Изучение эффективности медиапроектов на историческую тему методами журналистики
В настоящее время медиа играют ключевую роль в освещении событий. Особенно, если речь идет об исторической информации, так как в книгах ее ищут только наиболее заинтересованные в теме люди. Но, если мы говорим о желании широкого охвата каким-либо знанием, то медиаресурсы – необходимое условие для его популяризации. К тому же, размещение информации в медиаполе формирует ценностное отношение к событиям. Патриотизм как присутствующее в народе чувство любви к своему Отечеству, его истории и культуре значительно усиливается и приобретает особую эмоциональную окраску во времена внешних и внутренних потрясений. Одним из таких в XX веке стала Первая мировая война, продолжавшаяся с 1914 по 1918 гг. Но при этом в медиа она широко не представлена по сравнению с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., которая стала вторым мощным потрясением не только для нашей страны, но и для всего мира.
Первая мировая война, или как ее еще называли Великая война, произошла в переломный момент истории. Кардинально поменялся общественный строй: Российская империя прекратила свое существование и ей на смену пришел Советский союз. Советская власть считала эту войну империалистической, почти вычеркнув ее из памяти. К тому же в народной памяти она была заслонена другими эпохальными событиями – Октябрьской революцией 1917 года и Гражданской войной. Это привело к тому, что в сознании нескольких поколений жителей нашей страны это важное историческое событие оказалось буквально стертым, несмотря на всю его важность и последствия. У историков и участников событий отсутствовала возможность создавать источники информации по горячим следам. И только в конце 90-х годов архивы, дневники и воспоминания о Первой мировой войне стали появляться в медиапространстве. Сегодня их набралось уже достаточное количество, чтобы проанализировать, как через них транслируются ценностно-смысловые установки о Первой Мировой войне, и как они могут повлиять на отношение подростков к данному событию.
Сибирская «гусарыня»: история по крупицам
История девицы-корнета, желающей наравне с мужчинами защищать Отечество в войне с Наполеоном, для чего она бежит на фронт в мужском платье, воплощена драматургом А. Гладковым в комедии «Давным-давно» и экранизирована Э. Рязановым в 1962 году в фильме «Гусарская баллада». Между тем, в источниках, рассказывающих о сибиряках в годы Первой мировой войны, можно найти подтверждение этого сюжета в реальной жизни.
Дочь священника и настоятеля храма в Колывани (ныне в доме, где он проживал, расположен Краеведческий музей) Нила Глушинского – Вера, работавшая учительницей в с. Каменка, бежала на фронт в мужском платье. Там была ранена, обман раскрылся. За храбрость Веру Ниловну представили к Георгиевскому кресту – высшей воинской награде времен императорской России. Лечиться она приезжала в Ново-Николаевск, о чем есть заметка в «Новониколаевской газете», и далее убыла на фронт сестрой милосердия.
Почти сто лет история Веры Глушинской не была известна. На ее примере мы видим, насколько важную роль могут играть медиа в реконструировании судьбы исторической личности в наше время. В 2019 году в селе Каменка открыли памятную доску в честь В. Н. Глушинской. Репортаж корреспондентов «Вести-Новосибирск» попал в федеральный выпуск новостей и его увидели внучатые племянницы В. Н. Глушинской: Инна Козлова и Вера Быкова, которые в 2021 году специально приехали из Самары на мемориальное место, увековечивающее имя их родственницы. По итогам их визита был снят документальный фильм «Последние герои империи» и написана заметка на сайте «Библиотека сибирского краеведения». На заметку откликнулась еще одна дальняя родственница В. Н. Глушинской, которая рассказала, что Вера Ниловна пережила революцию и Великую Отечественную войну и до 1975 года жила в Адлере, где и похоронена. В 2024 году в рамках выставки «Здравствуйте, доктор» в музее «Заельцовка» был открыт небольшой раздел о Вере Ниловне Глушинской (работает до сих пор).
Эмоции как конструкт исторической памяти
Мы проанализировали медиаисточники о В. Н. Глушинской, что стало толчком к появлению медиапроекта по выявлению особенностей медиапроектирования судьбы человека в истории страны. Определений понятия медиапроект существует множество. Мы придерживались определения, данного группой исследователей (Василенко Т. В., Дубовер Д. А., Ермолаева С. Ю.): имеющий научное обоснование мультимедийный авторский или коллективный проект, который носит образовательный характер и завершается созданием полноценного медиапродукта или проекта в сфере деятельности средств массовой информации.
Наша работа состояла из нескольких этапов и на каждом использовались разные методы журналистского исследования.
Этап первый: Изучение мнения подростков о подвиге В. Н. Глушинской, транслируемого с помощью документального фильма «Последние герои империи». Содержание фильма позволяет дать широкомасштабную оценку личности нашей героини за счет развернутых комментариев экспертов. В их числе выступил Игорь Ладыгин, член Международного общества историков Первой мировой войны, который рассказал фактические обстоятельства ее жизни: занималась просвещением вместе с отцом, в семье было семеро детей, приехали из Белоруссии, также он акцентировал внимание на экстравагантности поступка Глушинской: даже обучение мужчин и женщин в царской Росси было раздельным, а тут девушка из интеллигентной семьи переоделась в мужское платье.
Константин Шумкин, руководитель «Новониколаевской ВИК», отмечает, что именно поступок Веры Ниловны говорит о примере женского героизма в годы Первой мировой войны, который стал массовым в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Инна Козлова и Вера Быкова, внучатые племянницы В. Н. Глушинской, в своих комментариях в данном фильме формируют представление о семье Глушинских, о влиянии репрессий, последовавших в адрес священнослужителей, а также говорят о том, что в семье боялись рассказывать о принадлежности к данному сословию.
В качестве метода исследования на первом этапе был применен опрос. 15 подростков возрасте от 12 до 15 лет ответили на три вопроса: «Что ты думаешь о поступке Веры Ниловны Глушинской? Какие эмоции он у тебя вызывает? Если бы ты был на ее месте, поступил бы также?» 11 человек назвали поступок В. Н. Глушинской храбрым и положительно высказались о ее решении защищать Родину. 4 человека ответили следующим образом: не знают, насколько логичным был ее уход на фронт. Поступить так же, как Вера Ниловна, оказались неготовыми 11 человек. 2 человека предположили, что «поступили бы также». 2 человека назвали действия В. Н. Глушинской безумными и необязательными. Несмотря на разные мнения, практически все согласилось с тем, что её действия заслуживают уважения и служат источником вдохновения для будущих поколений.
Этап второй: Анализ концепции позиционирования подвига В. Н. Глушинской в рамках выставки «Здравствуйте, доктор» в музее «Заельцовка», посвященной истории медицины Ново-Николаевска – Новосибирска. В качестве метода исследования применен метод включенного наблюдения – посещение выставки автором исследования с обозначением своей роли как юнкора. В рамках экскурсии по выставке был получен комментарий о неоднозначности личности и поступка В. Н. Глушинской, что позволило дополнить образ героини исследования. После посещения выставки был проведен мониторинг СМИ на предмет упоминаний Веры Ниловны в материалах о выставке. Ни в одной из пяти публикаций, найденных в открытых источниках, мы не обнаружили упоминания о героине Первой мировой войны. Это может свидетельствовать о том, что представители массмедиа не получили информации, которая позволила бы им заинтересоваться В. Н. Глущинской как исторической личностью.
Этап третий: Анализ концепции позиционирования подросткам работниками музея «Заельцовка» подвига В. Н. Глушинской. На данном этапе методом исследования стал эксперимент: выставку посетили пять школьников в возрасте от 12 до 15 лет, которые не были знакомы с фильмом «Последние герои империи», не знали информации о В. Н. Глушинской, не обозначали цель посещения выставки, а также того, что являются юнкорами. Они не задавали дополнительных вопросов и их мнение строилось на основе только того, что они услышали. Экскурсовод озвучил только факты: где жила, была учителем, ушла на фронт, была ранена, представлена к награде, убыла на фронт. Отсутствие акцента на особенностях исторической эпохи (дочь священника переодевается в мужское платье – поступок очень неординарный; представлена к Георгиевскому кресту – одна из высших воинских наград; подвиг, который пришлось «забыть» семье из-за политических потрясений; роль видеосюжета в воссоздании биографии и обстоятельств подвига В. Н. Глушинской спустя сто лет после его совершения и окончательная завершенность биографии по результатам публикации на сайте «Библиотеки сибирского краеведения») не сформировало у участников эксперимента четкого отношения к исторической личности и в части медиапроектирования образа. Эффект от раздела в выставке оказался довольно низким.
Таким образом, в результате нашего исследования мы практическим путем поэтапно установили, что медиапроектирование судьбы исторической личности тесно связано со смысловыми установками и оценками деятельности изучаемого человека по шкале ценностей. Эмоциональная оценка, исторический контекст происходящих событий, а также анализ поступка путем параллелей с современностью является определяющей в стратегии медиапроектирования.
Практическое установление таких особенностей медиапроектирования является важным для развития юнкоровской журналистики, поскольку дает наглядное представление о важности ценностно-смысловых основ поступков исторических личностей для формирования интереса у читателей и зрителей. Обозначение мотивации поступков исторических личностей в процессе медиапроектирования является ключевым этапом в выборе фактологического материала для трансляции через медиаресурсы. Как показали результаты опроса, это позволяет оценить масштаб личности в истории и преподносить исторический материал в интересной для подростков форме.
Журналист несет ответственность за то, как развиваемая им тема будет раскрыта и впоследствии воспринята. Если важное событие, о котором нужно рассказать, будет ограничено форматом заметки и исторической справки, то эта тема не оставит след в сознании читателей или зрителей. Жанры зарисовки и репортажа являются предпочтительными, поскольку максимально живо и эмоционально рассказывают об исторических фактах.
«Благодаря этому медиаисследованию, я научилась распределять время, искать и анализировать информацию и заряжаться на усердную работу. А также, что играет немаловажную роль и влияет на представление работы, – это твое личное отношение к тому, о чем ты рассказываешь. Ведь если ты искренне любишь свою работу и горишь желанием всем о ней рассказать, то она непременно получит отклик и хорошую оценку! На моем личном примере могу сказать, что за время подготовки я полюбила свою работу и смысл, заложенный в нее. У меня появился порыв рассказать и поделиться результатами своего медиаисследования с другими, а городская научно-практическая конференция школьников стала для этого отличной возможностью», – подчеркнула Кристина Кружилина.
Список литературы и источников
1. Глушинская Вера Ниловна. Библиотека сибирского краеведения. Электронный ресурс. URL: https://bsk.nios.ru/content/glushinskaya-vera-nilovna (дата обращения 03.03.2025).
2. Д. Качуровская, П. Васильева. Музей как рассказчик: мультимедиа, коммуникации, сторителлинг. URL: http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/198/ (дата обращения 04.04.2025).
3. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: автореф. дис. канд. культурологии. – М., 2012. – С.19.
4. Медиапроект как выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки «Журналистика» / Василенко Т. В., Дубовер Д. А., Ермолаева С. Ю. и др. М.: Московский государственный педагогический университет, 2016. – 68 с.
5. Открытие памятной доски в честь В. Н. Глушинской в с. Каменка Новосибирского района. URL: https://vk.com/ji_vik?from=groups&z=video-138518373_456239073%2F77c3a973ba439756e1%2Fpl_post_-138518373_1141 (дата обращения 10.10.2024).
6. Последние герои Империи. Реж. О. Дегтярёва, оператор А. О. Перевалов. Новосибирск, 2021. URL: https://vk.com/ji_vik?from=groups&z=video-138518373_456239136%2Fvideos-138518373%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения 05.12.2024).
Количество просмотров: 191 |
Добавить комментарий