Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

 
 

Люшакова Александра Михайловна,

воспитатель МКДОУ Детский сад

комбинированного вида № 193 г. Новосибирска

 

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалоге и монологе. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.

Развернутым видом речи является монологическая речь. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Развитие связной речи происходит:

– во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;

– в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы);

– в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);

– в семье (взаимодействие детей и их родителей).

Игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка в домашних условиях:

1. Лексические:

2. Лексико-грамматические:

При работе по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие задания и упражнения:

1. Ряд последовательно выполненных действий.

Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.

2. Составление предложений с использованием фланелеграфа.

Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

3. Составление рассказа по картинке и серии картин.

Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

4. Составление рассказа-повествования.

Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

5. Составление рассказов-описаний.

Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

6. Рассуждение.

У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

7. Пересказ текстов.

Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.

8. Разучивание стихотворений.

При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Количество просмотров: 25655  

Добавить комментарий

1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы