Особенности межэтнических отношений в Сибири

 
 

Шадрина Вероника Викторовна,

ведущий библиотекарь

МКУК ЦБС Ленинского района г. Новосибирска,

филиал библиотеки им. М.И. Калинина

 

Особенности межэтнических отношений в Сибири

Каждое новое поколение рождается с заложенным разделением на своих-чужих. Проблема межэтнических отношений была острой всегда и никакая мультикультурность не способна преодолеть эти различия. Когда заходит разговор об освоении Сибири, всегда вспоминают американских переселенцев. Наши предки шли к одному океану, но с разных сторон. Чем отличались их пути? Были ли принципиальные отличия?

28 мая 1830 года в США вступил в силу Закон о переселении индейцев, по сути – массовый сгон индейцев с их территорий. Путь переселения аборигенов Америки в резервации, где они не мешали бы белым поселенцам, был назван «Путь слёз». Во время путешествия индейцам запрещалось проезжать через города и посёлки белых, что значительно удлиняло их путь. Белое население было настроено враждебно и вымогало у них деньги, переправа через реку для индейцев стоила в 10 раз больше чем для белого. Впрочем, их выселяли, прикрываясь якобы заботой о коренных жителях, чтоб они не страдали от насилия переселенцев! В общей сложности индейские племена потеряли до 20% своего населения во время насильственного переселения, и новые земли стали активно заселяться белыми переселенцами. Под идеей резерваций скрыт массовый сгон индейцев с их территории. И до сих пор коренное население находится в изоляции. И не видно ни политических деятелей, ни известных ученых или деятелей культуры – никого среди индейцев.

В Сибири очень легко прослеживается различие американской и русской моделей. Русский человек изначально отличался этнической и религиозной терпимостью. Наши предки постоянно контактировали с другими народами и выработали в себе терпимость. В основной своей массе славянские племена включали захваченных в состав племени, а не держали на рабском положении. Отсюда, кстати, богатство русского языка, который вобрал в себя сложную и пеструю группу наречий разных племен: балтийских, германских, кельтских, турецко-тюркских, финских.

Рассматривая аборигенов, прежде всего как плательщиков или потенциальных плательщиков ясака, государство стремилось сохранить и увеличить их число, поэтому предписывало сибирской администрации и землепроходцам поступать с ними «ласкою», а не «жесточью», «от обид и от продаж и от насильства оберегать». Центральная власть стремилась оградить ясачных от произвола и разорения со стороны сибирских управленцев и русских людей (в первую очередь служилых и промышленных людей). Категорически запрещались всякие насилия и злоупотребления в отношении ясачных, вынесение им смертного приговора без санкции Москвы. Ясачные имели право подачи челобитных с жалобами и просьбами. В ответ они, как правило, встречали поддержку и понимание властей, которые довольно оперативно реагировали на их прошения.

Правовым документом, регулирующим отношения государства с нерусским населением, был составленный в 1922 году М.М. Сперанским «Устав об управлении инородцев», который касался коренного населения Сибири. Он впервые в мировой практике определил статус аборигенов, исходя из необходимости защиты их образа жизни и наиболее важных сторон жизнедеятельности. Целью «Устава» было включение народов Сибири и Севера в систему общественных отношений Российского государства с сохранением их собственного социально-экономического уклада и форм самоуправления.

Сибирь постоянно была регионом, куда въезжали и уезжали. Представление о вольных землях и грамотная государственная политика в отношении переселенцев сделали наш регион чрезвычайно привлекательным для жителей империи. Переселенцы перенимали у местных много полезного: приспособленные к местным условия животноводства и охоты, виды теплой северной одежды и обуви, слова для обозначения непривычных явлений природы и т.д. В свою очередь русские формы культуры и быта считались более престижными. Поэтому многие русские сибиряки среди своих предков имеют хантов, татар, северных алтайцев, бурят, якутов, украинцев, белорусов и представителей других народов.

Представители самых разных народов спокойно уживались бок о бок. Например, еврейское население не имело в глазах сибиряков образа «чужака», порождающего враждебность, как это случалось в европейской части империи. Сибиряки отличались большой веротерпимостью, а кроме того, они ведь прекрасно понимали, что люди, оказавшиеся в этих краях, прибыли сюда в большинстве своем отнюдь не по собственному желанию…

Ценили также предприимчивость евреев: «Неутомимая деятельность и свойственная им бережливость скоро обратили внимание на них соотечественников их – христиан, и приобрели им, таким образом, полное доверие», – писали об этом исследователи.

Сибирские казаки были чрезвычайно веротерпимы. Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Потому гость усаживался за стол рядом с хозяином независимо от того, какой он веры. И если в дом был зван мусульманин или еврей, то старались не готовить блюд из свинины, чтобы не ставить гостя в неудобное положение.

Для аборигенов открывались школы. Только на Камчатке и Курильских островах к середине XVIII в. духовной миссией было открыто 20 школ, в которых обучалось несколько сот человек. С начала XIX в. было разрешено открытие приходских училищ в бурятских, тунгусских и якутских улусах. Из их среды вышел первый ученый – представитель коренной сибирской национальности. Им стал сын забайкальского казака-бурята Доржи Банзаров. Кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немецкий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне – Бурятский государственный университет.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном мощном скрепе народов в Сибири – это религия. Только в Новосибирской области расположено 19 централизованных конфессий, среди которых епархиальные управления Русской Православной Церкви и Русской Православной старообрядческой Церкви, Римско-католической церкви, муфтият, конференции Лютеранской церкви, Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Объединение церквей евангельских христиан и другие.

В начале XX в. в юном городе Новониколаевске строятся церкви и храмы и мирно соседствуют православные и католики. Католическая община в Новониколаевске быстро развивалась, и в 1907 г. силами прихожан была возведена церковь готического стиля из красного кирпича. Костел был одним из немногих кирпичных строений в городе, здание имело необычную архитектуру, поэтому его облик запечатлен на нескольких фотографиях, дошедших до нас.

Мечеть Новониколаевского Магометанского общества была построена на средства верующих в 1916 г. в Вокзальной части города, на Андреевской площади. Право занять этот участок для строительства школы и мечети община получила в мае 1907 г. А в 1909 г. в Новониколаевске открылась школа для татарских детей.

Первая синагога открылась в нашем городе в 1909 году. К 1914 году, по оценкам историков, в Новониколаевске жило около 250 еврейских семей. Валерий Понырко (преподаватель истории еврейского лицея «ОР АВНЕР») говорит, что новониколаевские иудеи, ремесленники и купцы, в основном не были глубоко религиозными, скорее – ассимилированными: «Дома христиан и евреев здесь стояли рядом, у евреев не было нужды селиться компактно для защиты. В Сибири вообще сложилась особая форма терпимости, ведь она была… плавильным котлом: казаки брали в жен алтаек, евреи – калмычек…».

Конечно, далеко не всегда и не все было безоблачно в межэтнических отношениях в Сибири. Были и национальные восстания, и притеснения коренных жителей воеводами и чиновниками. Многие помнят о «параде суверенитетов» после распада Советского Союза. Именно тогда в Хакасии подняли голову националисты, а Тува вспомнила, что она Тыва, и захотела выделиться из состава государства. Тамошние элиты вдруг полюбили говорить о многовековом угнетении сибирских народов русскими. Вдруг возникла идея о создании республики Сибирь, независимой от Москвы. СМИ пестрели заголовками: «Нас угнетали», «Нас закабалили». Хорошо, что национализму не дали приобрести крайние формы.

Стереотип поведения каждого этноса определяется ритмом энергетики. И если ритмы двух разных народов близки или совпадают, это оборачивается безотчётной близостью, расположением. Русские «совпали» с сибиряками. По данным на 2019 г. почти 84% жителей регионов Сибири положительно оценили состояние межнациональных отношений. В среднем по России этот показатель составляет 79%. Любопытно, что многие сибиряки высказывают свое неудовлетворение понятием «толерантность», которое незаметно вошло в российский словарный обиход. По их мнению, это слово, означающее «терпимость», «принятие», не совсем точно отражает желаемые межэтнические отношения. Многие с ностальгией вспоминают советский период, когда взаимодействие между национальностями характеризовалось как «уважение» и «дружба».

Библиографический список:

1. Библиотека Сибирского краеведения http://bsk.nios.ru/content/sibirskiy-ierusalim.html-0

2. Быконя Г. «Сибирь не знала этнической эксплуатации» news.rambler.ru/other/38545120-istorik-gennadiy-by...eskoy-ekspluatatsii/

3. Вахтин Николай. «Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания» http://indbooks.in/mirror5.ru/?page_id=56306

4. Полякова Е. «Бедные евреи» https://news.ngs.ru/more/719277/

Количество просмотров: 5684  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы