Особенности педагогической методики/технологии развития общей выносливости лыжников базового уровня обучения

 
 

Гусев Максим Валерьевич,

тренер-преподаватель

МБУДО ДЮФЦ «СТАРТ»

 

Особенности педагогической методики/технологии развития общей выносливости лыжников базового уровня обучения

На основании «Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года» одной из составных частей системы детско-юношеского спорта является спортивная подготовка детей.

В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности, рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания детских физических учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость.

Современные подходы к развитию общей выносливости у лыжников. Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта, и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.

Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, бороться с утомлением. Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умения выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств.

Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

Возрастные границы этапов подготовки

Этапы подготовки

спортивно-оздоровительный

базовый

углубленный

Весь период обучения

9-12 лет

12-18 лет

Основываясь на данных физиологических исследований и врачебных наблюдений, некоторые авторы считают допустимым использование физических упражнений на выносливость в общей системе физического воспитания школьников, но при условии правильного выбора средств и тщательного дозирования нагрузок [1].

По мнению отдельных отечественных и зарубежных специалистов, уже в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития выносливости [2]. Однако если подросток выполняет чрезмерную, непосильную для него физическую работу, то это оказывает неблагоприятное воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей.

Ряд авторов, подчеркивая важность изучения вопроса воспитания выносливости в юношеском возрасте, высказали мнение, которое сводится к следующему: если дети систематически тренируются, то нет физиологических оснований к тому, чтобы они не соревновались в видах спорта, требующих выносливости [3].

По данным В.И. Ляха, развитие выносливости имеет своеобразную возрастную динамику. Наиболее ускоренными темпами улучшаются результаты у детей в возрасте от 7 до 10-11 лет. К 14-15 годам наступает стабилизация результатов [4].

Исходя из психофизиологических особенностей физического развития подростков 9-12 лет и реакции их организма на развитие выносливости, при занятиях лыжными гонками можно использовать средства и методы, способствующие развитию общей выносливости.

Оптимальные методы и средства развития общей выносливости у лыжников базового уровня. Выносливость в лыжных гонках является важным критерием формирования двигательной подготовленности спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. Это физическое качество связано с такими показателями, как уровень здоровья, физическая работоспособность, индивидуальный стиль жизнедеятельности. Так, для развития базового уровня выносливости у лыжников-гонщиков принято использовать значительные объемы нагрузок большой и умеренной мощности.

Средства формирования выносливости как физического качества должны быть направлены на обеспечение поддержания заданных режимов тренировочной работы, а не на борьбу с утомлением. При этом целевая функция средств повышения уровня выносливости в лыжных гонках основывается не столько на том, чтобы ощущать утомление в его максимальном объеме в качестве средства тренировки, сколько на выработке умений заглушать эти ощущения, отодвигать их на задний план, сохраняя при этом рациональную спортивную технику и нужный ритмо-скоростной режим движений.

Предлагают для базового уровня обучения использовать специфические средства развития выносливости [5, 6].

Специфические средства включают социально подготовительные упражнения:

– упражнения, выполняемые на лыжах с палками и без палок;

– упражнения, выполняемые на лыжероллерах (отработка действий, сходных с лыжными гонками);

– имитационные упражнения.

Рациональной формой развития общей выносливости у лыжников 9-12 лет служит комплекс методов тренировки: равномерный, переменный, игровой, повторный. При этом равномерное передвижение на лыжах достигает от 6 до 10 км с постепенным увеличением скорости от 40 % до 70 % от максимальной. Переменная тренировка проводится на дистанциях от 5-8 км с ускорениями на отрезках 50-500 м, выполняемыми со скоростью 75-85 % от максимальной. Игры на снегу включают отрезки 50-300 м, пробегаемые со скоростью 80-90 %. При преодолении повторных отрезков их длина связана со скоростью и равна: на 100-200 м – 90 %, 300-400 м – 85 %, 800-1000 м – 80 %.

В первый год необходимо больше уделять внимания общефизической подготовке (спортивные игры, бег, плавание, прыжки, гимнастика). И постепенно вводить специальную работу (лыжи, лыжероллеры, имитационные упражнения).

Эффективными методами воспитания у подростков общей выносливости являются равномерный метод тренировки; различные варианты переменного метода; игры; круговая тренировка. При планировании подготовки лыжников-гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы, оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный метод). При установлении нагрузки в каждом занятии, на каждом этапе и периоде подготовки следует исходить из поставленных задач, а также направленности нагрузки с учётом принципов постепенности, систематичности, последовательности, повторности, непрерывности и др.

Список используемых источников

1. Ратов И.П., Кряжев В.Д. К состоянию проблемы выносливости и перспективы новых подходов к еë решению. / Теория и практика физической культуры. – 2005. – №4. – С. 5-9.

2. Батчаeв Г.И. Проблемы повышения специальной выносливости при организации тренировочного процесса дзюдоистов. // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. № 24. – С. 114-119.

3. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста // Тeор. и практ. физ. культ. 2008. – №7. – С. 13-15.

4. Власов Н.Г. Определение выносливости у лыжников-гонщиков по средней скорости бега в заданных пульсовых режимах // Управление тренировочным процессом на основе учёта индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тeз. Всeсоюз. науч.-практ. конф., (Харьков, 28-31 мая 2011г.). – М., 2011, 4.1. С. 19-20.

5. Баталов А.Г., Кубеев А.В., Mанжосов В.Н. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках // Труды ученых ГЦOЛИФКа: 75 лет: Ежегодник.– M., 2003. С. 217-225.

6. Капланский В.E. Тренировка юного лыжника-гонщика: Подготовительный период; Соревновательный и переходный периоды // Физическая культура в школе. – 2015. – № 6. – С. 59-63; № 7. С 61-63; № 8. С. 53-58.

Количество просмотров: 6653  

Добавить комментарий

1. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы