Самоуправление в школе № 102

 
 

Самосекова Анна Николаевна,

социальный педагог МБОУ СОШ № 102 г. Новосибирска

 

Самоуправление в школе № 102

Коллектив является воспитателем личности.

А.С. Макаренко

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Б.Л. Вульфсон).

По мнению Новиковой Л.И. и Куракина А.Т., детский коллектив как социально-психологическая общность, функционирующая в рамках определенной организации, складывается и развивается, приобретает субъективные свойства в процессе совместной деятельности его членов. Под такой деятельностью подразумевается познавательная, предметно-практическая, межличностное и внутригрупповое общение, игра. Кроме того, сюда можно отнести еще и творческую деятельность детей (в том числе и совместную творческую деятельность детей и взрослых), командообразующую деятельность педагогов. В таком случае детский коллектив для детей выступает как среда их жизнедеятельности, необходимая для самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Школа – это коллективная сущность. Образование, воспитание и развитие ребенка в ней происходит в коллективе. Получать знания в коллективе с благоприятным психологическим климатом ребенку гораздо комфортнее, нежели в коллективе с напряженными межличностными отношениями.

Психологический климат – эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива являются куда более мощными, чем педагогический потенциал отдельно взятого учителя. Ведь основная задача школы – это обучение и воспитание. Обучение проходит эффективно только тогда, когда ребенок адаптирован к школе, к своему классу, к самому процессу образования. Но каждый отдельный ребенок в школе испытывает массу трудностей. Одной из причин детских проблем является отсутствие позитивного (благоприятного) климата в детских коллективах, отсутствие самого этого коллектива в полном понимании этого слова.

Детский коллектив имеет свои динамические характеристики. Эти характеристики являются включенными в общее образовательное и воспитательное пространство школы.

Структура детского коллектива (как формальная, так и не формальная). По своему составу эти структуры, как правило, не совпадают, поэтому могут нести разный смысловой, ценностный и деятельностный потенциалы и выполнять противоположные функции. Педагоги нашей школы понимают, что актив детского коллектива – первый помощник учителя.

Система отношений, связывающая его членов через деловые контакты, возникающие при выполнении ролей, межличностное общение, эмоциональные переживания, объединяющие их как членов одной общности. У каждого ученика в школе должен быть друг или группа, с которым или которой ему тепло и уютно.

Эмоциональный (психологический) климат. Уровень развития отношений между детьми, складывающийся из множества факторов: нравственной направленности, культурного уровня, педагогического руководства. Именно педагоги устанавливают правила поведения и доброжелательного отношения в нашем школьном коллективе. В помощь нам приходят игры на взаимодействие, игры на доверие, игры на сплочение и т.д.

Поле коллектива, определяющее его нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу в нем. Ценности, традиции, включенность в жизнедеятельность школьного коллектива.

Сплоченность. Каждый классный коллектив ежегодно проходит оценку сплоченности учебной группы, кроме того, определяется степень и характер ценностно-ориентационного единства изучаемого коллектива. Что дает нам возможность отследить динамику изменения в классном коллективе и наметить план взаимодействия на ближайший год.

Активность. Разноплановая игровая деятельность в сочетании с совместной творческой деятельностью помогает нам «включить» в жизнедеятельность школы максимальное число школьников.

Ценности детского коллектива. Систему ценностей на начальном этапе задает педагог. Ценности являются очень важным компонентом жизнеспособности коллектива. Именно они позволяют очень четко понимать отличие «моего коллектива» от всех других.

Направленность. Внутренняя и внешняя. Взаимоуважение, взаимовыручка, доброжелательность, позитивизм – это то, над чем наши педагоги работают постоянно.

Настроение. Малая насыщенность, недостаточная активность приводит к застою и снижению настроения. Умелое сочетание коллективно творческой деятельности в любых ее проявлениях и коммуникативных игр приводит к положительному эффекту. Кроме того деятельность должна носить социально направленный характер, и тогда удовлетворенность от своей деятельности, ее значимости приводит к повышению самооценки и настроения всего коллектива.

На наш взгляд, начинать надо с того, что очень хорошо подумать о том, насколько педагогу вообще необходима команда в классе. Может, можно обойтись простым активом, который во всем подчиняется и выполняет волю педагога, воздействуя на всех остальных членов детского коллектива? Педагог при этом может грамотно направлять развитие детей и корректировать отношения в классе.

Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива.

Детский коллектив – это основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Только в коллективе освоение социального опыта планируется и направляется педагогами. Взрослея, ребенок становится членом многих коллективов (кружки, секции, компании и.т.д.). Но членом постоянных коллективов и прежде всего классного и школьного коллективов он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, ребенок вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны школьному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем свое положение и эффективно осуществлять свою деятельность.

Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения и коммуникации в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. Это должно привести к формированию конструктивных личностных качеств, развитых именно в коллективе (коммуникабельность, доброжелательность, толерантность, эмпатия и др.).

Проявляя социальную активность, каждый ребенок воспринимает коллектив как возможность для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Значение коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения ролевых и статусных форм организации своей жизнедеятельности в школьном коллективе. Это реализуется через активное участие в основной деятельности, системе управления, творческой и многообразной общественной жизни.

Педагогический коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности. Развитие личности и индивидуальности возможно только в коллективе. Ведь наряду с личностными качествами, с неповторимостью каждого из нас именно в коллективе происходит формирование отношения: к себе, к миру, к другим людям, явлениям и событиям и т. д.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений и коммуникаций. Взаимодействие ребенка с членами коллектива осуществляется на коммуникативном, деятельностном (или организационно-деятельностном) и эмоциональном уровне.

Коммуникативный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждение возникающих проблем, совместного поиска и принятия решений, прогнозирования и планирования будущего.

Деятельностный уровень. Взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (в том числе и творческих), в корректировке действий, направленных на достижения общих целей. Совместная деятельность (в том числе и совместная со взрослыми) носит явно выраженный социальный характер, что является весьма значимым для ребят.

Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, переживаемые в ходе совместной деятельности, их коллективные переживания, отношение симпатий и антипатий между членами коллектива, общественно значимые мотивы. Кроме того, эмоциональный потенциал коллектива определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенностью группой, комфортность пребывания в ней, уровень защищенности ребенка.

В воспитательном потенциале коллектива можно выделить два уровня его проявления:

индивидуальный – способность коллектива влиять на развитие личности каждого своего члена,

групповой – способность влиять на характер связей, взаимоотношений между его членами.

Индивидуальный уровень проявления воспитательного потенциала отражает индивидуально – психологические изменения личности, происходящие в результате ее взаимодействия в группе. Общение, деятельность в коллективе влияет на мотивационно-потребительскую сферу личности, способности, индивидуальный опыт и формирование Я-концепции личности. Групповой уровень проявления потенциала отражает возможности накопления социально-психологического опыта личности. Это уровень характеризуется возможностями, которые группа для реализации потребностей и интересов каждого члена детского коллектива.

В школьном коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта, это в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Школьный коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости наших общих достижений. Именно школьный коллектив наши выпускники воспоминают с большой теплотой.

Осуществляя руководство детским коллективом, мы, педагоги, учитываем два фактора, играющих важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к индивидуальности. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Наши педагоги всегда решают двуединую задачу – способствуют развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создают условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности для нас являются главными индикаторами воспитательного потенциала нашего школьного коллектива.

Количество просмотров: 3057  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы