Новый подход к построению предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка

 
 

Назина Ирина Петровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Новый подход к построению предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. В построении среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования учитываются принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности. Но определяющим является принцип индивидуализации.

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Создание индивидуальной среды дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, косвенно «говорит», что каждого ребенка и его семью любят и ждут.

В нашем детском саду организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, мы моделируем ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. Такая среда способствует развитию у ребенка способности организовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, экспериментирования, а не получать готовые знания от педагогов. То есть она стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, способности овладевать разными видами деятельности. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В нашем детском саду организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, способствуют развитию способности к самостоятельности. Для того чтобы предметная среда не утомляла, была по-домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов, детей, родителей – никто не остается равнодушным.

Одна из эффективных форм совместной деятельности с детьми – развивающие игры. Воспитатели нашего детского сада делают их своими руками, ориентируясь на интересы детей, их возрастные возможности. Эти игры используются для проведения непосредственно образовательной деятельности, досугов, индивидуальной деятельности с детьми («Варежка-мирилка», «Цветик-разноцветик», «Почини ковер», «Воздушные шары» и др.). Полезная информация лучше усваивается детьми, когда применяются такие игры.

Я считаю, что изготовление дидактических игр полезны для всех участников образовательного процесса. Для детей создаются условия развития их любознательности, всех психических процессов, развитие продуктивной деятельности. Для воспитателей решается проблема поиска мотивации деятельности детей. Для родителей появится возможность сотрудничать с детьми. Совместная деятельность по изготовлению игр – это еще один путь к выстраиванию взаимоотношений воспитателей, родителей и детей. Родители и воспитатели – два берега одной реки.

Результаты на данном этапе преобразований:

– включение детей и родителей в преобразование предметно-развивающей среды;

– проявление эстетики в оформление развивающей среды;

– учет принципов построения и насыщения предметно-развивающей среды.

 

У нас нет невостребованных центров. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям. Поэтому насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. То есть предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.

В такой среде ребенок активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Ребенок не просто общается в такой среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, становится творцом своего окружения.

Количество просмотров: 13431  

Добавить комментарий

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы