О времени и о себе: экспонаты школьных музеев как важные свидетельства прошлого

 
 

Рахвалов Денис Константинович,

учитель истории и обществознания

МАОУ Гимназии № 10 г. Новосибирска

 

О времени и о себе: экспонаты школьных музеев как важные свидетельства прошлого

Современные историки всё чаще привлекают в своей работе исторические источники, которые в своё время мало или почти не использовались для изучения прошлого. Это – источники личного происхождения, визуальные изображения, художественные тексты и др. По словам доктора исторических наук Н. Н. Родигиной, «актуальность и востребованность “научной продукции”, создаваемой историками, сегодня определяется, во-первых, традиционным поиском новых источников; во-вторых, поиском новых методов работы с ними, в том числе и междисциплинарных; в-третьих, поисков новых методологических и историографических подходов к интерпретации материалов, “добытых историком из источника”; в-четвёртых, поиском новых вопросов “историка к источнику”, то есть вычленением новых сюжетов и проблемно-тематических проблем в работе как с хорошо известными источниковыми массивами, так и с новыми видами источников. Вероятно, этим и объясняется стабильный интерес историка к новым видам источников и методам их анализа»[1].

Работая над темой по истории музея школы № 143 г. Новосибирска, я пришёл к выводу, что такими «новыми» источниками в настоящее время могут стать различные музейные экспонаты: альбомы, фотографии, письма, и др. В данной работе предпринята попытка рассмотреть экспонаты школьного музея, в частности, школьные альбомы в качестве исторических источников.

Историография. При написании работы я опирался на труды историков и методистов, посвящённые разработке новых подходов в работе с историческими источниками. Большой интерес представляли коллективные монографии преподавателей кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ, авторы которых – историки и методисты – выявляют научный потенциал малоисследованных источников, обосновывают варианты работы с такими источниками при изучении актуальных проблем прошлого. Например, в контексте моей работы актуальны является сегодня мнение ученых В. А. Зверева и О. М. Хлытиной о необходимости более активно использовать различные виды визуальных источников – художественных картин, документальных зарисовок, открыток и т. д.[2] Я также изучал работы по истории педагогики, материалы журналов «Воспитание школьников», «Педагогика», которые помогли мне составить представление о состоянии и развитии школьного образования в нашей стране в советский и современный периоды.

Цель настоящей работы: охарактеризовать школьные альбомы как источники для изучения истории школьного образования в Новосибирске в середине 60-х гг. XX в. – начале XXI вв. Задачи работы:

1. Составить внешний анализ школьных альбомов;

2. Выявить информационный потенциал школьных альбомов для изучения истории школьного образования.

Источниковая база. Помимо школьных альбомов, я в своей работе использовал материалы Новосибирского городского архива и архива Департамента образования Мэрии г. Новосибирска (фондов отделов народного образования Дзержинского райисполкома и Калининского райисполкома, Новосибирского гороно). Также привлекались устные воспоминания учителей и выпускников школы № 143 г. Новосибирска.

I. Экспонаты школьного музея. Внешний анализ школьных альбомов.

Школьный музей в школе № 143 был создан почти одновременно с открытием школы. Школа была открыта в 1965 г., а музей – в 1967 г. В настоящее время он находится в стадии реорганизации. В музее имеются различные экспонаты, которые могут рассматриваться в качестве вещественных, письменных источников, фотодокументов. В музее есть школьная форма советского времени, пластинки с записями песен военных лет, выступлений советских писателей, школьные принадлежности, фотографии. Особую ценность среди экспонатов представляют различные альбомы, которые условно можно разделить на несколько групп:  

1. Общешкольные альбомы (отражают жизнь школы в целом).

2. Классные альбомы или альбомы выпусков.

3. Тематические альбомы по истории Новосибирска и истории шефского предприятия.

4. Альбомы, отражающие деятельность педагогического коллектива, методических объединений и опыт работы учителей.

В первую группу я отношу альбом «1973–1975», посвящённый 10-летию со дня открытия средней школы № 143; «Альбом воспоминаний о пионерском детстве», который составлен на основании воспоминаний родителей, бабушек и дедушек учащихся школы; два альбома, содержащих дневниковые записи трудовых отрядов о работе школьников в колхозах области в летнее время. Сюда входят также «Книга почёта дружины им. Героя Советского Союза С. Т. Атрохова, состоящая в основном из фотографий лучших учеников школы; альбом, освещающий школьное мероприятие «День знаний»; альбом «Легендарные 70-е», где обобщаются ключевые события из жизни старшеклассников школы в 1970-е гг.

Вторая группа представлена альбомами об отдельных выпусках учащихся, которые окончили школу в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е и 2000-е гг., и альбомом «Летопись класса, 1967–1977».

Третью группу составляют два альбома, посвященных нашему городу: «Путешествие в Ново-Николаевск 1916 г.» и «Новосибирск научный. Становление Академгородка», а также три альбома с материалами по истории Новосибирского завода «Химаппарат» – предприятия, которое на протяжении нескольких десятилетий являлось шефом школы. и связанных с ним учреждений среднего профессионального образования.

В четвертую группу я включил несколько альбомов, отражающих деятельность педагогического коллектива школы: составленный в 2010 г. альбом, включающий информацию о педагогических работниках; несколько альбомов о работе методического объединения учителей русского языка и литературы и учителей иностранных языков.

Оформление альбомов разнообразно: они отличаются по своим размерам, внешнему виду, способам репрезентации. Большая часть альбомов носит рукописный характер, с большим количеством черно-белых фотографий. Особенно это относится к альбомам, выполненным в советское время. В альбомах этого времени, в отличие от альбомов 1990–2000-х гг., также имеется большое количество рисунков – своеобразных иллюстраций к письменным текстам, выполненных цветными карандашами и фломастерами. Отдельные фотографии не подписаны, в некоторых случаях отсутствуют первые листы с нужной информацией, не всегда представляется возможность выяснить необходимые сведения. Все эти трудности, тем не менее, не исключают возможности использовать информационные ресурсы школьных альбомов для изучения самых разнообразных тем, связанных с историей школы и историей образования в нашей стране в разные исторические периоды.

II. Познавательный потенциал школьных альбомов.

Большую ценность, на мой взгляд, представляют рукописные воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своем пионерском детстве, написанные по заданию своих детей и внуков – учащихся двух пионерских отрядов. Около 60 воспоминаний находится в специально оформленном альбоме для рисования. Географический и временной разброс достаточно велик: воспоминания охватывают время от 1941 до 1963 г., пространство от Дальнего Востока, глухих сибирских сел до центральных школ Новосибирска. Они содержат богатейшую информацию о разных аспектах жизни советской пионерии 40-х – начала 60-х гг. Нельзя без волнения читать эти «живые голоса истории», проникнутые романтикой, подкупающие своей искренностью и   трогательными описаниями дел пионерских отрядов и дружин. Многие бывшие пионеры творчески подошли к оформлению своих письменных текстов. Украсили их вырезками их журналов и газет, изображениями с пионерской символикой, выделили какие-то важные высказывания и слова напутствия цветным фломастером и карандашом. Из воспоминаний можно узнать о любимых отрядных песнях, отношении окружающих и самого героя к торжественному принятию в пионеры, о многих других фактах деятельности пионерской организации.

Эмоционально насыщены материалы альбома под лаконичным названием «Альбом выпуска 1969 г.». Во многом это объясняется многочисленными фотографиями с краткими выразительными подписями и замечательными стихотворениями. Этот альбом следует назвать фотолетописью одного из самых волнующих событий в жизни всего школьного коллектива – праздника Последнего звонка для десятиклассников. Создатели альбома с большой теплотой смогли запечатлеть особенную атмосферу этого дня, главные моменты праздника, чувства и переживания выпускников и учителей. Для современного исследователя является важным тот момент, что на фотографиях встречаются многие детали, которых в нынешней школьной жизни уже нет.

Большой интерес вызывает также ещё одна летопись, в которой отражена жизнь одного классного коллектива за десять лет учёбы.  Большого формата альбом в переплёте темно-вишневого цвета под названием «Летопись класса, 1967–1977» оформлялся, как можно предположить на основании анализа его содержания, в течение 10 лет. Сначала летопись вела учитель начальных классов, а затем её продолжили сами ученики. Большая часть альбома отражает первые год учебы. Из записей учителя, почетных грамот, фотографий можно узнать о разных сюжетах учебной и воспитательной деятельности и класса, и школы. Например, можно узнать, что 17 октября 1967 г. класс совершил первый коллективный поход в кукольный театр. Это событие задокументировано фотографиями сцен из спектакля. Также мы узнаём о том, что первоклассники к декабрю научились читать и писать и у них состоялся праздник Прощания с букварём. Несколько страниц альбома, с любовью оформленных учителем (возможно, вместе с родителями), посвящены инсценировке сказки «Колобок», в которой принимали участие ученики класса.

Любопытна визуальная и текстовая информация об участие класса в общешкольном мероприятии «Парад октябрятских войск». Исследователь может узнать о том, что коллектив класса в начальной школе был организован в октябрятскую группу, которая, в свою очередь, состояла из «звёздочек».  Между «звёздочками» (в классе их насчитывалось шесть) организовывались соревнования по учёбе. В рамках школы для октябрят торжественно проводились парады октябрятских войск с приглашением военнослужащих и выносом знамени пионерской дружины. Об этом свидетельствуют фотографии. В среднем звене, как это следует из последующих страниц летописи, учащиеся вступили в пионеры и активно участвовали в общесоюзном марше «Всегда готов!». Одна из страниц знакомит с основными направлениями работы на марше. Школьники собирали металлом, переписывались со школьниками из других городов, знакомились с одной из республик Советского Союза и т. д. Последние страницы посвящены комсомольской юности повзрослевшего класса. Информация об этом очень скупая, но она может быть дополнена материалами из других альбомов.

Любопытные сведения об организации труда и отдыха учащихся средней школы № 143 в летней период в конце 70-х гг. содержатся в двух отрядных дневниках, оформленных в альбомах для рисования. Записи велись школьниками ежедневно на протяжении всей работы отряда. Так, можно узнать, что школьники были организованы в отряды, которые имели своё название, например, отряд «Дружный», свой девиз: «Воля и труд человека дивные дива творят! Н. А. Некрасов». Отряд состоял из 24 бойцов, имел свой штаб, в котором были командир, комиссар, два бригадира, редактор и два члена редколлегии. Действовали отряды с середины июня до начала июля на территории колхозов «Заветы Ильича» и «Верх-Сузун». Члены одного трудового отряда заготавливали веники. Например, 23 июня навязали 1 т веников, а 26 июня – 1120 кг веников. Бойцы другого отряда работали на тыквенных и арбузных полях.

Помимо работы, школьники принимали активное участие в культурных, спортивных, военно-патриотических мероприятиях. Они ездили в Сузунский краеведческий музей, ходили в кино, проводили День Нептуна, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, устраивали спортивные соревнования, посещали дискотеку, играли в теннис, волейбол, ходили на рыбалку. Знакомясь с отчётом о работе отряда за 27 июня, я наткнулся на интересную запись, которая вызвала у меня недоумение. Здесь сообщалось о том, что в этот день прошла линейка, посвящённая «детям недоразвитых стран». Что бы это могло значить?

Очень хорошо настроение ребят передают цветные и черно-белые рисунки – весёлые, озорные, с юмором. Они удачно и со вкусом иллюстрируют записи и могут рассматриваться как дополнительный источник информации о некоторых деталях и приметах времени – о причёсках, одежде, оформлении праздника, предметах быта и др. 

Таким образом, большинство школьных альбомов – это комплексные исторические источники. Письменные тексты и разные виды визуальных изображений обладают значительным информационным потенциалом. Почти каждый альбом (альбомы 1990-х – начала 2000-х гг. уступают по своей содержательной наполненности альбомам советского периода) заслуживает отдельного изучения и может использоваться в исследовательской деятельности школьников. Материалы альбомов могут также помочь при организации музейных мероприятий и во внеклассной воспитательной работы в школе. Отдельные фрагменты из них можно привлекать в качестве исторических источников в школьном курсе истории.  Особенно актуальными данные альбомов являются для учащихся школы, так как зримо предоставляют возможность сравнить сегодняшнюю школу с ее прошлым. Лично мне было интересно сравнить внешний облик школы середины 60-х гг., когда она открылась, с современным видом. Попытаемся сейчас это сделать (см. фотографии).

Школа № 143 г. Новосибирска. Середина 1960-х – начало 1970-х гг.

Современный вид средней школы № 143 г. Новосибирска

Произведём анализ двух фотографий здания школы. Сравнение показывает, что сегодня вокруг школы осталось мало деревьев, в отличие от ситуации первых десятилетий после открытия школы. Перед главным входом раньше находились большие возвышенные цветочные клумбы, сегодня их убрали. Естественно, сменили крышу, поменяли частично старые деревянные рамы на пластиковые стеклопакеты. Заложены теперь кирпичом некоторые окна – слева и справа от главного входа. Изменились входные двери: раньше они были большие и деревянные, их было трудно сдвинуть с места. Те времена я ещё застал. Двери были высотой метра в три, во весь дверной проём; сегодня двери новые, лёгкие, меньших размеров, стандартные. Козырёк над крыльцом стал меньше с обеих сторон. Его поддерживали три колонны, а теперь осталось две, только с боков. Слева от входа в школу сохранилась клумба, на которой до сих пор в начале мая высаживают цветы. Таким образом, старая и новая фотографии с изображением школьного фасада помогли мне установить, что внешне наша школа претерпела незначительные изменения за полвека своего существования.

Заключение.

Одной из тенденций развития современной исторической науки является активное использование таких источников, которые в своё время по разным причинам мало или совсем не привлекались при изучении прошлого. В связи с наметившейся тенденцией можно отметить, что экспонаты школьных музеев могут стать предметом пристального внимания ученых, занимающихся исследованием проблем истории школьного образования. Такой вывод позволяет сделать проведённый нами анализ школьных альбомов, хранящихся в музее школы № 143 г. Новосибирска. Визуальная и письменная информация, представленная в этих альбомах, дополненная архивными материалами, обогащает наши знания о разных аспектах жизни школы: об организации учебно-воспитательного процесса, о педагогическом коллективе и учащихся школы. Сравнивая альбомы разных поколений школьников, можно выявить их отличительные черты. Особенно ценными являются классные альбомы советской эпохи. В них с наибольшей полнотой оказались зафиксированными многие детали и приметы жизни школьного коллектива 60–80-х гг. XX в. Они позволяют составить образ советской школы, учителя и ученика того времени.

Предполагаю, что знакомство с материалами школьных альбомов и других экспонатов школьного музея может послужить стимулом для осуществления собственного поиска школьниками, занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, альбомы могут активно привлекаться при планировании и проведении различных мероприятий на базе музея.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доцент Н. А. Давыденко.


[1] Родигина Н. Н. Введение // Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. С. 4. 

[2] Зверев В. А., Хлытина О. М. Введение: «Что было, то видели…» // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 4–9.

Количество просмотров: 4954  

Добавить комментарий

Target Image
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы