Технологии развивающего обучения как необходимое условие успешного внедрения ФГОС

 
 

Кашлач Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 36 г. Новосибирска

 

Технологии развивающего обучения как необходимое условие успешного внедрения ФГОС

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать.

Л. Н. Толстой

В школу пришло новое поколение, новые стандарты, новые решения! Что такое развивающее обучение? Какие технологии необходимо применять в работе педагогу,  чтобы воспитать ученика, который будет обладать не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего сознания.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому. Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. В настоящее время в рамках реализации ФГОС развивающее обучение является актуальным наряду с другими педагогическими технологиями.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Сегодня нам необходимо остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

– в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

– в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

– в систему контроля и оценки уровня образования;

– в учебно-методическое обеспечение;

– в систему воспитательной работы;

– в учебный план и учебные программы;

– в деятельность учащегося и учителя.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Для реализации инновационной образовательной программы в образовательном процессе используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно-коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач, технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология «Кейс-метод».

Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.

Образовательные технологии используются: на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности.

Во всех используемых технологиях присутствуют:

– включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;

– групповые, дискуссионные формы работы;

– возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;

– возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;

– презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели);

– рефлексия результата и процесса.

Использование возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

1. Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

2. Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

3. Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

4. Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Я ничему не учу своих учеников, а только создаю условия, в которых они сами учатся. Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90-100% того, что делает сам.

Современный урок – это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипов. Жан Жак Руссо когда-то отметил: "Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока".

Поэтому для себя я выделила несколько определений современного урока. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом – учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Главную ценность РКМЧП вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной и дают свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьясбережения.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

ТРКМ может быть применима и в работе с родителями. Только в тесном сотрудничестве учителя, ученика и родителя строится вся работа в школе.

Технологии развивающего обучения – это необходимое условие успешного внедрения ФГОС!

Современный урок, инновация, проблемные ситуации,

методы, формы, приёмы –

в своей работе применить я готова!

Тема родительского собрания

Трудности адаптации первоклассников в школе

(технология РКМЧП)

 

Цель проведения

Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения;

дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.

Этапы собрания

Используемые приемы

Содержание работы

Формы организации деятельности

I этап: вызов

Цель: обозначить проблемы и трудности семей, связанные с адаптацией ребенка.

«Корзина чувств»

Вступительное слово классного руководителя. (Звучит спокойная музыка).

1 сентября – праздник,  как для ребенка, так и для родных и близких ему людей. После того, как  ребенок переступил школьный порог, в сердце каждого ребенка и родителя появляются новые чувства и эмоции. И они  заполняют  все  существование.

 Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Часто этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что ребёнок изменился. Что же происходит? В чем кроется причина таких перемен в ребёнке? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше.  В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. Беззаботное детство заканчивается,  и на смену приходят обязанности. В  школе он осваивает понятия: урок, перемена, обед по расписанию, коллектив, дружба, оценка... Ребенок  должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда ему нравятся. Он не понимает,   почему нельзя шуметь, кричать, бегать, играть на уроках любимыми игрушками? Возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Вопросы: какие трудности встречают дети в адаптационный период? Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Чем мы можем помочь нашим детям?

«Корзина чувств»

Уважаемые мамы, папы, родные детям люди! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, которые может испытывать любой человек: позитивные и негативные. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в  тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство. (Чувства написаны на бумажных сердечках 6 цветов)

Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.

Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

II этап: осмысление

Цель: организовать совместную деятельность родителей по изучению адаптации детей в первый год обучения

 

 

 

 

«Кластер»

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «З-Х-У»

 

 

 

Родители делятся на рабочие группы по цвету сердечка  (в классе 30 человек, поэтому 6 групп по 5 человек).

Правила работы в группе

 ( Учитель выносит на доску)

1.Каждый имеет право высказаться

2.Слушать, слышать и вникать

3.Активность и позитивность

4.Коллегиальность

5.Равное участие в группе

6.Ограничение во времени

7. Как группа будет готова, взяться за руки и поднять вверх.

8…….

Каждая группа получает таблицу «З-Х-У».

Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я …

З (Знаю)

Х (Хочу узнать)

У (Узнал)        

1.

 

 

Правила работы с таблицей объясняет поэтапно учитель.

1.Родители заполняют первый столбик. Обсуждают, делятся опытом.

2. Хочу узнать. Зачитывают. Делятся информацией.

Помощь узких специалистов.

Помогут разобраться в данных вопросах специалисты.

А) физиологические условия адаптации ребенка к школе - выступает медицинский работник.

(Обсуждения с родителями)

Б) психологические условия адаптации ребенка к школе – выступает психолог.

Психологическая игра «Паровозик»

Инструкция: предложить родителям объединиться по 3 человека и закрыть глаза. Ведущий с открытыми глазами в течении 2-3 минут водит всех по помещению. 1 вагон – «учитель», 2 вагон – родитель, 3 вагон – ребёнок. Это упражнение выполняется молча.

Обсуждение

Психолог обсуждает с родителями, что чувствовал каждый из них? (1 – могу быстрее, да не могу: веду, учу…, 2 вагон – куда иду не знаю, да ещё и «груз» за собой «тащу», 3 вагон – спотыкается, куда скажут туда и идёт…).

Вывод: необходимо доверять учителю, а родителям помогать своим детям.

В) Литература, которая поможет справиться с адаптационным периодом ребенка в школе. Выступает библиотекарь.

На интерактивной доске слайд «Литература». Задание: оставить только те источники, которые  подтвердят слова  В.А.Сухомлинского:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Родители выходят по одному из группы и объясняют, почему выбрали ту или иную литературу.

Выводы родителей. Советы, рекомендации

Индивидуальная,

групповая

III этап: рефлексия

Цель: соотнесение цели собрания и его результатов.

 

На данном этапе родители возвращаются к таблице и в группе заполняют 3 столбик. Делятся информацией.

Звучит музыка «Чему учат в школе». Учитель дает маленький макет глобуса родителям (символ школьной жизни), начинается игра «Цепочка пожеланий»

Родители передают его из рук в руки и говорят свои пожелания.

групповая

Источники:

1.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя. – СПб, 2009. – с.7 – 55.

2.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003. – с. 17 – 28.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М: Просвещение, 2004. – с. 5 – 62.

4. http://standart.edu.ru/

5. lib.1september.ru›2003/16/1.htm 

6. http://kuvmetodist.ucoz.ru – Инновационные технологии при внедрении ФГОС

7. infourok.ru/roditelskoe-sobranie-trudnosti

8. nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/

Количество просмотров: 8892  

Добавить комментарий

Target Image
1. Технологии развивающего обучения как необходимое условие подготовки обучающихся к решению задач, стоящих перед современным обществом
2. Организация внеклассных мероприятий как эффективная форма взаимодействия педагога начальной школы и родителей
3. Профессиональное самоопределение учащихся с нарушениями слуха через проектную деятельность
4. «Он победил и время, и пространство»
5. Нескучные интеллектуальные игры: из опыта работы
6. Окошко для познания мира и самих себя
7. Использование пиктограмм в работе с глухими и слабослышащими детьми
8. Математическая речь – цель и средство обучения математике, фактор повышения качества математической подготовки школьников: условие успешного внедрения ФГОС
9. Технологии развивающего обучения как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
10. Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС (на примере УМК «Английский в фокусе»)
11. Шахматы в школе как инструмент гармоничного развития личности
12. Январский фестиваль иностранных языков в МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы