Рискнуть стать добрым

 
 

Багрова Любовь Александровна,

социальный педагог высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская» г. Новосибирска

 

Рискнуть стать добрым

Современная жизнь требует, чтобы мы были подготовлены к любым непредвиденным ситуациям. Ведь в экстремальной ситуации неподготовленный человек самостоятельно не сможет принять быстрое и правильное решение, найти верный выход.

Психологи и педагоги едины во мнении, что установки на соблюдение безопасности должны закладываться в детском возрасте. Профилактика несчастных случаев и пропаганда безопасности зачастую является зоной ответственности различных служб и органов власти, поэтому сложно определить, кто в конечном итоге отвечает за эту деятельность. Взаимодействие между ними и координация проведения различных занятий по пропаганде безопасности жизнедеятельности часто не налажены.

При этом уровень детской смертности от травм в России является самым высоким в Европе, в день смертельные травмы получают в среднем до 35 детей. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.

Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – это всё обесценивает самое дорогое для человека – жизнь.

Поэтому возникает необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование.

Доказано, что дети лучше воспринимают информацию от сверстников. Если правильно организовать взаимодействие обучающихся, формировать у них потребность общения с целью донесения полезной информации, то можно предположить, что в определенный момент ребенок вспомнит слова сверстника лучше, чем взрослого. В настоящее время много правонарушений совершают подростки из группы риска. Это ребята со сложной судьбой, находящиеся в трудной жизненной ситуации, требующие особого внимания. Им не хватает элементарного внимания, похвалы, одобрения от взрослых.

Дети, которые сами находятся в постоянной опасности – дети группы риска. Пропуски уроков, неудовлетворительное поведение в школе, конфликты с учителями и родителями. Возникают проблемы в семье, нарушения законов, которые приводят к административным наказаниям, постановке на учет. Тем, кому не удается хорошо учиться, начинают добиваться внимания своим асоциальным поведением.

Для того чтобы повернуть таких детей к доброму, мы стараемся вовлечь ребят в общественную деятельность. Социально-значимая деятельность многим из них ближе, чем учебная, там они успешны. Эти ребята стали ядром отряда ЮИД «СТОП», который создан в гимназии в сентябре 2012 года. Там подростки занимаются активной пропагандой правил дорожного движения и правил безопасного поведения среди младших школьников и воспитанников детского сада с предупреждением их нарушений. Юидовцы используют различные формы работы: театрализованные представления, соревнования, выпуск материалов, проведение викторин, изготовление листовок для обучающихся и их родителей и т.д.

Чтобы решить две выше заявленные проблемы, необходимо вовлекать подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации в активную пропаганду безопасного поведения среди ровесников. Эта деятельность позволяет корректировать поведение, социализировать в обществе ребят со сложной судьбой. Ведь они особо нуждающиеся в формировании и воспитании культуры безопасного поведения больше других детей.

Необходимым условием привлечения учеников «группы риска» к волонтёрской деятельности стала мотивация. Заинтересовать, увлечь, раскрыть аспекты той работы, с которой им предстояло столкнуться – вот одна из главных задач педагогов, психологов и социальных работников. «Социальная практика, связанная с бескорыстной, безвозмездной помощью, является непременным условием нравственного развития молодёжи, что чрезвычайно важно в вопросах воспитания. На это указывают и основные нормативные документы системы образования, в частности новые образовательные стандарты с их ориентацией на формирование компетентной личности. Волонтёрство отвечает всем выше названным требованиям, поскольку, включаясь в волонтёрскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основаниях повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше, а молодёжь – традиционно наиболее социально активная возрастная группа»[1].

Работа с такими обучающимися становится приоритетной, так как никогда не поздно включиться в «борьбу» за становление молодых людей, оказавшихся в ситуации выбора. Для того чтобы повернуть таких детей к доброму, мы стараемся вовлечь ребят в общественную деятельность.

Основными задачами работы социального педагога в пропаганде безопасного поведения является:

– совместно с ребятами разработать мероприятия по пропаганде безопасного поведения;

– проведение мероприятий по пропаганде безопасного поведения среди детей начальной и средней школы МАОУ гимназии № 7 «Сибирская», воспитанников детского сада № 195 «Журавлик», воспитанников областного центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

– проводить мониторинг результатов деятельности отряда;

– обобщить и распространить опыт работы с несовершеннолетними группы социального риска.

Деятельность отряда осуществляется по четырем направлениям:

1. Правила дорожного движения Данный блок направлен на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Направление позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

2. Правила общения. Для того чтобы ребята учились лучше понимать других и себя, наш отряд проводит мероприятия на усвоение правил общения. Данное направление позволяет познакомить целевую группу с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Освоение общих правил культурного поведения проходит в интерактивной, занимательной форме.

3. Один дома. Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. В этом направлении наш отряд работает на то, чтобы выработать у детей защитного механизма, который автоматически сработает в нужный момент. Цель данного направления – показать ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то он сам найдет из нее выход.

4. Здоровый образ жизни. Особое внимание уделено пропаганде здорового образа жизни у подростков и профилактике аддиктивного поведения. Мероприятия по данному направлению разрабатываются участниками проекта совместно.

Подростки – члены отряда являются не просто наблюдателями, но и становятся участниками полезных и интересных дел, создают, оценивают продукт своего труда. Так, участвуя в мероприятиях, сами создают мастер-классы, агитки, предлагают новые дела. Волонтеры нашего отряда – это ребята из неблагополучных семей. Им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда они узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все эти характеристики приобретаются в ходе активной работы, где ребята учатся применять все свои умения на практике. По принципу «равный-равному» волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, обучаются сами. Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и даже внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает самоуважение, становится более уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они уже умеют оказывать положительное влияние на людей, легко занимают лидерские позиции, проявляя в то же время толерантность и уважение к окружающим.

Основная задача волонтерства – системное вовлечение трудных обучающихся в многообразные социальные проекты и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой деятельности, популяризацию социальной помощи, благотворительности как мировоззренческой ориентации личности и образа жизни обучающихся, развитие у обучающихся патриотического отношения к своей истории. Волонтерство становится для наших ребят возможностью получения жизненного опыта, позволяет раскрыть их лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость и приносит реальную пользу обществу.

Это придает творческую струю в жизнедеятельность школы, способствуя закреплению и расширению знаний, умений и навыков в области безопасности, а также позволяет установить социальные связи и сформировать позитивный социальный опыт, который, несомненно, пригодится в их дальнейшей жизни.

Ребята из младших классов узнают наших юидовцев, обнимают, спрашивают, когда они снова придут в класс, покажут сказки, поиграют. Дети начинают доверять им.

Подростки со сложным характером дарят добро другим и получают от этого заряд энергии для следующих добрых дел. Они ищут эти добрые дела, сами предлагают, ждут новых встреч с ребятами. Одна улыбка ребенка стоит того…

В работе с такими детьми необходимо главным ставить во внимание доброту, а не оценки по учебе. Делать оценку личных качеств, оценку хороших поступков, если маленькие дети тебя обнимают, узнают – ты уже не сможешь его обидеть.

Вовлечение в работу отряда детей с ограниченными возможностями здоровья – их успешная сдача ГИА, поступление в колледжи города. Все дети группы риска закончили школу и продолжили дальнейшее образование. Так, трое поступили в индустриально-педагогический колледж и связали свою жизнь с педагогикой. Все ребята становятся активными участниками добровольческих инициатив в данных учреждениях.

Деятельность по проекту является цикличной, каждый год проводятся различные мероприятия, дополнительно вовлекаются новые участники к основному составу отряда, подводятся итоги. Вот уже формируется новый состав, но уже накопился багаж положительных результатов:

– Участие во всероссийском проекте «Карта добра» дало возможность представить свою школу и Новосибирскую область на Всероссийском слете волонтеров в городе Анапа.

Представитель нашего добровольческого отряда на Всероссийском слете волонтеров в городе Анапа

– Снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел.

– Охват пропагандой безопасного поведения обучающихся и родителей МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»: более 1000 учеников, воспитанников детского сада «Журавлик» и детей областного центра помощи детям – 30-50 детей.

Дети со сложной судьбой, характером могут показать себя с другой стороны, могут «рискнуть стать добрыми», заставить обратить внимание на свои лучшие стороны. Занятость и заинтересованность трудных подростков снижает риск правонарушений. Этим определены значительность и острота работы социального педагога как первичного звена воспитательно-профилактической работы. Деятельность работы с «трудными» детьми направлена на создание условий для их успешной социализации – через активное включение в добровольчество.

Список литературы

1. Киселёва Т.Г. Мотивация и эрзац-мотивация волонтёрской деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

 

[1] Киселёва Т.Г. Мотивация и эрзац-мотивация волонтёрской деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013.

Количество просмотров: 2748  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы