Новый подход к построению предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка

 
 

Назина Ирина Петровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Новый подход к построению предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. В построении среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования учитываются принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности. Но определяющим является принцип индивидуализации.

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Создание индивидуальной среды дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, косвенно «говорит», что каждого ребенка и его семью любят и ждут.

В нашем детском саду организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, мы моделируем ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. Такая среда способствует развитию у ребенка способности организовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, экспериментирования, а не получать готовые знания от педагогов. То есть она стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, способности овладевать разными видами деятельности. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В нашем детском саду организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, способствуют развитию способности к самостоятельности. Для того чтобы предметная среда не утомляла, была по-домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов, детей, родителей – никто не остается равнодушным.

Одна из эффективных форм совместной деятельности с детьми – развивающие игры. Воспитатели нашего детского сада делают их своими руками, ориентируясь на интересы детей, их возрастные возможности. Эти игры используются для проведения непосредственно образовательной деятельности, досугов, индивидуальной деятельности с детьми («Варежка-мирилка», «Цветик-разноцветик», «Почини ковер», «Воздушные шары» и др.). Полезная информация лучше усваивается детьми, когда применяются такие игры.

Я считаю, что изготовление дидактических игр полезны для всех участников образовательного процесса. Для детей создаются условия развития их любознательности, всех психических процессов, развитие продуктивной деятельности. Для воспитателей решается проблема поиска мотивации деятельности детей. Для родителей появится возможность сотрудничать с детьми. Совместная деятельность по изготовлению игр – это еще один путь к выстраиванию взаимоотношений воспитателей, родителей и детей. Родители и воспитатели – два берега одной реки.

Результаты на данном этапе преобразований:

– включение детей и родителей в преобразование предметно-развивающей среды;

– проявление эстетики в оформление развивающей среды;

– учет принципов построения и насыщения предметно-развивающей среды.

 

У нас нет невостребованных центров. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям. Поэтому насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. То есть предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.

В такой среде ребенок активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Ребенок не просто общается в такой среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, становится творцом своего окружения.

Количество просмотров: 11647  

Добавить комментарий

1. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы