Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ

 
 

Шубина Дарья Владимировна,

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ

Дошкольный возраст по праву можно считать самым ценным периодом в развитии экологического воспитания человека. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание любви и сопереживания к ней, активности в решении посильных экологических проблем и вопросов.

Самое простое, с чего можно начать прививать любовь к природе – это чтение книг о животных, птицах, растениях, насекомых, таких как: Л. Павлова «У кого какая мама?», А. Барто «Кто как кричит», В. Жуковский «Птичка», «Котик и козлик», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», «Под грибом», Н. Калинина «Про жука», Н. Найденова «Кошечка» и множество других, а также разглядывание и изучение животных, насекомых, птиц в детских энциклопедиях для самых маленьких.

Также для формирования основ экологических знаний у младших дошкольников можно использовать настольные развивающие экологические игры «Зоопарк», «Большие и маленькие», «Овощное лото», «Детёныши и их мамы», «Чей нос», «Помоги животным найти недостающую часть тела» и др. Игры на экологическую тему являются эффективным, познавательным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше запоминают информацию об объектах и явлениях природы, о смене времён года и об изменениях в природе.

В своей группе я регулярно организую игры с природными материалами, такими как вода, песок, камни, снег, листья и т.д. Такие игры я использую в совместной деятельности с детьми, в процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, а также в опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками.

Для того чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру, важно всеми способами поддерживать в них стремление исследовать, экспериментировать. Мир природы нельзя узнать «по картинке». Для того чтобы дети дошкольного возраста научились понимать окружающий мир, осознавать, что являются его частью, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ, это возможно путём создания уголка природы в группе. Уголок природы обеспечивает непосредственное общение ребёнка с объектами природы. У себя в группе мы с детьми систематически наблюдаем и ухаживаем за комнатными растениями, организовали «огород на подоконнике», где выращиваем лук, пшеницу, огурцы и др.

Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники, развлечения, досуги на экологическую тему. Наши дети охотно принимают в них участие. Роль праздников и развлечений заключается в сильном воздействии на эмоциональную сферу ребенка. В таких мероприятиях важно заинтересовать детей на включенность в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Во время проведения досуга, развлечения или праздника я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, желания помочь или решить возникшую проблемную ситуацию.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят перед собой примеры внимательного и заботливого отношения к природе со стороны взрослых. Поэтому экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада.

Одной из важных составляющих работы дошкольного учреждения является работа с родителями. Поэтому для родителей воспитанников организуются консультации и беседы экологического содержания, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи; подбирается соответствующий материал для родительского уголка и стендов.

Важно привлечение родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного и бросового материала для выставок, сбор материала для коллекций и гербариев, участие в совместных мероприятиях.

Также совместно с родителями мы часто организуем мастер-классы экологической направленности, например, такие как, приготовление салата «Винегрет», изготовление «печенья для птиц» и др. Данные мероприятия положительно сказываются на обогащении знаний детей, на их эмоциональном состоянии.

В работе с детьми по ознакомлению с окружающим миром важно использовать все виды экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. С детьми своей группы ходим на экскурсии по микрорайону с целью ознакомления с разнообразием растительности; совместно с родителями проводим экскурсии выходного дня в сосновый бор, в парк и т.д. Экскурсии – это увлекательное мероприятие, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с окружающим миром в реальной обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

И если, совершив очередную прогулку в лес, экскурсию в парк или городской сквер, дети не разрушили муравейники, не сорвали цветы, не нарушили гармонию окружающей их природы, значит моя работа получается полезной, интересной и необходимой как для меня, так и для моих воспитанников.

Вопросы экологического воспитания будут актуальны всегда, ведь только от нас самих и от будущего поколения зависит, в какой среде мы будем жить и развиваться.

Количество просмотров: 990  

Добавить комментарий

1. Роль родителей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Проект «Будь природе другом» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Экскурсии по экологической тропе детского сада как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Формирование современных походов развития познавательного интереса в процессе обучения и воспитания детей XXI века как средство познания окружающего мира в контексте реализации федеральной образовательной программы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
10. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
11. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
12. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
15. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы