Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus»

 
 

Бицко Наталья Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

отдела научного творчества и интеллектуального проектирования

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus»

Постановлением правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития. В течение учебного года одаренные дети занимаются с учетом своих способностей в той или иной области деятельности. Но наступает лето, и многие ребята хотят совместить отдых с дальнейшим собственным развитием и самообразованием. В настоящее время одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Профильная смена – это такая форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для их успешной реализации в соответствии с познавательными и профессиональными намерениями.

Каждый ребенок рождается одаренным, имеющим возможность развиваться, обладающим определенным уровнем интеллекта и задатками к развитию творческого мышления. Остается только создать ему возможности для их развития. Интеллектуальные игры играют в этом немаловажную роль. Ведь об умственной одаренности, об интеллекте человека следует судить не только потому, что он может сделать на основе следования алгоритму. Одаренность, интеллект проявляются в ситуациях открытия новых знаний, в способности к переносу этих знаний в новые ситуации, при решении оригинальных, новых задач и проблем.

Организация профильных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Предпосылкой такой формы летнего отдыха детей послужило то, что подход к организации летних смен кардинально изменился. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, развития духовного мира и интеллекта ребенка. Помочь детям интересно отдохнуть, получить опыт самостоятельной творческой деятельности, новые впечатления, познакомиться с интересными людьми, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летнего отдыха можно создать комфортное социально-образовательное пространство для творческого взаимодействия детей.

В этом году с 9 по 18 августа на базе детского оздоровительного лагеря «Созвездие «Юниор» прошла областная профильная смена «Homo cogitus», которую проводил ДТД УМ «Юниор» совместно с ассоциацией молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР). Ассоциация молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) – это общественное объединение подростков, молодежи и взрослых. АМКИР включает 185 активных членов – клубы интеллектуального развития города Новосибирска, Новосибирской области и региона.

В основе программы смены лежат базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, искусство, природа, человечество. Программа направлена на воспитание и развитие компетентного гражданина России, освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения, на сохранение и укрепление психологического и социального здоровья обучающихся, на формирование экологической культуры. Целью программы является создание условий для развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков города Новосибирска и Новосибирской области посредством творческой и интеллектуально – игровой практики.

На смену приехали 14 команд интеллектуальных клубов города и области:

Команда «КЭП» КИР «Олимп» МБОУ СОШ № 41 г. Новосибирск, руководитель  Кувшинова Е.А., команда «Дункан» КИР «Олимп» МБОУ СОШ № 41 г. Новосибирск, руководитель Леонтьева Е.Г., команда «Ребята из четверки»  КИИ «Магия мысли» МБУ ДО ДДТ «Центральный» г. Новосибирск, руководитель: Мартенс Е.О.команда «Эй, Арнольд» КИР «ДИКС» МБУ ДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирск, руководитель Бельская Н.М., команда КИР «Золотое сечение» МБУ «Центр «Молодежный» СП «Ефремовец», руководитель Котова О.А., команда КИР «Люди в разном» МБОУ СОШ 58 г. Новосибирск, руководитель Зайцева Н.В., команда КИР  «Азарт» МБОУ СОШ 189 г. Новосибирск, руководитель Рассолова И.В. команда КИР «Эфес» МБОУ СОШ 187 г. Новосибирск, руководитель Николаева М.Б., команда КИР «IQ в теме» МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирск, руководитель Егорова И.О., команда КИР «Парус» Сокурской СОШ 19 Мошковского р-на, руководитель Красноногая Л.В., команда КИР «Ровесник» Ордынской средней школы № 1, руководитель Казакова Л.И., команда КИР «ШИК» д. Новый Шарап, руководители Насриддинова Ф.Д., Еремина У.А., команда КИР «Великороссы» МБОУ Гимназии № 1 Карасукского р-на. Руководитель Чукаева О.И., команда КИР «КИРиЛ», МБОУ СОШ № 9 г. Куйбышев, руководитель Яценко И.В.

Каждый день команды состязались в интеллектуальных, спортивных и интеллектуально-спортивных играх. На смене успешно работал пресс- центр, который в творческой форме готовил ежедневные выпуски специальных репортажей по итогам прошедшего дня: интервью, видеозарисовки, фотоотчеты.

Сегодня очень важно прививать детям любовь к родному краю, своей стране, воспитывать чувство патриотизма. Человек должен знать историю своего родного края, места, где он родился и живет. Поэтому особый акцент на смене был сделан на важное историческое событие наших дней – 80-летие НСО. Каждая команда – участница смены подготовила творческую презентацию одного из районов Новосибирской области. Ребята в интересной форме представляли один из районов области: кто разыгрывал сценки, кто брал интервью, кто делал фотоотчет. Участники смены, вместе с командой «Содружество» побывали в Северном районе НСО, в Бергульском музее Павла Петровича Бажова. С турагенством команды «Магия мысли» мы восхищались достопримечательностями и природой Тогучинского района. Ребята команды «Ровесник» Ордынской средней школы № 1 с большой любовью рассказали о своем районе и на вопрос руководителя; «А где же находится Ордынка?», они, приложив руку к сердцу, дружно ответили: «Здесь!». Команда КИР «Олимп» МБОУ СОШ № 41 сделали инсценировку о том времени, когда Екатерина II издала указ о создании монетного двора в Сибири и образовании рабочего поселка Сузун. За представление района команда получала талисман смены – сувенирную сову с цитатой дня.

В течение всего времени на смене работали творческие мастерские: ребята с увлечением изготовляли керамических сов, под руководством педагога дополнительного образования Печениной А.Н., шили маленьких совят с методистом ДТД УМ «Юниор» Бицко Н.Н., весело пели в мастерской «Караоке батл», которую курировала специалист по работе с молодежью МБУ Центра «Молодежный» СП «Ефремовец» Котова О.А. и разучивали историко-бытовые танцы с педагогом-организатором ДТД УМ «Юниор» Егоровой И.О. и ее помощницей Бойко Натальей. Весело прошла мастерская настольных игр, которую провели воспитанники МДОО «Тема» Криволуцкая Таисия, Егорченко Алина и Соколенко Ксения.

Руководители клубов интеллектуального развития проводили мастер-классы, которые стали подлинной школой интеллектуального творчества: Савинова С.А., Бельская Н.М., Котова О.А., Зайцева Н.В., Новик О.В., Егорова И.О., Красноногая Л.В., Самосекова А.Н., Колегов А.В., Кувшинова Е.А., Леонтьева Е.Г., Рассолова И.В.

Году экологии был посвящен проект «Экологическая тропа», в процессе реализации которого под руководством педагогов-экологов Рубинштейн Т.Г. и Хабаровой Т.В. подростки превратились в исследователей флоры и фауны окружающей среды.

Эрудицию, высокий уровень интеллекта, творческий потенциал, знания и любовь к родному краю продемонстрировали участники смены во время реализации проекта, посвященному 80-летию НСО. Данный проект был подготовлен и реализован членами клубов интеллектуального развития «Мы» и «Эфес», под руководством педагогов Якобчук Н.Н. и Николаевой М.Б.

Ежегодной традицией смены интеллектуалов является большой проект под названием: «СИБИРИАДА: спорт, искусство, интеллект», в котором участники борются за звание «Сибирионика». Проект проходил несколько дней, в течение которых жюри выбрало сильнейших в спорте, искусстве и интеллекте. По результатам всех состязаний были выбраны 10 сибириоников. На торжественном закрытии СИБИРИАДЫ они были награждены медалями и дипломами.

На смене стартовал новый проект «Музей АМКИРа. Каждая команда получила артефакты, которые нужно было изучить, встретиться с людьми, причастными к АМКИРу, взять у них интервью и подготовить стенды исторического прошлого, которые были выставлены в клубе лагеря. Проект продолжается и после смены, команды клубов интеллектуального развития готовят электронные стенды, представляющие сегодняшний день АМКИР.

Развитию интеллектуальной одаренности способствовал и проект «Авторский час», в процессе реализации которого участники смены представляли собственные авторские проекты, успешно реализованные на смене.

В программе смены большую роль играли программы, которые способствовали развитию коммуникативных умений, укреплению дружественных связей между клубами интеллектуального развития.

В период проведения смены «Homo cogitus» успешно решались такие задачи, как укрепление здоровья школьников и организация их полноценного отдыха, формирование у участников смены духовно-нравственных ценностей, повышение интереса к истории и современному развитию Новосибирской области и Сибирского региона. Были созданы условия для общения между сверстниками из разных школ города Новосибирска и НСО на основе общих интересов, расширения сообщества интеллектуально-одарённых детей, активизации их познавательной деятельности в различных областях знаний. Для раскрытия личностного потенциала каждого школьника было организовано много интересных форм досуга для детей, позволяющих обеспечить учащимся широкое интеллектуальное поле с возможностью выбора интересных для них видов деятельности. Происходит распространение инновационного опыта деятельности клубов интеллектуального развития в г. Новосибирске и НСО не только в процессе смены, но и через выпуск печатных изданий с творческими работами участников смены (журнал и сборник «АМКИР собирает друзей»).

Решение этих задач способствует созданию условий для образовательно-оздоровительного процесса в летний период для участников городских и областных интеллектуальных турниров, развитию интеллектуального движения в городе Новосибирске и Новосибирской области, активизации деятельности клубов интеллектуального развития, распространение инновационного опыта деятельности интеллектуальных клубов.

Количество просмотров: 2290  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы