Факт 22 - модно быть умным, или «Путешествие по словарям»

 
 

Боярская Екатерина Александровна,

методист МБОУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский»

 

Факт 22 - модно быть умным, или «Путешествие по словарям»

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов.
Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Илья Ильф, Евгений Петров

Что такое «Факт 22»?

В 2016 году Сбербанк при участии исследовательского агентства Validata, входящего в состав международной маркетинговой сети Global Marketing, провел исследование молодежи в возрасте до 25 лет.

Отчет о результатах выложен на сайте банка в свободном доступе (адрес ресурса: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf). Выводы, приведенные в отчете, помогают понять мотивацию, установки, ценности и ожидания молодого человека и предложить ему актуальную коммуникацию.

Наше внимание привлек Факт 22, который утверждает, что молодой человек хочет уметь «Поддерживать разговор на разные темы», «Быть нескучным», другими словами – «Модно быть умным».

Мы решили опереться на этот факт при подготовке традиционного для нашего музея «Дорогами детства» Центра развития творчества детей и юношества «Заельцовский» мероприятия, посвященного «Дню словарей и энциклопедий», который в нашей стране отмечают 22 ноября в день рождения выдающегося русского словесника составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. В 2019 году мы назвали нашу программу «Путешествие по словарям».

Размышления о словарном запасе, или «старые-новые» слова

Размышление № 1. Ни для кого не секрет, что наш «великий и могучий» русский язык сегодня претерпевает множество изменений, зачастую приводящих его к упрощению. Стремительное развитие компьютерных технологий, изменение темпов жизни, стремление к краткости, точности и информативности сообщений привели к тому, что в русском языке (особенно в повседневной речи молодого поколения) появилось огромное количество новых специальных слов и выражений. Сегодня задача коммуникаций – сообщить точно, кратко и емко. В такой ситуации не всегда возможно или даже уместно использовать эффектные речевые формы и обороты. Язык как средство коммуникации становится проще.

Размышление № 2. Появление новых специальных слов и выражений всегда было и остается «побочным эффектом» технического прогресса. Так совсем недавно мы узнали и стали использовать слова аккаунт, блог. Или слово появляется вместе с вещью, например: флэша, ноутбук, смартфон. Использование новых специальных слов и выражений один из показателей широкого кругозора, что, так или иначе приводит к увеличению словарного запаса человека.

Размышление № 3. Но, если сегодня главная задача языка — это коммуникация, а сообщение должно быть точным, кратким, и емким, то нужно ли обогащать и пополнять словарный запас?

Американский исследователь Джонсон О’Коннор, который занимался изучением словарного запаса и его влиянием на успешность человека считал, что: «…объем словарного запаса человека – главная и единственная мера для предсказания профессионального успеха в любой области».

Крупнейший мировой лингвист Ноам Хомский уверен в том, что: «…язык был создан не для коммуникации, а для мышления, а общение – это уже побочный продукт». Другими словами, богатый словарный запас позволяет нам мыслить и подбирать слова таким образом, чтобы наше сообщение отвечало требованиям сегодняшней коммуникации – было точным, кратким, емким и выразительным.

Размышление № 4. В сети существуют сайты, на которых можно узнать сколько слов знают известные люди – лидеры мнений у молодежи. Там же можно посчитать объем своего словаря и разные способы его пополнения.

Изучая эту тему, мы обратили внимание на статистику, которая утверждает, что современный школьник ежедневно узнает 10 новых слов, а одним из вариантов пополнения словарного запаса, ученые предлагают использовать устаревшие слова, которые ушли из повседневной речи. Например, огниво, горница, перст.

Мы решили провести эксперимент в форме игры, в результате которой каждый участник узнает 10 «старых-новых» слов. Например, козетка – двухместный диван, жардиньерка – подставка или корзина для цветов.

Будет ли тема словарного запаса интересна детям, или как мы делали эту тему интересной

А будет ли интересно молодежи сколько слов в русском языке, сколько слов знает школьник, а сколько профессор? Как организовать мероприятия так, чтобы информация запомнилась, а тема вызвала у ребят исследовательский интерес к родному языку?

При подготовке программы «Путешествие по словарям» мы обратились к ключевым выводам и рекомендациям Сбербанка «30 фактов о молодежи».

Предлагаю вашему вниманию наш опыт, частично основанный на некоторых выводах и рекомендациях исследования – «ГДЕ взаимодействовать», «КАК взаимодействовать», «ЧТО говорить», «ЧТО предлагать».

«Выставка словарей»

Так как музей – это прежде всего предмет, то мы организовали выставку словарей из запасов библиотеки ЦРТДиЮ. Несколько книг предоставил методист музея из личной библиотеки.

Рекомендации

  • Предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде.
  • Не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно.

Наше решение

Подробно представлены только два словаря – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль, «Словарь русского языка» С.И. Ожегов. На отдельном листе указан объем словаря, информация выделена цветом, размером, формой.

Орфографический словарь (1923 г/в.) представлен на отдельной полке.

  

Раздел, посвященный А.С. Пушкину – Журнал «Нива», выпущенный к 100-летнему юбилею Пушкина (1899 г/в.), «Евгений Онегин» А.С. Пушкина представлен на отдельной полке, отдельно указан объем словарного запаса Пушкина, информация выделена цветом, размером, формой, добавлено художественное оформление: чернильница, перо, «рукописи» автора.

Различные словари, справочники и энциклопедии для демонстрации многообразия справочной литературы.

  

Всю теоретическую информацию по теме систематизировали и оформили в плакаты. Наиболее интересные факты выделены с помощью визуальных эффектов.

Наше решение плакатов (можно использовать для школьной библиотеки без привязки к выставке)

  • словари – основные понятия и даты;
  • словарный запас – среднестатистические данные;
  • словарный запас – объем словарного запаса великих писателей и лидеров мнений у молодежи;
  • энциклопедии – основные понятия и даты;
  • википедия как самая популярная свободная энциклопедия – основные характеристики.

 

Наши наблюдения

Выставка вызвала у обучающихся меньший интерес, чем интерактивные занятия. Взрослые наоборот с большим интересом смотрели книги, представленные на выставке, чем принимали участие в активных формах.

 

Плакаты вызвали интерес и у взрослых, и у детей, так как мы использовали данные словарного запаса и среднестатистического школьника, и лидеров мнений у молодежи.

 

Интерактив «Крылатые фразы»

Конечно, мы включили в программу устойчивые фразеологизмы, больше известные как «крылатые фразы».

Рекомендации

  • Предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде.
  • Не перегружать большими объемами информации – должно быть сразу понятно.
  • Вовлекать в активное «практическое» взаимодействие.

Наше решение: можно использовать в рамках школьной программы без выставки; может участвовать любой, кто умеет читать.

 

Наиболее популярные фразеологизмы: «Бить баклуши», «Затрапезный вид», «Попасть в просак» и другие, мы оформили в виде отдельных табличек с «крылышками». На одной стороне написали саму фразу, на другой – объяснение. Таблички развесили в музее и по всему зданию центра.

Наши наблюдения

Такое расположение и свободный доступ создают условия для проявления активности обучающимися (педагогами, родителями и другими посетителями центра творчества) в изучении предложенного материала. Старшие учащиеся, педагоги центра и родители самостоятельно принимали участие в интерактиве.

Игра «Словарный запас»

Рекомендации

  • Предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде.
  • Ориентироваться на «среднестатистического» человека.
  • Вовлекать в активное «практическое» взаимодействие.
  • Помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей.
  • Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет.

Наше решение: можно проводить в рамках школьной программы без выставки, возраст 10+.

 

Цель игры – создание условий для формирования у обучающихся интереса к изучению родного языка, расширения кругозора и пополнения словарного запаса.

Задачи игры:

  • познакомить обучающихся с понятием «устаревшие слова»;
  • узнать 10 устаревших названий знакомых предметов;
  • пробудить познавательный интерес к родному языку;
  • сформировать интерес к исследовательской деятельности.

 

Для игры мы подготовили:

Таблички с устаревшими названиями и описанием предметов. Мы подобрали 10 предметов, существующих в сегодняшней повседневной жизни, и нашли их устаревшие названия. Таблички разместили на соответствующих предметах в здании и кабинетах центра творчества.

  1. Гардероб.
  2. Козетка, или канапе.
  3. Рукомойник.
  4. Око.
  5. Сундук.
  6. Картоньерка.
  7. Жардиньерка.
  8. Геридон.
  9. Коник.
  10. Огневщик.

Маршрутный лист с вопросами. Ответы сформулировали таким образом, что для того чтобы написать правильный ответ, нужно прочитать все описание на табличке.

Сертификат о пополнении словарного запаса на 10 слов (все слова указали в сертификате). Сертификат выдавали тем обучающимся, кто прошел игру и ответил на вопросы:

  • Какие слова вы узнали?
  • Сколько новых слов вы узнали?
  • Встретили ли вы во время игры знакомые слова?
  • Какие слова запомнились вам лучше и почему?

 

Наши наблюдения

Дети любят играть и всегда активно откликаются на наши интерактивные занятия. Эта игра не стала исключением. Особенно мотивировала к активности возможность получить сертификат, который свидетельствует о достижении пусть и краткосрочной, но конкретной цели.

Результаты, или пополнение фондов нашего музея

В воспитательной работе всегда сложно понять достигнут ли желаемый результат. Получилось ли у нас решить задачи, поставленные в начале урока.

Самым наглядным результатом программы стало приятное событие – семья учащейся нашей студии «Северное сияние» Вахрамян Софии передала в дар музею газеты 1912 года выпуска. Титульный лист журнал «Нива» сохранила ее бабушка – Вахрамян Наталья Валерьевна. Она сказала: «Пусть ребята читают настоящую «старинную» газету, находят непонятные слова и узнают их значение».

 

Все этапы программы от подготовки до выдачи сертификатов мы отражали на странице МВК «Дорогами детства» на сайте ЦРТДиЮ «Заельцовский» (http://crtduzaelcovka.edusite.ru/p199aa1.html) и на нашей странице в инстаграм (https://www.instagram.com/muzey_dorogamidetstva/).

За это время число подписчиков в инстаграм увеличилось в полтора раза. Так как день словарей мы проводим ежегодно, в следующем учебном году мы планируем увеличить активность в инстаграм.

На наш взгляд организация урока в формате игры – наиболее эффективное средство для пробуждения познавательной деятельности обучающихся.

Количество просмотров: 5337  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы