеся по ФГОС ООО уже в 8 классе. Через год они будут выпускаться из 9-ого. И уже тогда мы будем давать итоговую оценку достижения ими предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Волнуемся!.. Но знаем, нет ничего невозможного для активного, инициативного учителя – полноценного строителя образовательной среды МАОУ «Лицей № 9».

Количество просмотров: 3550  

Добавить комментарий

1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы