Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность

 
 

Москвина Татьяна Александровна,

воспитатель МКДОУ детский сад № 457

«Домовёнок» г. Новосибирска

 

Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность

Особую значимость в развитии речи детей с первых дней посещения детского сада играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

В нашем ДОУ ведется активная работа по приобщению детей к народной культуре, традициям. Поэтому темой для годового проекта во второй младшей группе «Пчёлки» стала «В гостях у русского народного фольклора». В данном проекте мы знакомили детей с произведениями устного народного творчества. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Также фольклор имеет большое значение в развитии речи детей дошкольного возраста.

В процессе реализации проекта делали акцент на использование фольклора в развитии речи детей, включая во все виды деятельности. Ведь через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивает красоту, приобщается к культуре своего народа. Проанализировав русский народный фольклор, предназначенный для младшего дошкольного возраста, мы подобрали потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и сказки в соответствии с возрастом детей. Мы широко применяли потешки при организации образовательной деятельности, в организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, употребление пищи, укладывание спать и т. д.: «Водичка-водичка», «Чешу-чешу волосоньки», «Сорока-белобока», «Кушай Маша кашку», «Вот они сапожки» и другие. Использовали пословицы и поговорки, которые учат детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению: «Мал золотник, да дорог», «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело»; применяли такой приём, как игра – инсценировка «Курочка-рябушечка», «Вышла курочка гулять».

Знакомили детей с русскими народными сказками, они являются носителем нравственных поучений. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат быть гостеприимным и дружелюбным; «Репка» учит преодолевать любые трудности совместно с близкими, быть трудолюбивыми; в сказке «Курочка Ряба» дети учатся сочувствию и заботе к ближним; «Гуси лебеди» учат слушаться родителей, старших. Чтобы у детей не пропадал интерес к сказке, при рассказывании сказок использовали наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки.

Для успешной реализации и лучшего усвоения материала, мы привлекали родителей (законных представителей). Каждая семья изготовила любимого героя из русской народной сказки, а также была оказана помощь воспитателям в создании альбома «Русская народная потешка, поговорка». Участие в проектной деятельности принимали не только родители детей, но и дедушки с бабушками, которые изготовили ширму для кукольного театра. В ходе работы над данным проектом и данной темой педагогам удалось привить любовь к красоте и мудрости русской речи средствами фольклора.

В ходе реализации данного проекта в группе «Пчёлки» получены следующие результаты: дети начали узнавать и рассказывать наизусть потешки, поговорки, пословицы; разучили русские народные игры; при помощи воспитателя могут участвовать в театрализации русских народных сказок.

Дети проявляли большую активность, участвуя вместе с педагогами в театральных постановках русских народных сказках, а также играя в русские народные игры и хороводы. Вместе с детьми мы принимали участие в конкурсах с поделками «Мой любимый герой из русской народной сказки» и изготовлении альбома «Русская народная потешка, поговорка». По итогу работы проекта в группе прошла книжная выставка «Фольклор русского народа», оформлен родительский уголок «Как приобщить ребенка к русскому народному творчеству?».

Наша практика показала, что, знакомя детей с детским фольклором, они получают прекрасные образцы русского литературного языка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для духовно-нравственного воспитания. Также устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребенка в целом. Планомерное, систематическое использование воспитателями устного народного творчества в работе будет являться эффективным средством в развитии речи детей дошкольного возраста.

Количество просмотров: 5664  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
2. Приобщение младших дошкольников к народной культуре через фольклорную деятельность
3. Сохранение хороводной традиции в дошкольном учреждении как жанра русского народного творчества
4. Настольные игры как средство развития soft skills у детей дошкольного возраста
5. Формирование основ безопасного поведения пешехода у детей старшего дошкольного возраста
6. Развиваемся, играя: речевое развитие детей раннего возраста
7. Организация дополнительного образования в ДОУ
8. Вариативность современного дошкольного образования как фактор обновления содержания образовательной деятельности детского сада
9. «Галечный конструктор» как средство активизации личностного развития дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
10. Развитие детского творчества посредством ассоциативного рисования как форма дополнительного образования детей в ДОУ
11. Создание единого дистанционно-образовательного пространства в детском саду
12. Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
13. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для детей раннего возраста в период адаптации
14. Взаимодействие с семьёй
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы