Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде начальной школы

 
 

Лукашенко Наталья Сергеевна,

старший преподаватель

кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде начальной школы

Обращаясь к актуальным нормативным документам, регламентирующим деятельность учителя начальных классов в части организации воспитательной работы, под воспитательным событием можно понимать мероприятие, практику, иные формы деятельности, в том числе с включением ресурсов других образовательных организаций для более результативной реализации программ НОО. При этом направленность воспитательных событий должна соотноситься с рабочей программой воспитания образовательной организации и может содержательно дополнять и пролонгировать тематику урочной и внеурочной деятельности.

Чем же отличается воспитательное событие от внеурочной деятельности? Ответ в документе: внеурочная деятельность представляет собой систему еженедельных занятий (до 10 часов в неделю), входящих в программу внеурочной деятельности. Воспитательные события формируют график воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с рабочей программой воспитания, могут представлять собой самые разнообразные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений, объединять учащихся разного возраста в групповых совместных проектах, быть различными по длительности, периодичности (проходить каждый месяц, семестр, полугодие и т.д.), проводиться в разнообразных локациях, как в стенах образовательной организации, так и во вне.

Согласно п.34.2 ФГОС НОО воспитательные события могут представлять собой интеллектуальные и творческие соревнования и проектно-исследовательскую деятельность; могут объединять родителей и учащихся для проектирования и развития в школе социальной среды для приобретения навыков социальной деятельности. При подготовке воспитательных событий стоит иметь во внимании тот факт, что так же, как и при подготовке других образовательных событий необходимо учитывать условия и использовать возможности, предоставляемые информационно-образовательной средой школы: включать электронные (цифровые) образовательные ресурсы (мультимедийные программы, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции ЦОР), реализующие дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

У каждого педагога сформирован свой кейс ресурсов, сервисов, ИКТ-инструментов. Однако стоит очень критично подходить к выбору подходящих и безопасных ресурсов по причине большого количества предложений, не прошедших экспертизу, не являющихся безопасными и не по всем критериям отвечающих требованиям законодательства об образовании.

Федеральный сайт Института стратегии развития образования «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/) предоставляет пользователям-педагогам не только доступ к актуальным нормативным документам и положениям, но и широкую методическую базу для организации воспитательной работы: виртуальные лабораторные работы, олимпиады, материалы для проведения занятий «Разговоры о важном» и т.д. Большая подборка методических интерактивных кейсов и научно-методических изданий делает эту платформу универсальной для решения многих образовательных задач, стоящих перед учителем.

Учебно-методический ресурс «Центр развития личностного потенциала» (https://teacher.vbudushee.ru/) создан для реализации программы по развитию личностного потенциала по инициативе Фонда «Вклад в будущее». Однако материалы этого ресурса, в которые входят конспекты сценариев занятий и комплекты методических материалов к ним, рекомендации о том, как интегрировать деятельность по социально-эмоциональному развитию и развитию личностного потенциала в повседневное общение и предметную деятельность, помогут системно подойти к изменениям и создавать личностно-развивающую образовательную среду, большая библиотека методических изданий и подборка интерактивных упражнений для эффективной организации воспитательного процесса, а также гиперссылки на такие ресурсы, как хрестоматия художественной литературы, онлайн-кинотеатр, мобильное приложение, которое можно использовать в профориентационной работе, онлайн-гид по развитию навыков «4 сезона» (представляет собой вариант организации проектной деятельности, одно из направлений – благоустройство, изменение социальной среды). В Каталоге материалов «Школы возможностей» каждый педагог сможет найти решение, подходящее именно для его учеников.

Следующая рекомендация для использования при проектировании воспитательного события – Мероприятие ЦОК (Цифровой образовательный контент) (https://educont.ru/), действующее на территории Новосибирской области в настоящий момент. Оно представляет собой онлайн-доступ к цифровым образовательным ресурсам и сервисам на базе АНО ВО «Университет Иннополис» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цифровые образовательные ресурсы платформы прошли верификацию, процедуру проверки на соответствие установленным требованиям по отбору и верификации цифрового образовательного ресурса и являются безопасными для использования в образовательном процессе. Цель этого проекта – предоставление бесплатного онлайн-доступа к верифицированному контенту всем обучающимся и педагогам вне зависимости от уровня дохода и места проживания семьи. 14 образовательных платформ ЦОК предоставят большое количество возможностей и идей для проектирования воспитательных событий, а также для интеграции содержания, задач и планируемых результатов урочных и внеурочных занятий в воспитательные события.

Обучаясь на курсах повышения квалификации на кафедре начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, руководители ММО учителей начальных классов в рамках реализации программы обсуждали методические особенности проектирования воспитательного события в информационно-образовательной среде. Экспертировали работы коллег, делились своим опытом и своими кейсами ресурсов, сервисов, инструментов ИКТ. Важные выводы, сделанные в процессе работы: несмотря на отсутствие требований в нормативных документах относительно этого, необходимо при проектировании любого воспитательного события формулировать конкретную цель, задачи и планируемые результаты. Это позволит фокусироваться на содержании, форме, формате взаимодействия и даст возможность более продуктивно провести это время с учащимися.

Следующий вывод был сделан после знакомства с верифицированным контентом, описанным в этой статье. Он был о том, что следует более критично подходить к выбору источников для работы, так как не всегда учитывается их безопасность и достоверность, что снижает не только эффективность мероприятий, но и качество образования в целом. Третий вывод сложился относительно актуальных образовательных трендов, которые нужно обязательно учитывать при проектировании. В данном диалоге был приведен пример с формированием и развитием функциональной грамотности. Педагоги отметили, что включать эту составляющую в любое образовательное событие возможно при условии понимании сути задачи и наличия верифицированных источников, содержащих большую методическую базу для ее решения. Четвертый вывод относился к выбору сервисов и инструментов ИКТ: необходимо самому педагогу находиться в постоянном поиске и овладении возможностями информационно-образовательной среды. Наработанная таким образом беглость поможет быстро и креативно проектировать любые воспитательные события интересными, познавательными, развивающими.

К находкам руководителей ММО при проектировании воспитательных событий можно отнести использование онлайн-досок (Сергеева Н.Ю., руководитель ММО Колынского района). Тема была приурочена к Дню космонавтики. Было организовано взаимодействие учеников и родителей, которые совместно выполняли задания, направленные на решение воспитательных задач и задач по формированию функциональной грамотности.

 

Проект Савицкой И.В., руководителя ММО Ордынского района, был посвящен экскурсии в школьный музей. Учащиеся работали с информацией школьного сайта, выполняя задания маршрутного листа.

Самусева Т. В., руководитель ММО г. Новосибирска, в своем проекте «Путешествие с бабушкой по Новосибирску» предложила использовать «Азбуку Новосибирска» (http://азбукановосибирска.рф/), созданную авторским коллективом педагогов г. Новосибирска, в состав которого она сама входила.

Проведенная работа по проектированию воспитательных событий позволила педагогам увидеть новые ракурсы и подходы к организации этой деятельности. Многие выразили желание поделиться со своими коллегами на методических объединениях выводами и обогащенными в результате совместной деятельности кейсами.

Количество просмотров: 2572  

Добавить комментарий

1. Командная работа младших школьников: от идеи к практике
2. Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде начальной школы
3. Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся
4. Методические аспекты организации учебного исследования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
5. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья
6. Формирование системы работы с родителями (законными представителями) воспитанников через использование собственного ресурса в сети Интернет «Виртуальная академия родительства»
7. Цифровая трансформация дошкольного образования: детский сад – территория технологических инициатив
8. Использование широких возможностей современных информационных технологий для обучения на примере шахматного портала Lichess
9. Комиксы как средство формирования у младших школьников экономической компетентности
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы