Инклюзивное образование: замыслы и реальность

 
 

Вальшевская Ольга Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие»

 

Инклюзивное образование: замыслы и реальность

В настоящее время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашего общества. Инклюзивное образование – это инновационная практика, новшество, которое многое меняет в учебном процессе. И как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий.

В целом, современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в обычных массовых школах, но в то же время на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения этой идеи в реальность и существует много преград. Остановимся на этом поподробнее.

Итак, что делает школу инклюзивной?

В первую очередь, конечно, дети.

Дети со статусом ОВЗ. На 1 сентября мы имели в школе 4 ребенка со статусом ОВЗ. На сегодняшний день это 9 детей. Причем 2 человека получили статус, потому что психолого-педагогический консилиум нашей школы направил детей на прохождение ТПМПК; 3 ребенка принесли заключение ТПМПК самостоятельно. Но к концу учебного года количество таких детей, несомненно, увеличится, так как некоторые обучающиеся в настоящее время проходят ПМПК и ждут заключения. А как показывает статистика, через 2–3 года количество детей со статусом ОВЗ возрастет в десятки раз.

Дети-мигранты. В нашей школе достаточное большое количество детей из Казахстана, Киргизии, есть дети, приехавшие из Китая. Для всех этих детей русский язык не является родным языком, дети испытывают большие сложности при общении, уровень обученности у них достаточно низкий. В работе с такими детьми большую помощь оказывает центр дополнительного образования, созданный на базе нашей школы. Еженедельно проводятся дополнительные занятия по русскому языку, английскому языку, индивидуальные консультации детей и родителей.

Также систематически ведется работа с детьми с особыми условиями жизни. В работу включены как классные руководители, так и служба психолого-педагогического сопровождения школы.

Организована и работа с одаренными детьми, дающая первые весомые результаты (участие в региональном чемпионате по CUBORO, победа в региональном фестивале РобоФест, участие в региональном чемпионате JuniorSkills).

Несомненно, инклюзивной делают школу и учителя.

Мы говорили о том, что для эффективного обучения в инклюзивной  школе ребенку с ООП нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии. А чтобы понять суть инклюзии, необходимо постоянно учиться, проходить курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку. Но как оказалось, и КПК, и переподготовка – это конечно хорошо, но если учитель не найдет индивидуальный подход к ребенку, то ни курсы, ни переподготовка не помогут. Именно педагог должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями. Именно педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей.

И, конечно, постоянно нужно помнить о том, что необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Культура инклюзии, политика инклюзии и практика инклюзии, а в целом философия школы, делают школу инклюзивной.

В нашей школе в рамках инклюзивного образования открыты:

Классы раздельного обучения и смешанного воспитания. Как показала практика, необходимость открытия таких классов есть. Ведь в школе достаточно много детей с особыми образовательными потребностями, сложностями со здоровьем, поведением, и в классах раздельного обучения таким детям более комфортно. И если на сегодняшний момент пока нет высоких показателей успеваемости, то психологическая адаптация первоклассников в гендерных классах прошла крайне успешно, уровень тревожности у детей в пределах возрастной нормы.

В рамках инклюзивной школы организовано и сетевое взаимодействие с образовательными организациями района (работа психолога).

Также разработаны и частично реализуются адаптированные образовательные программы, подстроенные под особенности каждого ребёнка. Особенность таких программ в том, что они не вынуждают детей следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, они лишь предполагают индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, обучающиеся получают такое же образование, как и их одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками им помогают специальными методами.

Конечно, адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое, поэтому в нашей школе они реализуются не в полной мере, так как не хватает квалифицированных специалистов (психолога, дефектолога, специалиста не просто по лечебной, а по адаптивной физкультуре).

Но все же в школе работают специалисты, сопровождающие ученика с особыми образовательными потребностями в процессе обучения.

Если в начале года мы просто перечисляли их разрозненно, то сейчас мы можем сказать, что в школе создан и работает психолого-педагогический консилиум, в который входят грамотные специалисты, и их работа видна и ощутима.

Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия. В школе систематически ведется информационная работа, которая направлена на изменение негативных стереотипов, на формирование положительного общественного мнения. И это дает свои результаты. Дети, родители, педагоги толерантно, с пониманием, вниманием и необходимой помощью относятся к детям с особыми образовательными потребностями.

Материально-технические условия школы используются в полной мере:

– безбарьерная среда (пандусы, лифты, специальные парты, санитарные зоны);

– оснащенность специализированных кабинетов физики, химии, биологии.

Таким образом, мы можем сказать, что в настоящее время сделано уже много шагов для того, чтобы назвать МАОУ СОШ № 213 «Открытие»  инклюзивной школой. Конечно, трудности существуют, созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность,  но, при правильном подходе к организации школьного пространства, идея инклюзивного образования будет увеличивать число своих сторонников. Принимая детей с особыми образовательными потребностями в класс, мы принимаем их в общество, а значит, несмотря на то, что МЫ РАЗНЫЕ – МЫ ВМЕСТЕ!

Количество просмотров: 2518  

Добавить комментарий

1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы