Курс на лидерство

 
 

Усольцева Марина Эдуардовна,

методист высшей квалификационной категории ДТД УМ «Юниор»,

куратор городского конкурса «Мой Новосибирск: точки притяжения»,

заслуженный учитель РФ

 

Курс на лидерство

Проблема лидерства в наши дни выходит на первый план, она возникает сразу, как только в деятельности появляется второй участник, не говоря уже о группах. Кто же он, ЛИДЕР XXI века? Какими качествами он должен обладать? Что нужно в себе развивать, чтобы быть успешным в жизни? На эти вопросы и пытались ответить на профильной смене, организованной ДТД УМ «Юниор» на базе ДОЛ «Лазурный берег» в рамках «Школы молодого лидера».

Программа школы была рассчитана на четыре занятия. Структура каждого занятия выглядела приблизительно так:

1. Актуализация и мотивация на необходимость получения знаний.

2. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску решения.

3. Практическая работа – поиск решения (осознание, обсуждение, решение поставленной проблемы в группах).

4. Выражение решения (структурирование, оформление и т. д.).

5. Творческое представление (с обязательным указанием практической направленности).

6. Рефлексия.

Рассмотрим подробнее каждое занятие.

Занятие № 1. Курс на лидерство

Знакомство.

На первом занятии важную роль играет знакомство ребят: новый коллектив, новые отношения, новые лидеры и, безусловно, именно на этом занятии формируется интерес к самому курсу.

Знакомство проводим с помощью двух игр. Первая традиционно-простая: перебрасываем мячик друг другу. У кого мячик, тот называет своё имя и на эту букву какое-нибудь качество. Например: Дима, я добрый. Ира, я интересна в общении.

Вторая игра «Взаимное представление» заключается в том, чтобы, разбившись на пары (обязательно раннее незнакомые друг другу люди), в течение 1 минуты опросить своего партнера, стараясь собрать о нем как можно больше информации. После окончания сбора информации, необходимо представить друг друга.

По окончании презентации представляемому участнику дается возможность исправить неточности, добавить то, что он считает нужным, и ответить на интересующие вопросы.

Постановка задачи

Все участники хотят быть лидерами, иначе они бы не приехали на профильную смену. Поэтому им предлагалось в группах обсудить три вопроса:

1. Кто такой лидер?

2. Лидерами рождаются или становятся?

3. Какими качествами должен обладать лидер?

Практическая работа «Модель лидера 21 века»

В процессе работы образовалось пять групп. Обсудив ответы на поставленные вопросы, каждая группа стала работать над созданием своей модели «Лидер 21 века». Ребята бурно обсуждали, каким он должен быть и какие качества необходимы для жизни в мире высоких технологий.

Творческое представление

Своё видение ребята представляли друг другу в виде инсценировок, схематических рисунков и даже игры с залом.

Рефлексия

Учащиеся школы начинающего лидера высказали своё мнение:

Что мне было интересно на занятии?

Что я узнал нового?

Что я хочу узнать о лидере?

Как в школе ребятам было дано домашнее задание, необходимое, чтобы начать следующий урок.

Домашнее задание

1. Подумай, какие цели ты ставишь перед собой на будущее (на 5-10 лет)?

2. Вспомни ситуации, когда надо было принять решение, а ты не знал, что делать?

Занятие № 2. Лидер-стратег

Приветствие.

Актуализация и мотивация на необходимость получения знаний

Ребята рассказывали случаи из своей жизни, когда надо было принять решение и взять на себя ответственность за других людей. Каждая ситуация обсуждалась всеми участниками. В ходе обсуждения участники пришли к выводу, что легче найти выход из ситуации, когда есть СТРАТЕГИЯ. Настоящий лидер может ответить на вопросы: почему так произошло, зачем это нужно, как решить, что конкретно сделать – потому что он готов анализировать и вырабатывать стратегии, пошаговые алгоритмы для реализации своих идей.

Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску решения

Искусство стратега – искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.

Перед молодыми лидерами ставилась задача – сформулировать цель, которая является для каждого из них главной на ближайшие 5-10 лет. Для того чтобы осуществить намеченное, предлагалось продумать логику достижения:

Целеполагание;

Планирование (каким образом буду достигать? Что буду делать?);

Прогнозирование (какие препятствия могут встретиться и что может помешать в достижении цели?);

Контроль;

Коррекция (какие ресурсы могут помочь в достижении?);

Результат.

Каждый участник на листочке формулировал цель, планировал, что он должен делать, оценивал риски, препятствия, определял, какие ресурсы могут помочь в достижении. После этого рассматривалась схема успешной деятельности.

При получении определённых результатов в достижении цели иногда возникает необходимость в корректировке деятельности для достижения окончательных результатов и прохождение так называемого второго (а иногда и третьего) круга по схеме успешной деятельности. В этом случае вновь планируется, что нужно сделать и какие резервы подключить.

Практическая работа – поиск решения

После того как каждый «отработал» шаги для достижения своей цели, начиналась работа в парах. Каждый делился своей целью, и вырабатывалась совместная схема «Достижения цели». После этого объединялись в четвёрки, а затем по восемь человек, и тоже составляли пошаговые алгоритмы.

Творческое представление. Инсценировка «Достижение цели»

Участники представляли свою работу в виде инсценировки, где каждый играл определённую роль. Артист-цель рассказывал о себе, второй говорил о препятствиях, третий – как решить, четвёртый – какие ещё риски могут быть, пятый – какие ещё препятствия, следующий – возможное решение и т. д.

Остальные ребята после просмотра театрализации задавали вопросы и дополняли, какие препятствия могут возникнуть при осуществлении этой цели. Такое творческое представление позволяло глубоко «проработать» алгоритм достижения намеченной цели.

Рефлексия

Интересно было услышать ответы ребят на вопрос: помогла ли схема успешной деятельности в планировании достижения вашей цели?

Занятие № 3. Лидер – мастер общения.

Приветствие

«Поздороваться как...». Организуется «карусель» из внутреннего и внешнего кругов. В паре выполняют задания по команде ведущего, при этом внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: здороваться, как хорошие знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень стеснительные люди; при первой встрече – очень уверенные в себе люди; хорошие друзья.

Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску решения

Ребятам показывают фрагмент из юмористического журнала «Ералаш», где главный герой рассказывает о событиях с помощью жестов и междометий. Участники школы анализируют увиденный отрывок и отвечают на вопрос: «Должен ли лидер уметь общаться?».

Практическая работа (индивидуальная) и обсуждение итогов

В ходе обсуждения ребята приходят к единому мнению, что лидер, как правило, имеет высокие коммуникативные способности. Он постоянно расширяет сферу влияния путем передачи своих идей через разные источники информации (друзья, коллеги, СМИ, интернет и т. д.).

Участникам даётся задание сделать выступление на 30 секунд «Я тебе нравлюсь». Каждый участник должен произнести нечто, чтобы вызвать симпатию других. Это может быть выступление любой тематики. Это не у всех получилось, и ребята пришли к выводу, что есть определённые правила общения.

Каковы эти правила? Лидерам даётся задание объединиться в группы и составить «Правила общения».

Работа в группах

Каждая группа, проанализировав свой опыт, составила рекомендации для успешного общения.

Творческое представление

Лидеры представили свои советы, необходимые для того, чтобы усовершенствовать коммуникативные навыки. Особо было отмечено, что убедительность речи зависит от ее структурированности, продуманности, последовательности и логичности. Важная роль отводилась достоверности информации и её эмоциональной окраске. Почти каждая группа отметила важность владения голосом, мимикой и жестикуляцией, умение управлять конфликтом, слушать и слышать собеседника.

Рефлексия

Ребятам было предложено ответить на вопрос, исходя из прослушанных рекомендаций: «Считаете ли вы себя хорошим собеседником? Если нет, то чего не хватает Вам для успешного общения?»

Занятие №4. Лидер – организатор творческих дел…

Приветствие

Актуализация и мотивация на необходимость получения знаний

Участники смены рассказали об интересных внеклассных мероприятиях, которые проходили в школах. В большинстве из рассказов ребята сами являлись либо организаторами, либо активными участниками, поэтому эта тема для них являлась актуальной и интересной.

Постановка задачи.

Участникам предлагалось совместно (в группах) разработать тематические дни по плану:

1. КТО? Участники, зрители, родители.

2. ПОЧЕМУ? Определение актуальности, необходимости.

3. ЗАЧЕМ? Определение целей и задач.

4. КОГДА? Определение временных рамок (сроки, продолжительность).

5. ГДЕ? Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух).

6. ЧТО и КАК? План мероприятий.

Тема определялась согласно жребию. Так появились сценарии проведения дня здоровья, дня защиты детей, дня новогодних сюрпризов, дня спорта.

Практическая работа – поиск решения и защита проектов.

Участники школы творчески подошли к организации тематических дней: рассматривали разные формы проведения, называли фамилии известных людей города, с которыми хотели бы встретиться, и даже предлагали завершить тематический день праздничным салютом. Думается, что после таких защит каждый приехал в свою школу с новыми идеями и желанием быть организатором различных творческих дел.

Поскольку это было заключительное занятие школы, то важно было узнать мнение ребят, подвести итоги и наметить перспективы развития. Для этого был проведён опросник «Ладошка мнений».

Рефлексия

Ребятам было предложено на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец – это определённая позиция, по которой необходимо было высказать свое мнение:

– большой – для меня в работе школы было важно и интересно …

– указательный – я получил конкретные рекомендации…

– средний – мне было трудно (не понравилось)…

– безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

– мизинец – для меня было недостаточно…

Ребята отметили, что занятия в школе начинающего лидера научили их планировать свои действия, познакомили с методикой проведения КТД и позволили не только отстаивать свою точку зрения, но и уметь соглашаться с иными мнениями.

Защита проекта «День защиты детей»

Творческое представление педагогического коллектива

Количество просмотров: 3835  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы