Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения»

 
 

Киреева Виктория Юрьевна,

методист МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения»

Профессиональная ориентация (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) подрастающего поколения становится наиболее актуальным направлением работы со школьниками [1].

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», в соответствии с которым «профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда» [5].

В настоящее время в мире все быстро меняется, поэтому профессии, которые популярны сейчас, через 5-10 лет могут стать невостребованными. Рынок труда демонстрирует непостоянство и сложность выбора профессии состоит в том, что приходится учитывать не только собственные желания и способности, но и перспективные потребности рынка для того или иного труда. Прежде всего школьнику следует тщательно изучить и проанализировать факторы, которые определяют актуальность той либо иной профессии в ближайшем будущем. Но сделать это не так просто.

Вопрос профессионального просвещения и воспитания в образовательной деятельности Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» позволяет знакомить обучающихся с разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, а также формировать у них чувство ответственности, профессиональной этики и чести.

Профессиональная ориентация, проводимая ДТД УМ «Юниор, включает в себя следующие направления:

– профессиональное просвещение и воспитание;

– профессиональная диагностика;

– предпрофильное обучение;

– предпрофессиональная проба [2].

Данные направления успешно реализуются в образовательной научно-методической деятельности в течение всего учебного года, а также и в летний период. В этом году на летней профильной смене «Лидер нового поколения», проходившей с 13 июня по 22 июня 2017 года, организованной Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»», были проведены занятия по профориентации молодежи. Обучение в «Школе профессионального роста» проходило при содействии Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Курс был построен на разработанном российскими учеными бизнес-школы СКОЛКОВО и Агентством стратегических инициатив (далее по тексту АСИ) проекте «Атлас новых профессий». Сами разработчики говорят о своем проекте скромно: ««Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям».

«Атлас новых профессий» включает:

– Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.

– Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде.

– Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего.

– Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки.

– «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики [6].

Занятия были очень интересными и продуктивными. В первый день школьники познакомились с «Атласом новых профессий», узнали про профессии будущего, про профессии прошлого и про профессии, которые в ближайшее время станут профессиями-«пенсионерами», про типы профессий, которые остаются неизменны (человек – человек, человек – художественный образ, человек – знак, человек – природа, человек – техника) [7].

Во второй день дети заполняли два профессионально-ориентированных теста и смотрели научно-популярные ролики от бизнес-школы СКОЛКОВО и АСИ, где красочно описывали профессии будущего и их возможности. После просмотра видео была проведена деловая игра. Обучающиеся разделились по отрядам, каждой группе была выделена отрасль профессий, в области применения которой нужно придумать свою профессию будущего, доказать ее обоснованность и значимость для людей.

Третий день прошел в формате интеллектуальной викторины, ребята делились на команды и отвечали на вопросы, которые были разработаны и составлены по «Атласу новых профессий». Данная форма методической работы показала максимальную включенность всех участников процесса и ориентацию на положительный командный результат, возможность школьников быстро и своевременно решать поставленные задачи в новом коллективе.

Творческий потенциал участники смены ярко продемонстрировали на заключительном занятии «Школы профессионального роста», на котором школьники показывали сценку-презентацию одной из профессий будущего, а зрители угадывали профессию. Также ребята получили сертификаты по окончанию обучения, в которых был прописан тип их темперамента и направление профессиональной деятельности, к которой у них имеется склонность (по результатам тестов второго дня).

В результате обучения:

– участники познакомились с городскими центрами профориентации, в работе которых есть направление детской и подростковой ориентации на будущую профессию;

– ребята глубоко осознали необходимость и значимость выбора правильной профессии на ранних этапах и возможность стать лучшим кандидатом на должность при ориентации на профессию уже в школьные годы;

– многим школьникам старшего звена данный курс помог понять правильность или не правильность сделанного ранее выбора, дал толчок к новым начинаниям;

– многообразие представленных профессий расширило кругозор учеников и помогло более полно представить рынок труда, как в современном его состоянии, так и в будущем;

– обучающееся предоставили интересный вывод: «В атласе прослеживается тенденция перехода всех профессий в профессии типа человек – техника и человек – знак. Сейчас, в наше время мы не представляем большинство профессий без использования техники, в дальнейшем машинизированы будут все сферы деятельности, и умение профессионально пользоваться компьютером выходит на первый план».

Проведенный курс профориентации показал значимость данных занятий, большую заинтересованность подрастающего поколения в выборе НУЖНОЙ профессии и желание быть успешным и востребованным специалистом в будущем.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. Т.20. – 644 с.

2. Доронина А. А., Хржановская О. С., Яшкина О. В. Ресурс учреждения дополнительного образования в профессиональном самоопределении обучающихся // Инновации. Движение. Достижения: лучшие практики реализации Программы развития Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». – Новосибирск, 2016. – 200 с.

3. Логинова И. М. Современные формы методической работы: инструменты и технологии // Вестник образования России. – 2017. – № 15 – С. 50-53.

4. Морозова Н. А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании. – М., МГУП, 2010. – 279 с.

5. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186).

6. СКОЛКОВО и Агентство стратегических инициатив «Атлас новых профессий» Москва, 2014. 168 с.

7. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов – М., Генезис, 2010. – 48 с.

Количество просмотров: 2488  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы